Говорят человеку разумному присуще «учиться на ошибках, притом, как правило, на чужих». К сожалению, мы, мусульмане, не учимся даже на собственных ошибках. Притом в данном случае под определением «мусульмане» я не имею в виду исключительно верующую часть общества. В данном случае речь идет о человеке как целом продукте культурно-религиозного, мировоззренческого и социально-экономического развития общества. Если рассматривать ситуацию в этом аспекте, то нельзя не заметить, что общество как на христианском Западе, так и мусульманском Востоке однородно, несмотря на то, что и там, и тут оно формально делится на различные сегменты: на правых и левых, на верующих и атеистов и т.д. Ярким тому доказательством является развитие событий вокруг фильма «Невинность мусульман». Притом, как в случае с испорченным граммофоном, все повторяется в который раз. Где-то там, на Западе, создается низкопробное «произведение» на религиозную тему, следует масштабная рекламная кампания, то есть «адекватная» реакция со стороны мусульман на эту провокацию — убийства и погромы. Мировые лидеры выступают с заявлениями, однозначно осуждающими проявление исламофобии. А дальше возможны варианты. Чаще всего подобные события используются и на христианском Западе, и на мусульманском Востоке для ограничения свобод. Как правило, на Западе принимаются меры, в том числе на законодательном уровне, якобы для защиты общества от проявлений всякого рода экстремизма, а на самом деле ограничивающие права и свободы мусульманского меньшинства; на Востоке идут по пути в целом ограничения прав и свобод граждан. И так каждый раз…
Хотя, в зависимости от масштабов провокации и «адекватной реакции», последствия могут быть намного более серьезными. Например, события 11 сентября были использованы на Западе, особенно в США, для широкого наступления на права и свободы граждан в целом.
Мусульмане Азербайджана также отреагировали на эту провокацию. О реакции Управления мусульман Кавказа наша газета уже писала. Отреагировали и «неформалы». Участники конференции, организованной в конце прошлой недели в Международном пресс-центре защиты свободы совести и вероисповедания (DEVAMM), выразили протест снятому в США фильму «Невинность мусульман». Конференция была названа «составной частью» проходящих по всему миру акций протеста мусульман.
Как отметил глава DEVAMM Ильгар Ибрагимоглу, этот фильм является оскорблением не только Пророка, но и всех мусульман. «Это террор, бескровный — моральный террор, затрагивающий чувства миллиарда человек», — сказал он. «Оскорбление ислама и Пророка мусульман связано с ростом влияния исламского мировоззрения. Подобные провокации исходят от беспокойства по поводу отсутствия демографического роста в Европе, разрушения в Старом Свете института семьи», — добавил он. Оскорбление в фильме касается и азербайджанского народа, исповедующего исламскую религию.
Участники конференции призвали христиан и иудеев возвысить голос протеста против оскорбления мусульман. Они отвергли попытки ряда сил представить антиисламский фильм как проявление свободы выражений. Оскорбление Пророка несовместимо со свободой выражений, посему участники потребовали наказать создателей фильма.
В Азербайджане и во всем исламском мире негативное отношение к фильму «Невинность мусульман». Мы требуем от властей Америки наказания заказчиков и исполнителей этого фильма, сказал в интервью «Объектив ТВ» (www.obyektiv.tv) Ильгар Ибрагимоглу. Об этом сообщает «Туран». «Свыше полутора миллиардов человек оскорблены в своих религиозных чувствах. Это моральный террор. Те, кто разжигает межрелигиозную рознь, должны быть наказаны», — сказал он.
В последнее время и в Азербайджане стали преобладать антиамериканские настроения. «Несмотря на то, что в стране нет свободы собраний, каждый на своем уровне может выразить недовольство. Мы провели большую конференцию, и большинство общественно-политических структур осудило этот фильм, включая Общественную палату», — сказал он. Все это ведет к усилению радикализма в стране.
«Радикализм усиливается не от фильмов, а от ограничения прав и свобод. Усиление исламофобии, ограничение прав и свобод — причина роста протестов. Эти события в целом ведут к росту антиамериканских настроений», — сказал Ибрагимоглу. Он положительно оценил осуждение руководством Азербайджана антиисламских фильмов.
Однако как во внутренней, так и внешней политике должна быть последовательность. Нынешнее руководство само проводит в стране антиисламскую политику, разрушая и закрывая мечети, арестовывая и преследуя верующих. Всему этому надо положить конец, сказал он.
Накануне состоялась и акция протеста перед зданием Посольства Франции в Баку, 13 участников которой были задержаны и доставлены в полицию. Как сообщил «Туран» сотрудник пресс-службы МВД Орхан Мансурзаде, в Сабаильской полиции в отношении четырех задержанных был составлен протокол по обвинению в умышленном неподчинении требованиям полиции. В соответствии со статьей 310 Кодекса об административных правонарушениях протоколы направлены в суд. Остальным девяти задержанным было сделано предупреждение, и они были освобождены.
Что касается четверых, то им может грозить штраф или арест на несколько суток. Решение суда станет известно вечером. Напомним, несколько десятков человек провели утром 24 сентября акцию протеста в районе посольства Франции, выражая недовольство публикациями во французском журнале карикатур на Пророка Мухаммеда.
Одним словом, на этот раз мусульмане стали жертвами типичного для Азербайджана ограничения права граждан на свободу собраний. Начну с того, что от настоящего интеллектуала и очень уважаемого мной Ильгара Ибрагимоглу ожидал более серьезного и обоснованного подхода к проблеме. Хотя бы потому, что фильм-то снят не в Европе, а в США, где достаточно сильны консервативные настроения, особенно на территории южных штатов.
Во-вторых, если речь идет исключительно о семейных устоях, то христианам и иудеям незачем обращаться в мусульманство. Моему другу Ибрагимоглу уж точно известно, что в традиционном христианстве и иудействе семейные отношения регламентируются намного жестче, чем в исламе. Ислам, можно сказать, что совершил революцию в этой сфере. Чтобы спасти семью, им надо было бы вернуться к собственным истокам, чего и добивается определенная часть как христиан, так и иудеев.
В-третьих, да, на самом деле, Запад нуждается в решении демографической проблемы. Но тут совсем ни при чем мировоззренческие различия между исламом и христианством. Ведь некоторые христианские государства, например, страны Латинской Америки или Африки, не имеют никаких проблем в этой сфере. Не имеет проблем в этой сфере и Индия, которую вряд ли можно причислить к мусульманским странам. А если быть точным, все эти страны и регионы не имеют демографических проблем, связанных с нехваткой населения. Но нельзя не обратить внимание на то, что эти страны и регионы отстали в модернизационном развитии от, условно говоря, западных стран, в некоторых случаях на несколько порядков, притом во всех сферах. В этих странах, наоборот, наблюдается избыток населения и рабочей силы. То есть общество в целом, каждый индивид, в частности, на уровне семьи практически не несет, в отличие от западных стран, за будущее этих избыточных в целом людских и, в частности, трудовых ресурсов никакой ответственности.
Таким образом, демографическая проблема, существующая как на Западе, так и на Востоке, не имеет никакого отношения к разнице в понимании роли семьи в обществе, которое существует в исламе и христианстве, или же между исламом и иудейством. Проблема прежде всего в модернизационном отставании определенных регионов мира без всякой ссылки на религиозные различия.
Проще говоря, модернизационно отсталая часть мира поставляет для развитого Запада не только сырье, но и трудовые ресурсы. Но это вряд ли то, чем можно гордиться. Другой вопрос, что существенная часть импортируемых на Запад трудовых ресурсов по ряду причин приходится на долю мусульманских стран. И тут на самом деле возникают определенные проблемы.
В-четвертых, полностью согласен с тем, что ислам является очень притягательной религией для многих людей во всем мире. Это факт. Но скорее всего, это происходит не из-за устоявшихся в последнее время в восприятии остального мира поведенческих стереотипов носителей ислама, а вопреки им.
Приведу несколько примеров, как говорится, не отходя от кассы. Не буду спекулировать на тему убийства посла США в Ливии. И других примеров предостаточно. Министр железных дорог Пакиcтана Гулам Ахмад Билур предложил 100 тысяч долларов за голову автора фильма «Невинность мусульман», высмеивающего Пророка Мухаммеда.
Правительство страны поспешило дистанцироваться от экстремистской инициативы. Ту же позицию заняла и партия министра АНП. Речи об отставке министра пока не идет. Министр заявил, что готов заплатить из собственного кармана. Как отметил Ахмад Билур, на это «вознаграждение» могут претендовать талибы и члены террористической сети «Аль-Каида». При этом награда, как пояснил Билур, будет выплачена и за убийство авторов подобных фильмов в будущем.
Иран осуждает любые провокационные действия, которые оскорбляют религиозные чувства любого народа, заявил президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в интервью CNN. Президент осудил фильм «Невинность мусульман» и любые проявления религиозного экстремизма.
«Конечно, то, что произошло, было ужасно. Оскорбление Пророка недопустимо. Это не имеет ничего общего со свободой слова. Это — злоупотребление свободой слова и преступление. Я надеюсь, что настанет день, когда политики не будут стремиться оскорбить тех, кого другие считают святым», — сказал Ахмадинежад. По словам Ахмадинежада, он осуждает убийство, так как экстремизм порождает экстремистов.
Цинизм и лицемерие президента Ирана не имеет границ. Ведь это говорит президент государства, где за последнее время только на моей памяти были изданы фетвы на убийство двух граждан других стран — Салмана Рушти и Рафига Таги. А буквально на днях было повышено вознаграждение за убийство С.Рушти. Убийство человека за вознаграждение?! Какое отношение это имеет к канонам ислама как религии?!
И это говорит президент государства, где существуют публичные казни, где можно женщин забить камнями до смерти. И все это выдается за соблюдение канонов ислама. Не верю, что мой друг, господин Ибрагимоглу, на самом деле думает, что людей по всему миру в ислам привлекает подобное «следование канонам религии его носителями». Это, наоборот, пугает и создает предпосылки для подобных провокаций, которые, не исключено, что преследуют, как выше мной отмечено, далеко идущие политические цели.
Но в любом случае, с одной стороны, речь идет о провокационном, оскорбительном, но все же о фильме, а с другой, — о жизни ни в чем не повинных людей. Для восприятия среднестатистического представителя западного общества это несопоставимые величины.
В-пятых, безусловно, подобная «адекватная реакция» на внешние раздражители присуща не только мусульманам. Могу привести пример Ирландской республиканской армии, ЭТА, различных группировок Латинской Америки и, наконец, бесконечных кровавых столкновений в Индии на религиозной почве.
Но обратите внимание, в модернизационно развитых странах общество рано или поздно находит решение подобных проблем, в отличие от отсталых. Далее, во всех этих вышеперечисленных случаях речь идет о локальных противоречиях, влияние которых ограничено конкретным регионом.
Но в рассматриваемом нами случае речь идет еще и о глобальной конкуренции, соперничестве между мировыми религиями, имеющими к тому же исторические корни.
В-шестых, возникает вопрос: как же реагировать на подобные провокации? Верховный комиссар по правам человека Наиви Пиллэй приветствовала усилия видных лидеров мусульман по восстановлению спокойствия и предотвращению насилия, вызванного появлением антиисламского фильма. Главный правозащитник сказала, что игнорирование таких провокаций — лучший способ борьбы с ними.
«Преднамеренные и отвратительные акты такого рода должны быть лишены кислорода — публичности», — сказала главный правозащитник. Она напомнила, что на прошлой неделе в арабских странах были убиты люди в ходе насилия, вызванного антиисламским фильмом, отснятым в штате Калифорния в США. Вслед за этим французский журнал «Шарли Эбдо» опубликовал антиисламские карикатуры. Главный правозащитник ООН заявила, что эти публикации — двойная безответственность.
«Этот фильм и карикатуры вредоносны и преднамеренно провокационны», — заявил пресс-секретарь Верховного комиссара Руперт Колвилл на брифинге для СМИ в Женеве.
Верховный комиссар заявила, что понимает тех, кто протестует против фильма и карикатур, но исходит из того, что протесты должны быть мирными. Она настоятельно призвала религиозных и политических лидеров предпринять необходимые усилия для восстановления спокойствия и приветствовала тот факт, что «ряд высокопоставленных мусульманских деятелей сделал заявления о необходимости подняться выше провокаций», — сказал Руперт Колвилл.
Не думаю, что игнорирование подобных провокаций, как предлагают некоторые религиозные деятели, в данном случае подходит. Хотя бы потому, что подобное невозможно в принципе. Ведь христианские церкви не остались безучастны к выпуску таких фильмов, как «Последнее искущение Христа», «Код да Винчи». В принципе оценка христианских церквей этих художественных произведений ничем не лучше характеристики исламских теологов фильма «Невинность мусульман». Кроме того, существуют геополитические столкновения интересов, частью которых становится глобальная конкуренция между мировыми религиями. Необходимо выработать другие механизмы реакции и предотвращения. Готовых рецептов быть не может.
Внимательно просмотрел интервью Объектив ТВ с господином Ибрагимоглу. Несмотря на все наводящие вопросы Тапдыга Фархадоглу, наш интеллектуал-исламист, демократ по духу так и не осудил убийства ни в чем не повинных людей, погромы христианских храмов, которыми сопровождались протесты против фильма «Невинность мусульман» в мусульманском мире. Многие на Западе, в том числе в США, нашли в себе силы, притом, несмотря даже на последовавшую «адекватную реакцию», осудить и потребовать наказания авторов провокационного фильма. А вот глубокоуважаемый мной господин Ибрагимоглу не нашел.
Один из путей противостояния подобным явлениям и его последствиям состоит в том, чтобы выработать совместные механизмы формирования негативной общественной реакции на любые проявления экстремизма, притом как «интеллектуального», так и «силового». Притом, прежде всего, это должны сделать именно религиозные деятели, представляющие различные религии. Проще говоря, определить четкие рамки конкуренции и соперничества. И все что выходит за рамки этого — объявить «вне закона», естественно, духовного. К огромному сожалению, господин Ибрагимоглу наглядно продемонстрировал, что наши даже самые прогрессивные религиозные деятели не готовы к этому.
Одним словом, повел себя не как духовное лицо, а как представитель политического ислама, думающего прежде всего о расширении собственного электората. Я более чем уверен, что на самом деле господин Ибрагимоглу думает иначе. Это тот случай, когда не хотелось бы ошибиться.
Но если мои предположения верны, то это является ярким показателем существующих среди верующих настроений, в заложниках которого оказался даже такой свободолюбивый и сильный волей и духом человек, как уважаемый мною Ибрагимоглу…

image
(Пока оценок нет)