В воскресенье 24 июня в Турции прошли  досрочные президентские и парламентские выборы.  В избирательные бюллетени были включены фамилии Эрдогана от правящей Партии справедливости и развития, Мухаррема Индже от основной оппозиционной Народно-республиканской партии, Селахаттина Демирташа от прокурдской Партии демократии народов, Мераль Акшенер от Хорошей партии, Темеля Карамоллаоглу от Партии благополучия и Догу Перинчека от Рабочей партии.

Действующий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган победил на выборах  с результатом 52,6% по данным обработки 99% бюллетеней, его основной соперник Мухаррем Индже набрал 30,7%, Демирташ — 8,4%, Акшенер — 7,3%, Карамоллаоглу — 0,9%, Перинчек — 0,2%. По результатам, опубликованным госагентством  Anadolu , явка на выборах составила 87% или 61 миллион избирателей из 81 миллионного населения.

Интригой до последнего оставалось то, будет ли назначен второй тур президентских выборов, поскольку у действующего лидера страны Реджепа Тайипа Эрдогана  был сильный конкурент от оппозиционной левоцентристской Народно-республиканской партии Мухаррем Индже. Именно ему многие прочили прохождение вместе с Эрдоганом во второй тур, который, в случае проведения, состоялся  бы 8 июля.

По оценке некоторых экспертов,  на второй тур,  вся оппозиция собиралась сплотиться  вокруг единого кандидата, и тогда у Эрдогана шансов на победу было бы меньше.

Чуда не произошло, и теперь Эрдоган не только президент. После этих выборов вступают в силу изменения в конституцию страны: Турция становится президентской республикой, президент получает полномочия премьер-министра и почти безграничную власть, а полномочия парламента почти нивелированы.

На парламентские выборы шло два альянса: «Народный альянс» (AKP и MHP) и Альянс «Нация» (СНР, Хорошая партия, Сеадет и демократы). И тут коалиция АКП ПНД победила. Партия справедливости и развития, которая набрала 42,4% по итогам обработки 98% бюллетеней, националистическая Партия национального движения набрала 11,1%.

Таким образом, объединяющий их Народный альянс получает 53,5% голосов и большинство мест в парламенте. Основная оппозиционная Народно-республиканская партия набрала 22,7%, Хорошая партия — 10,0%, Партия счастья — 1,4%, объединяющий их Национальный альянс — 34,1%. В парламент также проходит прокурдская Партия демократии народов — 11,5 % голосов.

Выступая на митинге своих сторонников в Анкаре после победы на выборах, Эрдоган пообещал работать днем и ночью, чтобы превратить свою страну в пример для всего мира.

«Я благодарю каждого гражданина, который пришел на выборы и исполнил свой долг, какой бы партии он не отдал свой голос. В ближайшее время мы исправим все наши недостатки. В большей части мы закончили подготовку к переходу на президентскую систему. Определившись с министрами и аппаратом, мы примемся работать ночью и днем, выполним все свои обязательства и станем примером всему миру», – сказал Эрдоган.

Иное мнение…

Из примечательных факторов этих выборов стоит отметить, что правящая партия потеряла самостоятельное большинство и у нее будет 294 места в 600-местном Меджлисе (парламенте). Большинство она создаст только благодаря партнеру по блоку — Партии националистического движения.

По данным оппозиции, Эрдоган набрал менее 45% голосов, что лишает его победы в первом туре, а Мухаррем Индже — почти 34%, а не 30%, как сообщают турецкие СМИ.

Другим важным моментом, было то, что сайт турецкого центризбиркома (ysk.gov.tr) в самый ответственный день не был доступен, и результаты подсчета сообщало  лишь госагентство Anadolu, которому оппозиция призывала не доверять. Также стоит добавить, что по сообщениям разных источников примерно 7 представителей ЦИК сразу после выборов подали в отставку.

В свою очередь главный оппозиционер Мухаррем Индже, набравший около 31% голосов, признал поражение на выборах, сказав: «На меня не было оказано никакое давление, Эрдоган победил. Хотя на этих выборах, было и много нарушений», — сказал он.

Как рассказал # журналист, политический обозреватель «Комсомольской правды» Аббас Джума, выборы  прошли под полной предвыборной агитацией в крупных СМИ действующего президента. В то время как, например, кандидата от «Хорошей партии» Мераль Акшенер лишали доступа на ТВ, мешали ее агитационной программе, срывали предвыборные плакаты в общественных местах. То есть власти всячески мешали этому кандидату. Что кстати сильно сказалось на результатах Мераль, а именно одним из сюрпризов стало то, что кандидат от прокурдской демократической партии Селахаддин Демирташ набрал больше голосов, чем Акшенер.

«Уважаемый Эрдоган, ваш зять потребовал от агентства Anadolu в 21.30 чтобы они заявили, что вы победили с 52% или нет? Если это не нарушение избирательных прав, которые мы обязаны хранить как зеницу ока, то что?», — написала по итогам выборов Мераль Акшенер.

Курды против Эрдогана…

Одним из показательных моментов данных выборов была карта городов, в которых Эрдоган победил, а в которых явно проиграл. Так, например, в Стамбуле, в его родном городе, где он начинал свою политическую карьеру, и был мэром города, Эрдоган набрал ровно 50% голосов. Все западное побережье Турции проголосовало за главного противника Эрдогана Мухаррема Индже, что также является показателем, что туристические зоны Турции, оказавшись в последнее время под давлением, не видят его больше у власти.

Одной из сенсаций выборов была популярность представителя прокурдской партии Селахаддина Демирташа, который смог набрать 11% и прошел в парламент, а также стал третьим кандидатом по популярности в стране, причем сам кандидат все это время сидит в тюрьме. Фактически вся восточная Анатолия, в местах компактного проживания курдов, за исключением некоторых регионов, проголосовала за Демирташа. Интересно и то, что прокурдский кандидат также победил в регионах компактного проживания азербайджанцев, например в Ыгдыре. Данный факт, говорит о том, что азербайджанцы Турции и курды, практически отвернулись от Эрдогана.

То, что Турция сегодня поделена на две части: на светскую и исламскую – это не новость. Другой вопрос в том, что электоральная база самого Эрдогана — это представители религии, а светское общество не желает видеть его у власти.

Победителей не судят

Даже ярые противники президента Эрдогана признают, что он в стране популярен и имеет свои «кровные» 45%, но отрицать  факт  фальсификации на этих выборах, смысла нет, он, безусловно, имел место быть. Но, как и отмечали разные источники из Турции, Эрдоган сможет сфальсифицировать всего 5%. Другой вопрос, что этого ему было достаточно, чтобы победить с первого тура и не идти на опасный второй тур, где против него могли объединиться  аж 4 кандидата сразу. Поэтому Эрдоган рисковать не мог…

Подобный «фокус» можно было увидеть еще и во время референдума в Турции в 2016 году, когда в течение 2 часов, было обработано 86% бюллетеней, а остальные 14% за два с половиной часа, то есть без фокусов не обошлось еще тогда. Кстати говоря, о референдуме, стоит сказать, что не для оппозиции Эрдоган его проводил, не для того, чтобы затем усиленное президентское кресло отдать оппозиционному кандидату.

Что касается самого Эрдогана, то ему надо отдать должное – он на сегодня самый популярный политик Турции,  у него множество международных политических и экономических побед. К политическим стоит отнести то, что он держит свое слово  по Сирии и создает там «буферную зону» выдавливая из своих границ враждебных курдов.

Сложившееся международное положение вокруг Турции, а именно война на Ближнем Востоке, обострение ситуации с Грецией, неоднозначные отношения с западными странами, говорит о том, что на сегодня стране нужна сильная и устойчивая власть.

Долгие годы Турция провела в борьбе внутренних парламентских баталий, из-за которых страдало государство и его интересы в регионе. В итоге это привело к тому, что с Турцией перестали считаться, и страна была всего лишь форпостом НАТО на Ближнем Востоке. Такая Турция не могла устраивать Эрдогана, а потому он и решил поменять ее, ибо сегодня позиция Турции в Сирии не слабее, чем у тех же Ирана и России, не говоря уже о США и Франции.

Другой важный момент – это то, что, несмотря на все сложности в экономике Турции, при Эрдогане дефолта в Турции не было. Экономический успех и подъем Турции наблюдаются именно при власти Эрдогана.

А что для Азербайджана?

Победа действующего президента выгодна также и  Азербайджану, так как – это означает, что все задуманные проекты и планы пойдут  по плану. С новой турецкой властью надо было бы договариваться в новых условиях и по новым правилам, что возможно и не устраивало бы Азербайджан.

При всем том, что Эрдоган неординарная личность, с ним работать более легко и понятно, нежели чем с другими политиками. Он может выбивать для интересов своей страны нужные ему результаты, и тут урегулирование карабахского конфликта не исключение. Возможно в последующие годы, мы станем свидетелями более тесного интегрирования азербайджанской и турецкой армии.

Что касается экономической составляющей, то тут стоит сказать, что Азербайджан и Турция в последнее время совместно реализуют два таких проекта, как БТК и TANAP. Поэтому для Баку стратегически выгодно, чтобы в Турции наблюдалась политическая стабильность, в противном случае перспективы данных проектов попадают под вопрос.

image
(Пока оценок нет)