Перейти к комментариям Версия для печати изменить цвет подачи. Сделать шрифт жирным. Альтернативный просмотр. Увеличьте шрифт. Уменьшите шрифт.

“Прослеживая деятельность грязевых вулканов можно предсказать сейсмическое событие”, -

Темы

Об авторе

Подписка
Автор
  . 03 мая 2013

считает руководитель отдела "Грязевой вулканизм" Института геологии НАНА, доктор геолого-минералогических наук Адиль Алиев

Прослеживая деятельность грязевых вулканов можно предсказать сейсмическое событие,  Активизация землетрясений в последнее время, а тем более, совсем рядом с границами нашей страны – в Иране и Турции, наводит на неприятные мысли. Землетрясений люди боялись всегда и поэтому стремились предсказать их заранее, чтобы как-то обезопаситься. Ныне мы обратились к ученому, который долгие годы изучал связь между грязевым вулканизмом и сейсмичностью.
Итак, гостем нашей рубрики сегодня стал руководитель отдела “Грязевой вулканизм” Института геологии НАНА, доктор геолого-минералогических наук, заслуженный деятель науки, профессор Адиль Алиев:
- К вопросу связи грязевого вулканизма с сейсмичностью обращались многие исследователи Азербайджана, начиная с середины XIX века, когда известный ученый академик Герман Абих посетил Азербайджан и впервые охарактеризовал более пятидесяти вулканов. Притом поводом для этого послужило грандиозное извержение в 1861 году банки Кумани (ныне Чигилдениз) в Бакинском архипелаге.
Накопленный за последние два столетия богатый фактический материал однозначно свидетельствует о существовании генетической связи грязевого вулканизма с происходящими землетрясениями. В частности, многие грязевые вулканы Гобустана, ЮВ Ширвани и Южного Каспия проявляют грязе-вулканическую активность в связи с теми землетрясениями, очаги которых расположены в непосредственной близости от них.
Выполненный нами анализ связи грязевого вулканизма с сейсмичностью территории Восточного Азербайджана на примере Гобустана с полной достоверностью показывает, что большинство грязевых вулканов извергается после того, как происходит сильное землетрясение. Мое убеждение, что сильные землетрясения “провоцируют” извержение вулкана основано на многочисленных фактах, приведенных в публикациях и полученных в результате наших исследований за последние 30 лет.
Приведу некоторые сведения из ранних публикаций. 5 сентября 1799г. извержение грязевого вулкана Голубицкого на Таманском п-ове совпало с подземными толчками в Екатеринодаре (ныне Краснодар). В туркменском секторе Каспийского моря в июне 1895г. появление острова (на месте нынешней банки Ливанова) совпало с моментом Узунадинского землетрясения. В январе 1902г., через 15 минут после катастрофического Шамахинского землетрясения, произошло бурное извержение вулкана Шихзарли в районе Маразы. И таких фактов немало.
Надо сказать, что нередки случаи, когда активизация грязе-вулканической деятельности происходит перед землетрясением, как в период его последней стадии подготовки. В течение ряда лет, в середине 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия, нами, совместно с Опытно-методической геофизической экспедицией (ОМГЭ) проводились режимные исследования на вулканах, расположенных в различных районах Азербайджана, особенно в пределах Шамахы-Гобустанского сейсмоактивного района, в аспекте геохимических методов прогноза землетрясений. Тогда объектом исследования были выбраны 14 вулканов, на которых ежедневной и недельной частотой производились замеры дебитов флюидов, изучался состав газов и вод.
Вариации химического состава флюидов сопоставлялись с количеством происшедших за этот период землетрясений с учетом бальности 3-3,5 по шкале Рихтера. В результате выполненных работ были установлены закономерности в изменении некоторых компонентов состава газов – углекислого газа (СО2), гелия (Не) и вод (бор, SO4, хлор) в сторону их аномального увеличения в период активизации вулканической деятельности, предшествующих сейсмическим событиям в районе. Например, перед землетрясением в Шамахинском районе в августе 1985г., в составе газа вулкана Гызмейдан и воды вулкана Матраса, расположенных недалеко от эпицентра землетрясения, заметно увеличилось содержание гелия, почти на порядок и сульфатов, достигнув значения 0,41 мг-экв/л. Еще в те годы нами были выявлены газогидрогеохимические показатели связи грязевого вулканизма с сейсмичностью в качестве возможных предвестников землетрясений. При том, углекислый газ считался “коротким предвестником”, а гелий “длительным”, т.к. первый в составе газа увеличился за 2-5 дней, второй за месяц.
Эти работы нами продолжались и в последующие годы; получены новые данные в аспекте установленной взаимосвязи вулканизма с сейсмичностью. Но об этом чуть позже, и отрадно отметить, что наши выводы нашли свое подтверждение в работах зарубежных коллег, занимающихся вопросом влияния сейсмичности на активизацию деятельности грязевых вулканов.
АТЛАС ГРЯЗЕВЫХ ВУЛКАНОВ МИРА
Последние годы, в связи с составлением Атласа грязевых вулканов мира, мы подготовили банк данных по вулканам зарубежных стран и выяснили, что в более, чем 10-ти из них, в частности, в Италии, Румынии, Китае, Малайзии, Н.Зеландии и др., получены аналогичные с нашими научные результаты.
Так, в 90-х годах на отдельных грязевых вулканах Северных Апеннин Италии для определения природы грязе-вулканических событий был организован специальный геохимический мониторинг. В ряде стран после извержений сильные землетрясения произошли на следующий день или через несколько дней, как у нас в Азербайджане. А в Восточной Румынии массивные грязевые потоки предшествовали довольно сильному землетрясению с магнитудой более 7 баллов намного раньше. Как сообщил мне академик Евгений Шнюков из Украинской Национальной академии наук, на грязевых вулканах Керченского п-ова два года проводились наблюдения, изучался состав газа и было зафиксировано повышение СО2 за день или в день землетрясений. Столько совпадений, естественно, это не случайность, а какая-то природная закономерность, объясняющая их генетическое родство.
Последние 15 лет вопросы влияния сейсмичности на активизацию деятельности грязевых вулканов Азербайджана, на пароксизм их бурных извержений, причинная связь, взаимодействие этих 2-х природных процессов являлись одним из важных научных направлений наших исследований, ибо в генетическом отношении вулканизм и землетрясения своими проявлениями обязаны тектоническим напряжениям, накапливающимся в земной коре. Их взаимодействие обуславливается расположением смежных микроплит или тектонических блоков, в пределах которых сейсмоактивные слои находятся в аналогичных или близких геодинамических условиях. Сейсмические волны, возникшие в одном из микроблоков, не затухают, пока не передадутся в смежный микроблок.
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР СЕЙСМОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ НА СТРАЖЕ СПОКОЙСТВИЯ ГРАЖДАН
Хочу отметить, что начиная с 2000 года наши научные исследования грязевого вулканизма в связи с землетрясениями в Азербайджане проводятся в тесном контакте с Республиканским центром сейсмологической службы (РЦСС), имеется ряд совместных публикаций в ежегодно издаваемых публикациях этого центра и трудах Института геологии НАНА, а также в зарубежных журналах.
Как известно, в Азербайджане ежегодно происходит до 3-5 извержений грязевых вулканов. Однако в период их активизации, связанные с повышением сейсмичности в близких к грязе-вулканическим областям регионах республики, количество извержений увеличивается до 10 и более раз. Так, в прошлом столетии, начиная с 1926 по 1989 годы, в отдельные годы были зафиксированы от 6-12 извержений наземных и морских вулканов, а начало нового тысячелетия – 2001 год был отмечен рекордным количеством – 16 извержений. По данным РЦСС, в том году произошло более 100 ощутимых сейсмических событий.
На территории Восточного Азербайджана, особенно начиная со второй половины 80-х годов прошлого столетия (1986-1990 гг.) и начала нового века, наблюдалось усиление сейсмической активности. В этой связи нами был проанализирован фактический материал о землетрясениях и зафиксированных извержениях грязевых вулканов, происшедших в Азербайджане за последние 25 лет в аспекте связи проявления грязевого вулканизма с сейсмичностью.
При этом мы старались к этому вопросу, по возможности, подойти комплексно, т.е. интерпретировать данные о происходящих сейсмических событиях в республике с учетом магнитуды землетрясения, глубины очага, энергетического класса, расстояния между эпицентром и вулканом, процессов подземных деформаций – сжатия и растяжения. Кроме того, рассматривались, главным образом, землетрясения, гипоцентры которых находились недалеко от вулканов, не более 100 км, например, в Шамахинском, Маразинском районах, в шельфовой зоне Каспия и на севере Нижнекуринской впадины, в районе Гаджигабула и Ширвана.
В результате получены многочисленные факты, наглядно подтверждающие ранее установленную связь грязевулканического процесса с повышенной сейсмичностью соседних районов, с эпицентрами землетрясений, преимущественно в пределах Каспия и частично в Шамахинским районе и на севере Нижнекуринской впадины. За эти годы на 47 грязевых вулканах произошло 103 извержения, и половина из них в Торагайском микроблоке Гобустана. И сегодня с достаточной убедительностью можно сказать, что сильные землетрясения играют роль “спускового механизма” в грязевулканическом процессе, подземные толчки “провоцируют” извержения вулканов, т.е. последнее надо рассматривать как следствие землетрясений, и извержения, в основном, следуют с некоторым опозданием за землетрясением, по нашим данным, от 4 до 25 дней.
ОЧАГ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ И ВУЛКАН В ОДНИХ ПРЕДЕЛАХ
При этом причинная связь устанавливается, когда очаг землетрясения и вулкан находятся в пределах одной разломной структуры, и если вулкан длительное время находился в покое и накопил достаточно энергии для пароксизмального проявления. В качестве примера можно привести вулканы, извергавшиеся в 2001 г.:Дурандаг через 41 год, Аязахтарма, Чапылмыш – через 16-17 лет, Солахай, Шекихан – 12 лет, Кейреки, Локбатан – 11 лет и т.д.
В последние годы проводимые в этом направлении исследования, а также анализ материалов по зарубежным грязевым вулканам, показали, что не всегда разломы служат “проводниками” сейсмических волн, извержения вулканов могут произойти и вне разломной зоны, т.к. сильные землетрясения с интенсивностью пять, шесть и более баллов, как правило, “провоцируют” пробуждение и пароксизмальную деятельность грязевых вулканов, особенно когда гипоцентр землетрясения находится на близком (до 100 км) расстоянии от вулкана. При землетрясениях, особенно сильных, в радиусе 70-80 км от его очага создается зона напряжения, которая возбуждает вулкан, находящийся в пределах этой зоны, региональных структур-автохтона и паравтохтона опять такие, если вулкан накопил энергию и готов для извержения. Однако в большинстве случаев извержения происходят при расположении гипоцентра землетрясения гипсометрически ниже грязевулканического очага. Близповерхностные (неглубокие) подземные толчки не всегда обуславливают извержения грязевых вулканов, т.к. радиальные сейсмические волны оказывают давление на грязевулканический очаг сверху и вулканическая брекчия распространяется в горизонтальном направлении вдоль напластования пород.
Анализ сведений о землетрясениях и деятельности грязевых вулканов за период 1986-2010 гг. показал, что подземные толчки провоцируют не только бурные извержения грязевых вулканов, но и влияют на активизацию грифоно-сальзовой стадии вулканической деятельности.
Приведу ряд фактов. После Каспийских землетрясений в ноябре – декабре 2000 года и последующих сейсмических событий с эпицентрами землетрясений в близко расположенных от вулканов районах, в начале нового тысячелетия на многих грязевых вулканах, в том числе и на островных в Южном Каспии, была зафиксирована активизация их грифонно-сальзовой стадии деятельности накануне предстоящих сейсмических событий, т.е. в период их подготовки. Так, подобное явление наблюдалось на островном вулкане Гарасу в сентябре 2001г. и на вулкане Пильпиля Гарадагская на Абшеронском п-ове в октябре 2002 года, соответственно, за 10 и 11 дней до землетрясений на севере Бакинского архипелага. Обильные грязеизлияния перед землетрясениями были отмечены в 2002г. на вулкане Агзыбир (ЮВ Ширван), в 2006г. на Ахтарма-Гарадаге (Абшеронский п-ов), в 2007г. на К.Мараза (Центр.Гобустан), в 2009г. на вулкане Дашгиль (Южный Гобустан). Небезынтересно отметить, что сейсмические станции фиксируют подземные толчки, возникшие при извержении грязевых вулканов. Однако эти “своеобразные” записи грязе-вулканических землетрясений легко опознаются сейсмологами в отличии от настоящих землетрясений; они более слабые, притом фиксируются лишь станциями, близко расположенными. Извержение вулкана “Бузовна-Пильпиляси” 21 марта 2001г., расположенного в море, севернее Абшеронского п-ова, было четко зафиксировано Нардаранской сейсмостанцией, и толчок ощутили жители высотных домов поселка Бузовны. Через 3 месяца, 26 июня на Абшеронском п-ове произошло извержение грязевого вулкана Кейреки в районе пос.Бинагады. Извержение с определенными перерывами продолжалось почти два с половиной часа. Начало (20 часов 42 минуты) и окончание этого процесса (11 часов 20 минут) было зафиксировано Бакинской сейсмостанцией. Таких примеров можно привести много. Отмечу и последнее: 20 сентября 2012 ранним утром произошло очередное крупное извержение самого активного вулкана Азербайджана – Локбатан, так же на Абшеронском п-ове. Произошли три фазы извержения общей длительностью 23 минуты. Сейсмическая телеметрическая станция Kinemetrics зафиксировала в зоне вулкана слабые землетрясения. Были установлены время начала извержения, его продолжительность, глубины очагов и энергия извержения.
При рассмотрении вопросов сейсмичности необходимо учесть, что в районе развития грязевого вулканизма обычно сейсмическая активность значительно слабее (до 3-4 баллов), чем за пределами этого района (до 5-7 баллов). По-видимому, частые извержения грязевых вулканов и активная грифонно-сальзовая стадия деятельности ослабляют энергетический потенциал землетрясения, который способствует его проявлению как фактор, разряжающий сейсмическое напряжение. Поэтому на территории Абшеронского п-ова, особенно в его западно-юго-западной части, а также в Южном Гобустане, где часто происходят извержения вулканов и наблюдается активная грифонно-сальзовая деятельность, ожидать ощутимые землетрясения не приходится.
В рамках одной статьи, естественно, невозможно все расписать, ссылаясь на огромный фактический материал, накопленный нами в результате наблюдений и исследований деятельности грязевых вулканов за эти годы в различных регионах Азербайджана, особенно в Шамахы-Гобустанском районе, где они широко развиты.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕДВЕСТНИКИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ
Надо отметить, что статистико-сравнительный анализ данных о землетрясениях и зафиксированных извержениях грязевых вулканов позволяет нам прослеживаемую за многие годы активизацию грифонно-сальзовой стадии деятельности вулканов рассматривать в качестве возможных предвестников землетрясений.
Речь идет не о прогнозе землетрясений. Заранее прогнозировать сейсмическое событие или извержение грязевого вулкана – задача весьма сложная. Над этим вопросом уже многие десятилетия усердно работают коллективы ученых-геофизиков, сейсмологов, вулканологов. Однако, прослеживая деятельность грязевых вулканов, происходящие подземные толчки в близких от вулканов районах, особенно слабые землетрясения, можно предсказать предстоящее сейсмическое событие.
Для уточнения механизма этого природного явления необходимо проведение геохимического мониторинга на грязевых вулканах в период их спокойной грифонно-сальзовой стадии деятельности. Как уже я отмечал, подобные работы, с изучением информативных компонентов в составе выносимых вулканами газов и вод, мы проводили еще в 80-х годах прошлого столетия. Сейчас есть насущная необходимость возобновления этих работ на еще более современном уровне, чтобы получить ежедневную информацию о динамике изменений в деятельности грязевых вулканов и оценке геориска.

Рубрики: Природа