Даже в день рождения Путина «российский аппарат угнетения не прекратил работу», пишут СМИ, подразумевая аресты пикетчиков, которые призывали отправить дедушку на пенсию. Лесть в юбилейные дни «порой доходила до крайности и казалась тонкой сатирой на героический образ Путина». Для некоторых 7 октября — день памяти Анны Политковской, напоминают журналисты.
Никогда раньше столько ограничений прав и свобод не вводилось за столь короткий срок — так комментирует ABC текущую ситуацию в России. Президент Путин старается ужесточить контроль, чтобы компенсировать падение своей популярности, пишет Рафаэль Манюэко. «Астрономические штрафы для нарушителей закона о демонстрациях», «позорное клеймо для НКО, получающих помощь из-за рубежа», лишение депутатских мандатов, «а теперь Генпрокуратура готовится провести новое следствие в отношении нескольких лидеров оппозиции». Приговор участницам Pussy Riot автор называет «болезненной и диспропорциональной мерой», усиленной словами президента, сказанными в телеинтервью. Даже в день рождения Путина «аппарат угнетения не прекратил работу», замечает автор, подразумевая аресты пикетчиков, которые призывали отправить дедушку на пенсию. «В 60 лет Путин по-прежнему начинает день по-шотландски… с тарелки овсянки», — пишет Scotsman, комментируя празднование юбилея, в частности, документальный фильм, показанный НТВ.
Хвалебная передача на телеканале НТВ напоминала пропаганду, сочло издание. Документальный фильм описывал подробности рабочей жизни Путина. В программе показывалась его каждодневная рутина, в том числе плавание и упражнения по поднятию тяжестей, завтрак овсяной кашей, поездка на работу и задержки допоздна в кабинете. В день рождения Путина порой лесть доходила до такой крайности, что казалась тонкой сатирой на его героический образ, создаваемый в государственных СМИ, говорится в заметке.
Юлия Смирнова, корреспондент Die Welt, рассказывает о выставке художника Алексея Сергиенко под названием «Президент. Добрейшей души человек», посвященной 60-летию Путина. Художник говорит, что первую картину под названием «Спасибо!» он написал в ночь после переизбрания Путина на пост президента, поскольку посчитал трогательным образ Путина с текущими по щекам слезами. Новейшая картина посвящена полету Путина со стерхами и называется «Карл Густав Юнг».
Смирнова пишет, что медийные акции Путина становятся «все зрелищнее и вычурнее»: 12 лет назад, во время первой избирательной кампании, он летал на истребителе в Чечню, а в этом году он на дельтаплане, облачившись в белый халат, изображал вожака журавлиной стаи. «В соцсетях каждая новая акция вызывает все больше насмешек. Однако федеральные телеканалы, по-прежнему являющиеся важнейшим источником информации для большинства россиян, продолжают работать над образом президента», — говорится в статье. По данным Смирновой, прокремлевские молодежные организации в воскресенье также поздравили Путина — посредством чтений под открытым небом или спортивными соревнованиями под девизом «Подтянись за Путина!»
Для обозревателя Focus Бориса Райтшустера юбилей российского президента стал поводом для большой обзорной статьи, в которой он развенчивает «шесть главных мифов» о Путине. Первый миф — что Путин дал России порядок и стабильность.
«Вместо того чтобы создать сильное государство, то есть действующие законы и правила игры, распространяющиеся на всех, Путин создал сильный госаппарат, довлеющий над всеми законами и правилами», — пишет Райтшустер. По его словам, в России вчетверо больше чиновников, имеющих отношения к финансам, и вдвое больше таможенников, чем в США. При этом чиновник, который «проявляет подобострастие к вышестоящим, платит дань и борется с критиками Кремля», может не бояться наказаний даже, например, за «пьяное» ДТП со смертельным исходом или за исчезновение политических противников.
В качестве второго мифа Райтшустер называет «любовь Путина к Советскому Союзу». При Путине, утверждает автор, практически ничего не осталось от социальных достижений СССР. «В сегодняшней России царит необузданный капитализм, по сравнению с которым даже США — образец социального государства, а Германия — вообще социалистическая страна. В путинской России нет независимых профсоюзов, защищающих интересы работников, на рынке труда действует право сильного, социальная защита фактически существует только на бумаге, а медицинское обеспечение — во многом вопрос денег».
Третий миф — миф о Путине как о модернизаторе. Действительно, признает Райтшустер, за первый президентский срок Путин провел многочисленные экономические реформы, например, снижение подоходного налога до 13% для всех. Но на самом деле у Путина технократическое понимание модернизации, во многом подразумевающее исправление и дополнение старых советских методов: технологии фальсификации выборов еще современнее, манипуляции общественным мнением еще ловчее, слежка за противниками режима еще более плотная, индустриальный шпионаж еще изощреннее», — пишет Райтшустер.
Четвертый миф — это «повторяемая мантра», что Путин — «национальный лидер, поднявший Россию с колен». «Громкое бряцанье оружием на мировой арене — не более чем самообман, — говорится в статье. — Экономика России неконкурентоспособна, и армия — в отчаянном состоянии, несмотря на все обещания реформ».
Согласно пятому мифу, продолжает Райтшустер, Путин «разобрался с олигархами». В доказательство приводится процесс против Ходорковского. Однако, не считая Ходорковского, Березовского и Гусинского, большинство олигархов ельцинских времен, тот же Абрамович, до сих пор «занимают превосходное положение в бизнесе и могут не бояться вопросов о сомнительном происхождении их богатств». К тому же появилась «новая каста олигархов, в первую очередь из числа бывших офицеров КГБ», таких, как сосед Путина по даче Юрий Ковальчук, его друг Геннадий Тимченко, партнер по дзюдо Борис Ротенберг и другие, говорится в статье.
Наконец, шестой миф: Путин в долгосрочной перспективе стремится к демократии, но Россия якобы для нее не созрела. Но пока телевидение говорит обо всем, что связано с демократией, таким тоном, каким обычно говорят о заразных болезнях, вряд ли стоит ожидать положительной реакции россиян, замечает Райтшустер. При Ельцине на ТВ господствовали совсем другие настроения.
За 13 лет Путин, по словам Райтшустера, разрушил и без того слабые демократические достижения перестройки: подавил всяческое инакомыслие в СМИ, парламенте, судах «и, что еще хуже, превратил политический ландшафт в место для грязной комедии»; коррупцию и произвол чиновников стали рассматривать как норму, а не как отклонение, и государственной идеологией стал цинизм.
Маша Гессен в блоге The New York Times напоминает, что 7 октября, в день рождения Путина, убили журналистку Анну Политковскую. «Те, кто склонен к конспирологии, сочли это явной уликой, что Политковская, сильно критиковавшая Путина в своих книгах и статьях, была убита по его приказу. Те, кто еще более склонен к конспирологии, заключили, что она убита не по его приказу. Только тот, кто намеревался «подставить» президента, приурочил бы убийство к его дню рождения», — говорится в статье.
Убийство Политковской не было ни первым убийством журналиста в путинской России, ни самой жестокой расправой, но для многих ее смерть стала поворотным моментом, пишет Гессен. В минувшее воскресенье память Политковской почтили на небольших митингах в России. Между тем Путин в своем телеинтервью вообще о ней не упомянул. «И все же до конца его жизни в день, когда Путин празднует день рождения, многие из нас будут вспоминать именно убитую журналистку, которая его критиковала», — заключает автор.

image
(Пока оценок нет)