Глава российского МИД Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон на встрече во Владивостоке затронули в том числе вопрос нагорно-карабахского урегулирования. Как сообщает МИД РФ, встреча состоялась в рамках саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
Между главами внешнеполитических ведомств США и России состоялся также обширный обмен мнениями по двусторонней повестке дня. «Министры обстоятельно обсудили ситуацию в Сирии, вокруг иранской ядерной программы и на Корейском полуострове. Затрагивались вопросы приднестровского и нагорно-карабахского урегулирования», — говорится в сообщении российского МИД.
Напомним, Лавров на встрече с Клинтон призвал положить конец кровопролитию в Сирии, а также отметил, что санкции США в отношении Ирана и Сирии негативно влияют на российский бизнес. Государственный департамент США не уверен в том, имеет ли смысл на фоне инцидента с Рамилем Сафаровым организовывать мероприятия в рамках процесса мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Об этом заявил на брифинге высокопоставленный сотрудник Госдепартамента США.
Как сообщил он, госсекретарь США Хиллари Клинтон и министр иностранных дел России Сергей Лавров во время рабочего завтрака на полях саммита АТЭС коснулись урегулирования карабахского конфликта. Напоминая о «расстроившем» США факте недавнего помилования «азербайджанца, осужденного в Венгрии на пожизненный срок», он отметил, что США всегда стараются, как партнеры по Минской группе, организовать некоторые мероприятия по Нагорному Карабаху. Однако, как подчеркнул он, возникает вопрос: имеет ли это смысл сейчас, и «можем ли мы способствовать снижению напряженности в отношениях между Арменией и Азербайджаном»? Как отметил он, «обстановка более сложна в этом году в свете последнего инцидента».
Таким образом, между Клинтон и Лавровым, по его словам, состоялся «общий разговор на предмет того, можно ли охладить ситуацию и улучшить атмосферу».
Как отмечают эксперты Turan, экстрадиция из венгерской тюрьмы и молниеносное освобождение из заключения офицера азербайджанской армии Рамиля Сафарова стало событием, можно сказать, мирового масштаба последних десяти дней, привлекшим внимание ведущих государств, международных организаций.
Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, наверное, лучше всех смог сформулировать последствия детективного освобождения Сафарова, заметив, что этот шаг не приблизит Азербайджан и Армению к мирному урегулированию конфликта.
Хотя президент Азербайджана Ильхам Алиев и обосновал свое решение о помиловании ссылкой на европейскую конвенцию, национальную Конституцию и непозволительностью подхода к вопросу с позиции двойных стандартов, приводя пример того, как армянский террорист был возведен в ранг героя в Армении после теракта в парижском аэропорту Орли, но он также признал, что прямо и косвенно тема связана с урегулированием конфликта.
Вопрос не в том, что мотивом, побудившим лейтенанта Сафарова, сына беженцев из Карабаха, зарубить топором на натовских курсах армянского однокурсника в феврале 2004 года, стали поруганная честь родины и мытарства своей семьи. А дело в том, что прямо или косвенно и убийство армянского офицера, и последующее освобождение азербайджанского офицера в августе 2012 года действительно стали знаковыми событиями в череде других, отодвигающих процесс мирного урегулирования.
Многолетний конфликт между Арменией и Азербайджаном, который принес страдания более миллиону человек с обеих сторон, всегда проходил по лезвию ножа, унося в историю всевозможные мирные инициативы от горбачевского политбюро, ельцинско-назарбаевского тандема, минского американо-российско-французского трио до многочисленных решений, рекомендаций и призывов ООН, ЕС, ОБСЕ, ПАСЕ и т.д.
Эксперты Turan считают, что и на сей раз непосредственные участники конфликта не изменили традиции правилам «карабахской игры», незамедлительно обвинив друг друга в попытке использовать дело Сафарова в сохранении статус-кво. Но в действительности и президент Армении, и президент Азербайджана, и международные акторы правы в оценке события как ситуации «ни шагу назад — ни шагу вперед».
Решение о помиловании, повышение в звании до майора и выдача щедрой материальной компенсации за 8 лет заключения, ожидаемoe отчаянное негодование армянской стороны, вялая осторожная реакция ведущих международных игроков, курирующих конфликт, вольно или нет, в реальности отодвигают процесс переговоров на неопределенное время.
На носу президентские выборы в США, сложные и многообещающие для региона парламентские выборы в Грузии, февральские выборы президента Армении и, наконец, кульминационные выборы президентов Азербайджана и Грузии осенью 2013 года. Они не оставляют шанса для реальных мирных шагов, которые хотел бы видеть генсек НАТО.
Впереди нас ждут перманентные боевые вспышки на армяно- азербайджанской линии соприкосновения огня, которые должны будут смести очередные случайные мирные инициативы, если такие нежеланно появятся в предстоящий выборный год. Региональные и международные игроки «карабахского театра» пока не готовы закопать топоры войны, омытые азербайджанской и армянской кровью.
По большому счету можно сказать, что Баку «подыграл» Сержу Саркисяну. Президенту Армении по двум причинам необходимо было «заморозить» переговорный процесс и сделать это так, чтобы ведущие международные акторы, прежде всего США, не могли его обвинить в отсутствии конструктивизма. Во-первых, речь идет о предстоящих президентских выборах. С.Саркисян не мог накануне президентских выборов продемонстрировать конструктивный подход на мирных переговорах. Он сразу оказался бы под перекрестным огнем оппозиции, притом как пророссийской, так и прозападной.
Во-вторых, на данном этапе речь шла о совместной американо- французской инициативе. И вообще, информированные дипломатические источники утверждали, что на этот раз государственный секретарь США Хиллари Клинтон собиралась взять на себя роль посредника. То есть пыталась оставить Россию за бортом мирного процесса.
Вряд ли это могло обрадовать Россию, которая имеет серьезные рычаги влияния на все процессы, происходящие в Армении. То есть С.Саркисян накануне президентских выборов не хотел бы рассердить Россию, участвуя в мирных переговорах, патронируемых США.
А сейчас С.Саркисяну не надо ничего делать, ничего придумывать. Он получил желанный тайм-аут. И никто в ближайшей перспективе не может заставить президента Армении сесть за стол переговоров.
Сегодня о том, что переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта на время заморожен, говорят все армянские политологи.
«Переговорный процесс по мирному урегулированию нагорно-карабахского процесса ясно свидетельствует, что государственная политика Азербайджана строится на ценностях, резко отличающихся от декларируемых им». Об этом на пресс-конференции 10 сентября заявил политолог, директор армянского филиала Института стран СНГ Александр Маркаров.
По его словам, если прежде международное сообщество допускало мысль о проживании армян Нагорного Карабаха в составе Азербайджана, то после истории с «убийцей спящих армян» Рамилем Сафаровым все говорят о грядущей войне в регионе. «В основе государственной политики Азербайджана лежит в том числе поощрение убийств армян на почве национальной ненависти. При таком раскладе, если такова политика Баку, сложно найти формулу, по которой Нагорный Карабах будет в составе Азербайджана», — отметил политолог, добавив, что «внешние игроки и раньше это прекрасно знали», просто Сафаров стал еще одним доказательством, и довольно веским.
Другой участник конференции, директор Армянского центра стратегических и национальных исследований Манвел Саркисян дополнил слова коллеги по части переговорного процесса по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. «Азербайджану переговорный процесс нужен только с одной целью: руками международного сообщества вынудить Армению добровольно отказаться от всего и вся. Только переговорного процесса, по сути, и нет вовсе. Он прекратился после того, как Азербайджан на встрече президентов в Казани выдвинул нереализуемые условия», — заметил М.Саркисян.
Что касается вопроса о признании Арменией независимости Нагорного Карабаха, эксперт подчеркнул, что сегодня никто не может трезво оценить последствия такого шага. «Что это изменит? Изменит ли вообще что-то? Что означает признание независимости Карабаха или его отсутствие? Ответов на эти вопросы не даст никто», — отметил гость конференции.
Одновременно он заявил, что «деструктивность азербайджанской стороны — повод, за который пытаются уцепиться внешние игроки с целью продвижения своих интересов». Политолог имел в виду НАТО. «Речь о том, что Североатлантический альянс стремится вовлечь Азербайджан в свой региональный сценарий», — заявил Саркисян, уточнив, что имеет в виду миротворческие операции. «Но здесь не все так просто, так как Запад — далеко не единственный внешний игрок в регионе», — резюмировал М.Саркисян.
С.Саркисяну остается обыграть ситуацию в свою пользу, прежде всего на внутриполитическом поле. Сейчас его обвиняют в неспособности предотвратить экстрадицию Р.Сафарова, и на него оказывается сильнейшее давление. Например, парламентская фракция оппозиционной партии «Наследие» на заседании Национального собрания Армении 10 сентября в очередной раз подняла вопрос снятия протоколов по нормализации отношений с Турцией с большой повестки парламента, сообщает корреспондент ИА Regnum.
Как заявила депутат от фракции Заруи Постанджян, Армения однозначно должна отказаться от «позорных» армяно-турецких протоколов, и это требование должно быть предъявлено президенту Сержу Саркисяну. По ее словам, необходимо учесть тот факт, что без покровительства Турции Азербайджан не смог бы реализовать сделку с властями Венгрии по экстрадиции и в последующем помиловать Рамиля Сафарова.
Стоит напомнить, что парафированные 10 октября 2009 года в Цюрихе армяно-турецкие протоколы по нормализации двусторонних отношений до сих пор не ратифицированы парламентами двух государств. На сегодня протоколы остаются в парламентах Армении и Турции. Регламент Национального собрания Армении позволяет не рассматривать документы на протяжении 10 лет.
С.Саркисян, чтобы обыграть оппонентов внутри страны, будет проявлять жесткость, но, скорее всего, в меру, если, конечно, Москва не заставит его пойти на крайние шаги для резкого обострения ситуации. С.Саркисян уже созвал экстренное заседание Совета национальной безопасности и совещание аккредитованных в республике послов и заявил о прекращении дипломатических отношений с Венгрией. Можно предположить, что последуют и другие некоторые дипломатические демарши. Официальный Ереван может несколько ужесточить позицию и по «Мадридским принципам». Но не более. Однако этого будет достаточно, чтобы нейтрализовать давление оппозиции по данному вопросу. На мирных переговорах будет взят тайм-аут, что, как выше отмечено, полностью отвечает интересам самого С.Саркисяна.
Но Ереван официально не выйдет из переговорного процесса, о чем уже заявил МИД Армении. Однако с уверенностью можно предположить, что Россия получила прекрасную возможность в случае необходимости резко обострить ситуацию. А эта необходимость может возникнуть, так как Москву крайне раздражает активность НАТО, прежде всего США, в регионе. Именно этим можно объяснить крайне негативную реакцию МИД России на визит генсека НАТО в страны Южного Кавказа.
НАТО так и не извлекла уроков из трагических событий, которые произошли в Грузии в 2008 году, убеждены в Министерстве иностранных дел России, сообщает агентство GHN. Об этом заявил официальный представитель МИД России Александр Лукашенко, отвечая на вопросы журналистов относительно заявления главы НАТО, сделанного в Грузии.
«Обратили внимание на это заявление. Оно не содержит каких-либо новых элементов по сравнению с решением, принятым на саммите НАТО в Бухаресте (2008 года) и переподтвержденным на саммите альянса в Чикаго (2012 года), в котором было заявлено, что «Грузия станет членом НАТО». Вместе с тем подобные высказывания свидетельствуют о том, что в НАТО так и не извлекли уроков из трагических событий 2008 г. на Южном Кавказе и продолжают посылать Тбилиси «ободряющие» сигналы.
Позиция России на этот счет хорошо известна. Раскручивание темы возможного членства Грузии в НАТО не укрепляет ничью безопасность, поощряет реваншистские устремления грузинского руководства, подогревая его нежелание признать сложившиеся политические реалии в регионе, и усиливает напряженность на Южном Кавказе», — отметил он. По словам представителя МИД РФ, «реальным вкладом в укрепление безопасности в регионе должны стать обсуждающиеся в рамках Женевских дискуссий четкие юридические гарантии неприменения силы со стороны Грузии в отношении ее соседей».
Как отмечают информированные дипломатические источники в Анкаре, Вашингтон зол на официальный Баку, так как считает, что своими действиями власти Азербайджана подыграли не только С.Саркисяну, но и России, которой необходимо было любой ценой торпедировать реанимацию мирного процесса по урегулированию карабахского конфликта под патронажем США.
Недовольна и официальная Анкара, которая также была крайне заинтересована в прогрессе на мирных переговорах по урегулированию карабахского конфликта и возлагала большие надежды на предстоящие многосторонние консультации по этому вопросу в США на полях Генеральной Ассамблеи ООН. Именно поэтому глава МИД Турции Ахмет Давутоглу однозначно заявил, что официальная Анкара никак не участвовала в решении вопроса экстрадиции Р.Сафарова. Наоборот, по его словам, те, кто утверждает обратное, пытается нанести урон международному имиджу Турции. Одним словом, самый наш близкий союзник, по сути, отказал Азербайджану в поддержке в этом вопросе. Турцию не так сложно понять. Ведь именно Анкара лоббировала интересы Азербайджана перед Вашингтоном, убеждая в том, что официальный Баку является надежным партнером.
Очень сложно ответить на вопрос о том, ради чего официальный Баку подыграл России и Сержу Саркисяну. И дело не только и не столько в том, что международному имиджу Азербайджана нанесен чувствительный урон. Проблема прежде всего в том, что официальный Баку могут перестать воспринимать в качестве надежного партнера. А это чревато последствиями. Нет, не моментальными, а в перспективе.
И все же хотелось бы отметить, что некоторые доводы официального Еревана не выдерживают никакой критики. Выше армянские политологи говорили о ценностях. Генпрокурор Армении пошел еще дальше. «Ни один президент не имеет права помиловать своим указом осужденного указом другой страны человека», — заявил он 10 сентября.
При этом Овсепян отметил тот факт, что Сафарова на родине фактически не помиловали, а оправдали и «героизировали»: «Я пытаюсь дать оценку как генеральный прокурор. Это было оправданием, так как лишь в этом случае восстанавливается все потерянное осужденного».
Приходится напомнить, что Венгрия — не первое государство-член ЕС, применившее экстрадицию, хотя другие случаи не поднимали подобную дипломатическую волну. К примеру, в 2001 году Варужана Карапетяна Франция экстрадировала в Армению, где президент РА Роберт Кочарян немедленно удостоил его помилования. Карапетян был осужден на пожизненное заключение за то, что в 1983 году в аэропорту Орли заложил взрывчатку, в результате чего 8 человек погибли. А его встречали в Армении как героя.
Если следовать логике господина Овсепяна, то генпрокурор Армении должен прежде всего выступить с инициативой об отмене указа Р.Кочаряна о помиловании Варужана Карапетяна. Но если следовать логике. Однако логика в таких случаях как-то неожиданно начинает хромать. Причем на обе ноги…

image
(Пока оценок нет)