Иранское государство запустило проект, сравнимый с анекдотическим «глобусом Беларуси».
Отныне Интернет для пользователей страны будет ограничен своей собственной «всеиранской» сетью. Об этом сообщает авторитетное американское издание Washington Post, отмечая, что в этой стране уже заложена техническая база, которая позволит отсечь ее от Всемирной сети и станет действенным орудием для жесткого контроля над распространением информации.
По данным газеты, иранское руководство намерено, таким образом, уберечь своих граждан от «тлетворного» влияния Запада, а свои государственные учреждения и объекты — от хакерских кибератак.
Концепция «ираннета» широко обсуждается уже около 10 лет, но по мнению скептиков, ее создание и обеспечение безопасности с финансовой точки зрения не по карману Исламской Республике.
Тем не менее, иранские официальные лица заявляют, что развитие внутренней сети пришлось ускорить после хакерских атак, направленных против ядерной программы страны. В прошлом месяце министр коммуникаций и информационных технологий Ирана раскрыл план создания новой сети для правительственных агентств и военных нужд к концу сентября, сообщает Washington Post.
Напомним, Иран является объектом массированной кампании международного давления. США, ряд европейских стран и Израиль намерены во что бы то ни стало заставить Тегеран отказаться от исследований, подозревая, что иранцы под прикрытием использования «мирного атома» намерены создать ядерное оружие. Иран, как известно, категорически отвергает подобные обвинения, отстаивая свое право на использование атомной энергетики.
Как считают многие эксперты, противники ядерной программы, воздерживаясь от конвенциональных военных акций, ведут против Ирана необъявленную кибервойну.
Два года назад в Иране были зарегистрированы многочисленнее атаки на компьютеры государственных учреждений и предприятий, включая те, что связаны с пресловутой ядерной программой. В тот период неизвестные компьютерные вирусы-невидимки Stuxnet и Duqu в массовом порядке выводили из строя компьютерные системы, используя бреши в системах безопасности, и беспрепятственно распространяясь по внутренним сетям иранских предприятий. Их не могли обнаружить самые совершенные системы безопасности и лишь в прошлом году иранские специалисты смогли разработать соответствующее компьютерное обеспечение. Сменивший их в этом году не менее совершенный «троянец» Flame также легко воровал «классифицированную» информацию с зараженных компьютеров.
По сообщениям некоторых источников, мощный взрыв на военной базе, унесший в начале этого года жизни более десятка видных иранских военных специалистов, связанных в том числе с ядерными разработками, был вызван одной из таких кибератак. Специалисты считают, что подобные акции способны если и не остановить ядерные разработки Ирана, то, во всяком случае, существенно затормозить ее развитие.
Авторитетная антивирусная компания «Лаборатория Касперского», впервые обнаружившая Flame, характеризует его как самую на сегодняшний день совершенную программу компьютерного шпионажа. По мнению специалистов компании, вирусные «шедевры» такого высокого класса могли быть разработаны лишь государственными службами, но никак не отдельными хакерами или фирмами.
Примечательно, что о существовании вируса Flame стало известно только после того, как иранские инженеры зафиксировали атаку на свой нефтеперерабатывающий завод. «Атака являлась односторонней операцией, подготовленной Израилем. Видимо, их действия заставили американских партнеров врасплох. Некоторые чиновники из разведки США были встревожены тем, что Израиль решил действовать самостоятельно, из-за чего Иран предпринял контрмеры и обнаружил вирус», — сообщает The Washington Post.
И хотя, как водится, пока никто не представил убедительных доказательств участия в этой компьютерной войне Израиля, США или какого-либо другого государства, атаки на Иран, безусловно, выгодны именно Тель-Авиву и Вашингтону. Впрочем, в отличие от Stuxnet и Duqu, которые были нацелены на ядерную программу Ирана, Flame воровал данные с компьютеров ряда стран на Ближнем Востоке, включая Египет, Израиль и Саудовскую Аравию. Его жертвами становились как обычные пользователи, так и крупные организации и государственные учреждения, сообщает Lenta.ru.
Между тем, по информации Washington Post, создание внутреннего иранского «интранета», изолированного от Всемирной информационной сети, в принципе, может сильно уменьшить опасность вирусного заражения компьютеров страны.
Тем не менее, иранский министр информации Реза Тагипур опроверг сообщения о том, что Иран намерен полностью отрезать иранских пользователей от Всемирной паутины, сообщает Mehrnews. «Мы намерены лишь создать национальную сеть баз данных», — заявил министр в интервью иранскому агентству.
Однако, несмотря на такое категоричное заявление, общеизвестна склонность иранского режима к подобного рода ограничениям против распространения культуры Запада, вредной, по их мнению, для правоверных иранцев-мусульман. В стране уже запрещали спутниковые антенны, куклу Барби, мужские шейные украшения и многое другое, что, по мнению религиозного руководства страны, может пагубно повлиять на нравственность и благочестие «морально неустойчивых» иранцев.
В январе этого года в преддверии выборов, как сообщает британская газета Guardian, в Исламской Республике были введены жесткие ограничения на пользование Интернетом в специализированных кафе. По новым правилам интернет-кафе должны были регистрировать паспортные данные, почтовый индекс и телефонный номер каждого посетителя. В течение полугода интернет-кафе должны были также сохранять информацию о веб-сайтах, на которых побывал клиент, дате и времени пользования Интернетом и IP-адресах.
В то же время иранские блоггеры уверены, что старания властей ни к чему не приведут, так как иранцы все равно сумеют обойти запреты. Например, для просмотра запрещенных телеканалов жители Ирана уже давно приспособили нелегальные спутниковые «тарелки».
«Более чем к 5 млн. блокированных интернет-адресов иранцы получают доступ через прокси-сервера и частные виртуальные сети», — сообщает газета.
Отметим, что в истории известно немало случаев, когда государство, пытаясь пресечь инакомыслие в зародыше, запрещало произведения авторов, не согласных с политикой властей, недовольных или попросту думающих иначе, нежели власть имущие велят.
Помнится, в эпоху СССР под официальным запретом находились произведения многих советских и зарубежных писателей и поэтов. Увлечение джазом или роком, да и практически любыми западными жанрами музыки вызывало нездоровый интерес КГБ и обличение со стороны партийных и профсоюзных органов. А книга Солженицына, к примеру, могла стать поводом для судебного разбирательства, а то и причиной тюремного срока. Альтернативой обычно становилась вербовка охочего до запретной культуры индивидуума, которому приходилось затем, с той или иной степенью усердия, отрабатывать свободу доносами на друзей и знакомых.
Поговорка сталинской эпохи «Сегодня слушаешь ты джаз, а завтра Родину продашь» оставалась актуальной до самого конца «застойного» периода. Впрочем, кое-где жива она, по-видимому, и сегодня, разумеется, несколько видоизмененная, как того требуют наши современные реалии.
Официальная пропаганда, в соответствии с идеологией и политическими интересами власти предержащей, во все времена формировала и пестовала «правильные» критерии культуры, мировоззрение и стереотипы поведения. Другое дело, что результатом всех таких стараний хранителей государственных интересов всегда и всюду, и уж точно не только в СССР, становилась массовая тяга людей ко всему запрещенному. Так, граждане СССР за бешеные деньги тайно покупали «антисоветские» издания Пастернака и Булгакова, пластинки Deep Purple и Led Zeppelin. Примечательно, что в разные периоды те же методы и принципы царили и в нацистской Германии, и в коммунистическом Китае, и, хоть и в меньшей степени, в демократической Америке. Вероятно не все помнят, но около полувека назад печально известная комиссия сенатора Джозефа Маккарти вела в США «охоту на ведьм» под лозунгом расследования антиамериканской (коммунистической) деятельности.
В наш век информационных технологий, когда в Интернете можно прочитать, послушать и посмотреть буквально все, подобная деятельность, несомненно, сопряжена с огромными техническими и этическими трудностями. Не говоря уже об ограничении или фильтрации Интернета по политическим мотивам, даже похвальные усилия на государственном уровне обезопасить детей от недетского «контента» в Интернете наталкиваются на отчаянное сопротивление борцов за права человека и свободное распространение информации во Всемирной паутине.
Тем не менее, в ряде стран, включая Россию и США, наблюдаются настойчивые попытки госструктур взять Интернет под контроль. Обычно это делается под предлогом борьбы с терроризмом, наркотрафиком и другими тяжкими преступлениями международного характера, однако очевидно, что в случае прозрачности электронной почты и прочих видов интернет-связи и социального общения будет очень трудно исключить тотальную слежку спецслужб, в том числе и слежку политического характера, и последующую охоту на диссидентов… а там уже недалеко и до костров из книг, которые, как мы помним благодаря покойному Рэю Брэдбери, горят при температуре 451 градус по Фаренгейту.

image
(Пока оценок нет)