Театр — место, где стираются все грани. Своеобразный организм, который живет: смеется и плачет, грустит и веселится, развивается и постоянно находится в поиске новых творческих идей. В наше время людям так нужна доброта и открытость, и именно в театре человек «оттаивает», раскрывается, становится лучше и добрее.

Театрам в Азербайджане уделяют особое внимание — в последние годы проведена гигантская работа по капитальному ремонту многих зданий, а их репертуар расширяется с каждым днем. Сегодня, когда театры достойно проводили свой сезон, а творческие составы находятся на заслуженном отдыхе, о развитии театральной деятельности в нашей стране нам рассказал председатель Союза театральных деятелей Азербайджана, pежиссеp, народный артист Азеpбайджана Азер Паша Нейматов.

— Чем сегодня живет Союз театральных деятелей Азербайджана?

— Театральный сезон позади, совсем скоро начнется новый. Если вспомнить о последних спектаклях, проектах, фестивалях, то стоит выделить фестиваль экспериментальных театров «2+1», целью которого является создание условий для раскрытия творческих потенциальных возможностей режиссеров, актеров, художников в области театрального экспериментаторства. Этот фестиваль помогает внести свежую струю в азербайджанский театральный процесс. На сегодняшний день заявки на участие в фестивале подали многие театры, в сентябре мы точно определимся со всеми участниками. Прежде всего для любого фестиваля нужно создать экономическую базу, а затем и проводить мероприятие.

Отрадно, что фестиваль экспериментальных театров проходил не только в нашем городе, но и за его пределами. Радует и то, что в фестивале активное участие принимает и молодежь. Одним словом, фестивали как проводились, так мы их будем проводить и в будущем.

— Вы сказали об активной деятельности молодежи. А что делает СТД для привлечения ее на свою сцену?

— В Союзе театральных деятелей существует театральная студия «Зяфяр», при которой уже претворено в жизнь несколько проектов. Это, например, молодежная лаборатория, которой были поставлены спектакли «Али и Нино», «Двенадцатая ночь, или Что угодно», «Тимон Афинский» У. Шекспира. Отмечу, что в спектаклях участвовали наряду с молодежью и актеры театра. Участники лаборатории постоянно меняются, а в сентябре будет собираться новый состав. В Азербайджане подобная лаборатория действует впервые, мы же, в свою очередь, стараемся не только поделиться с молодежью своими знаниями и навыками, но и помочь найти свое место в жизни. Благо, сегодня есть все условия — и помещение, и аппаратура, и техника для репетиций. Шанс попробовать себя, стать самостоятельным, на мой взгляд, необходим каждому. Также мы отправляем молодежь на различные театральные фестивали, проходящие за границей. Этого удостаиваются те ребята, у которых есть желание, потенциал и, конечно же, талант. Я сам выезжал с ними на некоторые фестивали, где наблюдал за их творчеством. Сегодня большую поддержку этому процессу оказывает и Министерство культуры и туризма Азербайджана.

— Будучи председателем союза, как вы оцениваете его деятельность?

— Союз необходим. Скажу сразу, что союз работает и совершенствуется. Например, совсем недавно коллектив Азербайджанского государственного академического драматического театра принял участие в молодежном театральном форуме, прошедшем в Кишиневе (Молдова), где был представлен совместный проект Министерства культуры и туризма Азербайджана, Аздрамы и Союза театральных деятелей Азербайджана с постановкой «Двенадцатая ночь, или Что угодно» по комедии У.Шекспира. Художественным руководителем постановки являлся я, а режиссерами-постановщиками — Вугар Ахмедов и Фарид Ахмедов. На мой взгляд, спектакль прошел на высшем уровне, а актерский состав заслуженно был удостоен бурных оваций.

Также в союзе создана лаборатория по драматургии под названием «Уроки Мирзы Фатали Ахундзаде», целью проведения которых являлось выявление лучшего драматического произведения, которое будет включено в репертуар одного из азербайджанских театров в преддверии отмечаемого в 2012 году 200-летия со дня рождения основоположника национальной драматургии М. Ахундзаде. В результате плодотворной работы были отобраны три пьесы, которые выслали в Москву на конкурс, и все три, из которых были напечатаны в новом альманахе, а одна из пьес рассматривалась для постановки в одном из московских театров.

Кстати, союз готовится выпустить книгу по сценографии под названием «Роль художников в театре», автором которой является художник Ариф Абдурахманов. Отмечу, что в союзе давно не выпускалось книг, но в последнее время работа активизировалась. Например, первую книгу выпустили к столетию театрального режиссера Шамси Бадалбейли, издан «Мир азербайджанского театра». В будущем планируется совместно со странами СНГ выпустить альманах, в который войдут три пьесы наших драматургов, а также книгу, посвященную известному азербайджанскому режиссеру Махарамму Ашумову.

— Что вы можете сказать о развитии театрального искусства в нашей стране?

— На сегодняшний день театральное искусство развивается не так интенсивно, как хотелось бы, но государство прилагает все усилия для его развития. Президент Ильхам Алиев прекрасно продолжает работу, начатую Гейдаром Алиевым. С уверенностью можно сказать, что театр был, есть и будет. В возрождении театра в стране сыграли распоряжения президента Азербайджана «О развитии театрального искусства Азербайджана» и «Об утверждении Государственной программы «Азербайджанский театр в 2009-2019 годах». Этими распоряжениями была обоснована современная правовая и нормативная база для развития театральной деятельности в республике. На сегодняшний день многие театры в корне изменились, реконструированы заново, появились и сценическое оборудование, и современная техника. Мы не отстаем и в творческом развитии — наши актеры ездят на стажировку за границу, молодым кадрам доверяют сложные и ответственные роли. Всему свое время. На все нужно смотреть оптимистично, и мы обязательно придем к лучшим результатам в будущем. Сегодня нужно работать, и только работать, ведь публика требует креатива.

— Кстати, о публике. Как вы считаете, меняются ли ее духовные запросы?

— Зритель первым долгом смотрит на название спектакля, и это, как правило, люди, хорошо знающие литературу. Конечно, у каждого зрителя есть свои любимые театры, спектакли и актеры. Но мне кажется, что просвещать — это очень мало для театра, он должен нести в себе нравственные аспекты. Театр необходим для людей, которые довольны своей жизнью, зpитель должен быть настроен положительно, дабы приобрести от спектакля что-то духовное. Но пока существуют социальные проблемы, мы не можем приблизиться к чему-то духовному. Однако мышление у людей меняется, на смену приходят молодые и талантливые зрители, которые с удовольствием посещают спектакли.

— Бытует мнение, что среди зрителей очень мало молодых людей…

— Когда меня попросили поставить спектакль «Гамлет», я согласился, хотя не был уверен, что на него кто-нибудь придет. Ведь это достаточно известное произведение, и даже если кто-то его не читал, то смотрел фильм или слышал пересказ. В итоге у меня получился спектакль на четыре часа, который шел с полным аншлагом четыре года, и я заметил, что в последние годы зритель значительно помолодел. Молодежь смотрела его с удовольствием, более того, дарила бурные аплодисменты, а после спектакля с удовольствием общалась с творческим составом. Молодежь меняется.

— Достаточно ли театров в нашей стране?

— Театр — это организм, который может сам родиться и самостоятельно прожить, но есть единственное «но», это финансирование. Одно дело, когда финансирует государство, а другое — частный театр. Наши театры находятся на обеспечении государства и работают на госзаказы. Конечно, существуют проекты и без госзаказов. Театры не умирают, живут, более того, возрождаются. В настоящее время в Азербайджане действуют 26 государственных театров, из которых 10 находятся в Баку. Наряду с театрами, ставящими постановки на азербайджанском языке, действуют Театры и на языках других народов. Единственный в стране театр музыкальной комедии находится в Баку. В столице также располагаются два академических театра — один Театр оперы и балета и Национальный драматический театр.

— В последнее время утихли разговоры по поводу театральных реформ. Как сегодня продолжают работать театры, где претворились в жизнь эти реформы?

— Я считаю, что театральную реформу успешно осуществили в Аздраме, поменяв и руководство. Если честно, я думал, что подобная тенденция будет продолжаться, но пока о реформах ничего не слышно. Я сам к этим реформам отношусь положительно, и скажу больше, сам участвовал в их обсуждении. Также я считаю, что Национальный театр должен полностью находиться на субсидии государства, ведь он национальный, также как и Театр оперы и балета. Эти два тетра должны быть полностью государственными, а у их директоров должны быть все права на создание репертуара и т.д. В других же театрах, я считаю, нужно применить опыт Аздрамы и давать им самостоятельно собирать труппы.

— Какими премьерами спектаклей, гастролями или фестивалями вам запомнился прошедший театральный сезон?

— Для меня самым важным в прошедшем театральном сезоне явилась моя постановка «Boy cicеyi» на сцене Аздрамы (улыбается). Эта постановка стала для меня событием сезона. Считаю, что премьера однозначно удалась, а актеры прекрасно справились со своими ролями. Эта, кстати, первая постановка, в которой я был и в роли режиссера, и автора, и художника, и автора сборки музыкальных номеров.

— Что вас побудило поставить спектакль «Boy cicеyi»?

— Разговор о постановке впервые зашел в кабинете директора Аздрамы, профессора Исрафила Исрафилова, когда он вместе с народным артистом Фуадом Поладовым предложил мне поставить этот спектакль. Я взялся за работу, и скажу, что работал своеобразно, так как сразу сказал, что сценография будет моей. Спектакль поставлен по пьесе Ильяса Эфендиева «Ты всегда со мной, или Boy cicеyi», где текст оставался авторским, но место действия совершенно менялось. Конечно, поменялась и сама постановка, учитывая, что все действия шли одновременно на нескольких площадках.

Мои актеры выходят на сцену и до конца остаются на ней играть, что крайне сложно. Я придерживаюсь симультанной постановки, что является большой редкостью. И зрители восприняли спектакль на «ура», а это главное. Первым долгом важно мнение зрителя.

— Каким вы видите того, кто сидит в тени театрального зала?

— Настоящий театральный человек, сидящий в тени, это тот, кто знает цену искусству, тот, кто, придя в театр один раз, обязательно захочет вернуться туда еще. А у нас, к сожалению, есть зрители, которые приходят в театр и не отключает мобильные телефоны, хотя до начала спектакля их предупреждают об этом, или начинают строчить смс, выходить звонить в фойе, не понимая что мешают как зрителю, так и актерской игре. Есть зрители, которые не могут попасть в театр из-за социального положения. Здесь, на мой взгляд, нужно чаще проводить Дни открытых дверей, которые, например, успешно прошли в Аздраме. При этом в театре появляется другой слой населения, который зачастую больше ценит искусство.

— А что вы ждете от публики по окончанию спектакля?

— Все зависит от спектакля. На всех своих спектаклях я видел, как зритель уходит довольный, бурно обсуждая игру актеров, музыкальное оформление. Зачастую у служебного входа сталкиваюсь с толпой народа, которые благодарят как актеров, так и режиссера, фотографируются, общаются, дарят сувениры, подарки.

— Как, по-вашему, любое ли произведение можно поставить на сцене театра?

— Да. Нужно не просто экспериментировать, но знать, к чему это приведет в будущем. Когда я вижу, что мой зритель принимает, а главное, понимает мой эксперимент, я радуюсь, что они оценивают ту сложную ступеньку, на которую я поднялся. На сцене все должно выглядеть великолепно, безупречно, а не открыто или пошло.

— Современный театр идет к синтезу искусств или остается классическим?

— Синтез происходит в любом случае. Со временем все меняется, и театр тоже. Сейчас на сцену переносятся цирковые трюки, добавляется больше драматизма, на сцене может пойти и дождь и снег. Сегодня есть возможность ставить классическое произведение на современный лад. Взять, к примеру, наш спектакль по Шекспиру «Двенадцатая ночь, или Что угодно», на сцене говорят и по мобильному телефону, и на велосипедах ездят (улыбается).

— Есть ли заветная тема, лейтмотивом проходящая через ваше творчество?

— Лейтмотивом в моем творчестве проходит линия интеллигентного, грамотного, незаурядного человека и его сложная, непростая жизнь. Конечно, я обращаюсь и к извечным темам — любовь, страсть. Мне всегда есть, что сказать. Мне хочется ставить такие спектакли, чтобы зрители видели, что происходит в мире, понимали, что театр — это сильный вид искусства. Я хочу показать, что театр сильнее, чем кино. Нужно не делать то, что делают все, надо делать то, чего не делает никто (улыбается).

— Актер сегодня должен: петь, танцевать, играть на разных инструментах, говорить на разных языках, или это все не важно?

— Актеры, в первую очередь, должны транслировать мысль режиссера и свою со сцены, а потом все остальное: и петь, и танцевать, и играть. Я считаю, что на сегодняшний день в стране растут хорошие кадры с большим потенциалом.

image
(Пока оценок нет)