Перейти к комментариям Версия для печати изменить цвет подачи. Сделать шрифт жирным. Альтернативный просмотр. Увеличьте шрифт. Уменьшите шрифт.

Космос в мирных целях

Темы

Об авторе

Подписка
Автор
  . 01 мая 2013

Азербайджан может найти свою нишу в освоении Вселенной

Космос в мирных целяхУспешная реализация нефтегазовой стратегии позволила заметно увеличить финансовые возможности Азербайджана. Сегодня одним из приоритетных направлений вложения средств становится развитие информационно-коммуникационных технологий, в том числе становление космической промышленности.
В Министерстве связи и информационных технологий состоялась встреча министра Али Аббасова с турецкой делегацией, возглавляемой генеральным директором турецкой телерадиокомпании TRT Ибрагимом Шахином. На встрече министр, сообщив о деятельности министерства в сфере телерадиовещания, в том числе работах по внедрению цифровых технологий, высоко оценил сотрудничество турецкой телерадиокомпании с Азербайджаном. Упомянув о роли космических спутников в повышении качества услуг телерадиовещания, министр отметил зону покрытия первого телекоммуникационного спутника Азербайджана Azerspace-1 – Европа, Центральная Азия и страны Африки. Азербайджанский спутник будет оказывать услуги телерадиовещания, доступа в Интернет, передачи данных. Министр сказал, что и TRT может воспользоваться возможностями космического аппарата.
Ибрахим Шахин, поздравив министра с запуском спутника, сказал, что наличие собственного спутника является показателем социально-экономического развития страны, и телерадиокомпания заинтересована в услугах аппарата. Сообщив о 15 телеканалах TRT, гендиректор отметил возможность трансляции 3-4 телеканалов посредством Azerspace-1 на начальном этапе.
На встрече стороны также обсудили возможности широкополосных интернет-услуг, интерес к радио, телевидению и интернет-телевидению в условиях серьезной конкуренции, подготовку профессиональных кадров в сфере телерадиовещания, обмен опытом в этой сфере, дистанционное обучение посредством Интернета.
Кстати, ОАО Azerkosmos Министерства связи и информационных технологий приняло участие в 52-й сессии юридического подкомитета Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях (Committee on the Peaceful Uses of Outer Space-COPUOS) в Вене (Австрия). Выступившая на мероприятии юрист ОАО Арзу Мамедова рассказала о развитии космической сферы и улучшении законодательной базы в Азербайджане, а также проводимых предприятием работах в этом направлении. В рамках сессии, в которой принимали участие представители 54 стран-членов комитета, различных структур и организаций, была обсуждена ситуация с применением пяти соглашений ООН по космическому пространству, деятельности межправительственных и неправительственных организаций по космическому праву и принципам использования ядерных энергетических источников на космическом пространстве. Также были рассмотрены вопросы определения границ космического пространства, равноправного использования геостационарной орбиты, создания соответствующей законодательной базы стран-членов по мирному использованию космического пространства, развития кадровых ресурсов в сфере космического права. Кроме того, участники сессии обсудили разработку механизмов для международного сотрудничества по управлению космическим мусором и мирному использованию космического пространства.
Кстати, если Азербайджан с надеждой смотрит в будущее освоение космоса, то первооткрыватели просторов Вселенной с каждым годом теряют свои лидерские позиции.
На фоне скандала с упавшей в море ракетой-носителем “Зенит-3SL”, ставшей очередной в печальном списке неудачных стартов последнего времени, опубликованы неутешительные для российской космической отрасли результаты опроса. Все меньше россиян верят в статус России как первой космической державы. За несколько лет количество людей, считающих РФ лидером в освоении космоса, сократилось вдвое. По данным Левада-центра, в 2011 году 51% опрошенных были уверены в том, что Россия занимает передовые позиции в космической отрасли. В 2013 году только 35% людей разделяют эту оптимистическую позицию. Точка зрения россиян, считающих свою страну “космическим лидером”, наиболее характерна для безработных (46%), пенсионеров и домохозяек (по 39%) и в целом для мужчин (37%). Любопытно, что оптимистичная треть россиян состоит в основном из голосовавших на президентских выборах за Геннадия Зюганова (41%) или за Владимира Путина (38%).
По итогом опроса на втором месте в списке самых влиятельных космических держав оказались США, набравшие 31% голосов, на третьем – Китай с 9% голосов. Европейский Союз занял четвертую строчку – за него проголосовали 6% россиян. Также граждане РФ стали более скептичны в отношении космических путешествий – только 56% высказались положительно по сравнению с 2007 годом, когда полететь в космос мечтали 67% опрошенных.
Согласно данным Левада-центра, положительное отношение к космическому туризму характерно для предпринимателей (73%), безработных (68%), домохозяек (66%) и студентов (64%). Интересно, что самыми мечтательными оказались 87% опрошенных, отдавших свой голос за Михаила Прохорова на президентских выборах – они одобряют космический туризм. Каждый второй в России, считает, что нам следует расширять программы освоения космоса, и только 5% – что сокращать. Ничего не менять в этом направлении предлагают 38% респондентов, передает РИА “Новости”. В прошлом году по результатам аналогичного опроса было выяснено, что большая часть респондентов (48%) выступала за то, что освоение космоса стоит тех затрат, которые государство на это выделяет. 36% людей говорили о необходимости потратить эти деньги на решение других проблем.
Неутешительные данные опроса вызваны, вероятно, тем, что в последнее время у российской космической отрасли начались серьезные проблемы. Одна из таких – скандал с ракетой-носителем “Зенит-3SL”. Вместе со спутником связи Intelsat-27 “Зенит” стартовала по программе “Морской старт” с плавучей платформы Odyssey из экваториальной части Тихого океана 1 февраля. Запуск закончился аварией – ракета упала в Тихий океан. Многие были уверены, что таких проблем для российского ракетостроения не было с 60-х годов прошлого века. В обстоятельствах неудачного запуска виновата оказалась украинская сторона, которая занималась разработкой поломавшегося бортового источника мощности ракеты-носителя. Она это признала: “Официальная причина установлена. Это ненормальная работа бортового источника мощности”. Кстати, рухнувшая в океан ракета-носитель открыла глаза не только на проблемы ракетостроения в России, но и на истинное финансовое положение ряда подведомственных Роскосмосу корпораций, в которых были выявлены серьезные проблемы.
В августе 2012 года запуск на орбиту спутников “Экспресс-МД2″ и Telkom-3 с космодрома Байконур закончился аварией из-за проблем с разгонным блоком. По одной из версий, спутники уже аварийно отделились от разгонного блока “Бриз-М”. По другой – космические аппараты остались в составе разгонного блока после того, как на промежуточной орбите не состоялось третье включение маршевого двигателя разгонника. На самом деле цепь провальных запусков началась еще 5 декабря 2010 года, когда с Байконура была запущена ракета-носитель “Протон” с тремя спутниками “Глонасс”. Из-за переизбытка топлива в разгонном блоке ДМ-3 спутники не были выведены на орбиту и упали в Тихий океан. А в феврале 2011 года был потерян военный спутник “Гео-ИК-2″, запущенный на ракете-носителе “Рокот”. Позже космический аппарат обнаружили на нерасчетной орбите, однако использовать его по назначению его было невозможно (NEWSru.com).

Космос в мирных целях