Соответствующая военно-врачебная комиссия дала заключение относительно его болезни. В соответствии с принятым 20 мая 1997 года законом Азербайджанской Республики «Об обязательном государственном личном страховании военнослужащих» А.Агаеву полагалась страховка, но он ее не получил.
Такая же участь постигла и его земляка Амиля Алиева. Он был призван на службу в 2011 году. Во время прохождения службы перенес операцию язвы желудка. Затем при исполнении служебного долга попал в автомобильную катастрофу и сломал руку. Были повреждены различные органы и части тела. В ходе обследования выяснилось, что Амиль с рождения не имеет левую почку и негоден к воинской службе. Решением военно-врачебной комиссии он был уволен из рядов вооруженных сил. При демобилизации Амиль был предупрежден, чтобы он никому не говорил о переломе руки и последующем кривом сращивании кости. В противном случае его ждал арест.
«После увольнения в 2003 году решением военно-врачебной комиссии Министерства обороны я был направлен в районный военный комиссариат. Здесь сказали, что мне полагается компенсация в 2800 манатов, которые я могу получить в компании «Азерсыгорта». Я обратился в Астаринское районное отделении компании. Заведующий отделением Алиовсат Казымов заявил, что никакой компенсации мне не полагается. При этом каких-либо оснований он не привел. Один из сотрудников предложил подписать бумагу и сообщил при этом, что я могу получить компенсацию, если поделю деньги с ним пополам. Я отказался. В 2012 году, наконец, я пожаловался в Республиканскую прокуратуру. Оттуда меня направили в «Азерсыгорта». Здесь мне указали на просрочку военно-врачебной справки и сообщили, что по этой причине я не могу получить компенсацию», — рассказывает А.Агаев.
За правовой помощью оба молодых человека обратились к руководителю Азербайджанского центра демократического гражданского контроля над вооруженными силами (АЦДГКВС) Алекперу Мамедову. Он признал, что в деле защиты прав бывших военнослужащих испытывает некоторые трудности: «В течение нескольких лет нарушались их права. Предусмотренный законом срок компенсации истек. Поэтому они не могут сейчас получить страховку. Суды, в которые мы обращались, также указывали на истечение срока получения компенсации. Однако нельзя упускать из виду, что нарушены права Амиля Алиева и Анара Агаева. Они не смогли получить компенсацию не потому, что не хотели этого или забыли об этом. Они своевременно обращались за получением денег, но им просто незаконно отказывали в этом».
Заметим, что статья 7 закона «Об обязательном государственном личном страховании военнослужащих» устанавливает трехгодичный после дня страхового события срок обращения за получением компенсации.
А.Мамедов затронул еще один интересный момент. По его словам, Министерство обороны ежегодно перечисляет на счет государственной компании «Азерсыгорта» миллионы манатов. В то же время нередко военнослужащие испытывают трудности при получении страховых платежей. «Куда деваются, в таком случае, страховые деньги?» — задается вопросом правозащитник.
Наше собственное расследование показало, что нарушаются права не только солдат, но и гизиров (прапорщиков) и офицеров, получивших травмы в период прохождения службы. Один из таковых — сотрудник Особой государственной службы старший лейтенант Асиф Лятифов. В период службы он получил травму.
Постановлением Бинагадинского районного суда от 1 февраля 2012 года ему должны были быть присуждены 60 процентов суммы страхования. Это 6600 манатов. Однако по сей день «Азерсыгорта» компенсацию не выдает. Налицо откровенное неуважение к судебному решению, вынесенному от имени Азербайджанской Республики. «Более того, в компании не смущаясь говорят, что таких судебных решений много. И эти решения не выполняются», — отметил А.Мамедов.
Как сообщил А.Мамедов, по поводу несправедливости в отношении А.Агаева, А.Алиева и А.Лятифова направлены жалобы главе государства, генеральному прокурору, в которых прямо указано на наличие элементов коррупции в действиях отдельных сотрудников страховой компании. «Отказ в рассмотрении обращения гражданина также является одним из видов коррупции. Травмы, полученные во время несения службы, сознательно низводятся до уровня обыденных случаев. На рассмотренные обращения даются шаблонные ответы, вроде как «эти травмы получены до службы или незначительны». Есть в этом вина и командиров частей, которые стараются всячески скрыть события болезни или травмы военнослужащего. Дело в том, что за большое количество трав военнослужащих командиров частей по головке не гладят. Они могут быть строго наказаны. Вот поэтому они скрывают случае болезней и травм», — пояснил наш собеседник.
Для прояснения ситуации мы связались с пресс-службой оборонного ведомства. Там нам заявили об отсутствии каких-либо сведений о проблемах с получением страховых компенсаций. «Такого рода жалоб нам не поступало», — уточнили в пресс-службе.
Приблизительно таким был и ответ из государственной компании «Азерсыгорта». Дополнительно нам сообщили, что страховые платежи осуществляются в строгом порядке с требованиями и критериями закона «Об обязательном государственном личном страховании военнослужащих». «Все обращения внимательно изучаются. Если полученная травма соответствует установленным критериям, то лицо безо всяких проблем получает страховую компенсацию», — отметили в компании.

image
(Пока оценок нет)