Регуляторы банковского сектора СНГ продолжают проводить мероприятия в ожидании возможного усугубления финансового кризиса в Европе. Мировой финансовый кризис 2008 года стал хорошим уроком для центробанков, которые поняли, что лучше заранее предотвращать возможные риски в банковском секторе.
Так, совет директоров Банка России 13 сентября неожиданно повысил на символические 0,25% ставку рефинансирования. Ставка 8% годовых держалась с конца 2011 года, но теперь Банк России ссылается на рост инфляционных рисков и ожиданий. На проблемах 2012 года решение ЦБ, скорее всего, не отразится — регулятор заранее готовится решать вероятную проблему 2013 года. Это не столько цены, сколько бурный рост кредитования — при достаточно вероятной остановке экономического роста в следующем году кредитный бум может обернуться валом «плохих долгов». Вопрос лишь в том, вызовет ли остановку роста внешний кризис, или же ЦБ уверен в том, что он вероятен и без обвала Европы, пишет в пятницу «Коммерсант».
Аналитики банков и инвесткомпаний были уверены в том, что Банк России может для поддержания довольно вялого экономического роста даже и снизить ставку. Аналитики Barclays накануне заседания предполагали: единственной причиной, по которой ЦБ может поднять ставку, является его политика на рынке репо, но не собственно вопросы монетарной политики. Сами по себе поводы для роста ставок — прежде всего рост продовольственных цен — считались незначительными: в августе 2010 года при гораздо большей засухе ЦБ легко обошелся без этих мер. Тем не менее, после того как ведомство Сергея Игнатьева изложило логику своего решения, ряд аналитиков уже не исключает, что в октябре и ноябре 2012 года ставка рефинансирования и производные ставки могут быть повышены вновь — Банк России явно не считает ослабление темпов роста кредитования и через него экономического роста, которое вызовет увеличение ставки, более опасным, чем те цели, которые он преследует.
Парадоксально, но кредитный бум в России (к концу года прирост кредита юрлицам ожидается на уровне более 20%, физлицам — выше 40%) происходит на фоне затухающего экономического роста. Судя по всему, ЦБ, принимая решение о росте ставки, приступил к борьбе не с текущими проблемами, а с будущими: именно в 2013 году, когда остановка роста в России уже весьма вероятна, кредитный бум может мгновенно обернуться переоценкой уже сделанных вложений и бумом «плохих долгов» в банковской системе, отмечает издание.
Олег Солнцев из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования полагает, что увеличение ЦБ ставок к инфляции практически не имеет отношения. «Не стоит придавать большого значения денежной массе с точки зрения влияния на инфляцию, мне кажется, что курс рубля к доллару будет влиять на инфляцию больше. ЦБ имеет в виду не столько инфляцию, сколько кредитный перегрев, в ЦБ должны бояться увеличения плохих кредитов. Проведенное увеличение ставок чуть затормозит рост кредитов, но вряд ли настолько сильно, чтобы повлиять на инфляцию», — утверждает аналитик. Дмитрий Полевой из ING Russia (подобная логика во вчерашних комментариях аналитиков встречается чаще), напротив, полагает, что ЦБ «удивил рынок». По его мнению, «инфляционные риски несколько завышены, в то время как риски для экономического роста несправедливо игнорируются». «Странно видеть увеличение ставки по ломбардным кредитам и прямому репо с 6,50% сразу после ее снижения в июне. Тогда прогноз инфляции был почти таким же, как сейчас, а экономический рост сильнее», — констатирует он (NEWSru.com).
А Национальный банк Украины (НБУ) в соответствии с программой экономических реформ президента подготовил проект концепции реформирования рынка кредитных союзов (КС), о чем письмом уведомил администрацию президента. Реализация этой реформы ограничит КС в возможности привлекать вклады от населения. Кредитные союзы смогут выдавать займы только за счет паевых взносов своих участников. Привлекать депозиты смогут кооперативные банки с лицензией НБУ, которые планируется создавать путем консолидации небольших КС, пишет «КоммерсантЪ-Украина».
Чиновники Нацбанка подсчитали, что для решения проблем рынка (ряд банкротств кредитных союзов, начавшихся с 2010 года) этого достаточно. Аргументируют это тем, что вклады в КС не имеют гарантий возврата депозитов, чем занимается Фонд гарантирования вкладов физических лиц. В администрации президента инициативу НБУ поддерживают. «Мы исходим из того, что кредитные союзы либо должны эволюционировать и стать обычными банками, либо оставаться в нынешнем состоянии, но без права привлекать депозиты», — заявила изданию первый заместитель главы АП Ирина Акимова.
В Нацкомфинуслуг, которая сейчас регулирует рынок КС, еще изучают предложение НБУ. «Безусловно, привлечение вкладов требует более жесткого подхода. Простым запретом привлекать деньги на депозиты вопрос не решить, так как будет возможность вложить их в капитал, и таким образом рынок уйдет в тень. Необходимо более четко урегулировать деятельность союзов, работающих с привлеченными от физических лиц деньгами», — сказал директор департамента комиссии регулирования и надзора за кредитными учреждениями Олег Швец.
Сами участники рынка считают, что выполнение намерений НБУ грозит катастрофой. Например, выполнить требование НБУ о наличии собственного капитала в размере 120 млн. грн. будет сложно. По словам президента Национальной ассоциации КС Петра Козинца, он не знает ни одного союза, у которого был бы капитал больше 20 млн. грн. Кредитные союзы исчезнут как класс. Они выполняют функции касс взаимопомощи, а при трансформации в банки к своим участникам будут вынуждены подходить формально, считает президент Всеукраинской ассоциации КС Виктория Волковская. «Трудность получения лицензии в последние два года привела к тому, что половина рынка работает без лицензии на депозиты. Ограниченные в собственных ресурсах кредитные союзы не могут развиваться», — говорит глава областной волынской ассоциации КС Игорь Лащук.
В отличие от депозитов, выплата процентного дохода по паевым взносам не гарантирована, и ресурс ограничен. «Если кредитный союз сработал с убытками, то деньги могут вообще не вернуть. Дополнительные паевые взносы делают только те, кто на 101% уверен в надежности союза», — отмечает Лащук. По данным Нацкомфинуслуг, на конец 2011 года в государственном реестре значилось 613 кредитных союзов, собственный капитал которых составляет в сумме 942 млн. грн. Необходимость реформирования системы стала очевидна после ряда банкротств кредитных союзов, начавшихся с 2010 года. По данным регулятора, за последние два года с рынка ушло около 150 союзов. За этот же период объем средств на депозитах в КС упал на 60%, до 1,1 млрд. грн.
В условиях дефицита средств у банков население получило хорошую возможность заработать на депозитах — в июле средняя ставка по розничным гривневым вкладам превысила 17% годовых. Банки были даже более щедры, чем в конце прошлого года, когда из-за острой нехватки ликвидности ставки по депозитам превышали 25% — тогда UIRD был даже меньше 16%. В агентстве Thomson Reuters, рассчитывающем индекс, сообщили, что его повышение спровоцировали два банка: Банк Кредит Днепр поднял ставку с 16,75% до 17,5%, а Кредитпромбанк — с 17% до 20%. Еще в июне население положило в украинские банки 5,3 млрд. гривен, что значительно больше, чем в мае, когда финучреждения увеличили портфель вкладов на мизерные 38 млн. грн., сообщили в Нацбанке. При этом сообщалось, что банки из-за недостатка гривны продолжают повышать депозитные ставки, чтобы привлечь еще больше клиентов (NEWSru.ua).
А в Азербайджане некоторые банки вряд ли смогут выполнить недавнее решение ЦБА — с 1 января 2014 года довести показатель уставных капиталов до 50 млн. манатов, несмотря на то, что ситуация в целом в банковском секторе более чем приемлема.
Суммарные доходы действующих в Азербайджане банков в январе-июле текущего года составили 885 млн. манатов, что на 88,6 млн. манатов, или 11,1%, больше показателя за сопоставимый период предыдущего года. Непроцентные доходы увеличились на 14,7%, до 196,93 млн. манатов. Расходы банков за отчетный период возросли на 80 млн. манатов, или 12,9% до 699,9 млн. манатов. Резервные отчисления по активам увеличились по сравнению с январем-июлем прошлого года на 65,31 млн. манатов, или на 67,3%, до 127,51 млн. манатов (при годовом росте активов на 12,8%).
Как сообщили «Туран» в Центральном банке Азербайджана, в структуре банковских доходов за отчетный период основная часть пришлась на долю процентных поступлений — 77,8%, в расходах — на долю процентных выплат (52,5%). Годовая прибыль банков до налогообложения составила 58,56 млн. манатов, что на 41,6% меньше показателя за январь-июль 2011 года. Итоговая прибыль банковской системы сократилась за год на 49,4%, составив 48,19 млн. манатов.
В течение семи месяцев этого года рентабельно работали 33 банка, чья суммарная чистая прибыль равнялась 145,28 млн. манатов. Потери 10 убыточных банков составили 97,1 млн. манатов. По сравнению с соответствующим периодом 2011 года количество прибыльных банков осталось неизменным. Количество убыточных банков снизилось на одну единицу, а общая сумма их потерь увеличилась в 8,4 раза.
Совокупный капитал четырех из 43 банков Азербайджана по итогам июля 2012 года не соответствовал минимальным требованиям в 10 млн. манатов. Согласно данным Центрального банка Азербайджана, капитал одного банка составляет с прошлого месяца меньше 3,5 млн. манатов, еще у одного он находится в пределах 3,5-5 млн. манатов, а у двух банков — 5-10 млн. манатов. Суммарный удельный вес последних двух групп банков в общем показателе капитализации сектора составляет 0,2% и 0,8%.
Количество банков с совокупным капиталом более 10 млн. манатов в июле сократилось на 1 единицу — до 39. Их доля в общем капитале равнялась 99%.
Минимальное требование к размеру совокупного капитала банков с июля 2007 года равняется 10 млн. манатов.

image
(Пока оценок нет)