Век углеводородных ресурсов в скором времени придет к своему закату. В связи с резким увеличением населения Земли продовольствие и вода станут ведущим товаром в ближайшие десятилетия. И первыми странами, которые могут пострадать от смены приоритетов, станут страны-экспортеры нефти. Проклятием «черного золота» могут стать несвоевременность диверсификации национальных экономик и их большая зависимость от нефтегазового сектора.
Популярные в российской элите теории про «сырьевую сверхдержаву» можно выкинуть на свалку. Россия зависит от рынка нефти, а не наоборот. При этом мировые рынки сырья ждут глобальные изменения, которые могут оказаться крайне неблагоприятными для нашей страны. Сложно прогнозировать динамику индекса S&P не только на ближайшие 10 лет, но даже на ближайший год. Зато с уверенностью можно предположить, как будет выглядеть мир в общих чертах в ближайшие 10 лет, если, конечно, он не взорвется, пишут авторы блога Zero Hedge.
Нефтью будущего станут продукты питания и вода. Битвы на финансовых рынках и реальные конфликты будут идти за зерно, а не за «черное золото». Выиграют от этого США и Латинская Америка. А вот положение России становится все более и более неустойчивым. Авторы блога ссылаются на исследование Goldman Sachs. В банке попытались взвесить два фактора: влияние стран на тот или иной рынок сырья и доля определенного вида сырья в экспорте этих стран. На этой основе они построили матрицу рисков.
Россия и страны Ближнего Востока попали в высокорисковую категорию из-за зависимости от экспорта нефти. Доля России и Саудовской Аравии на мировом рынке нефти и газа — примерно по 10-15%, а вот доля нефти и газа в их общем экспорте больше 60%. Эти страны могут пострадать от значительных изменений в глобальной экономике. Возможно, будут изобретены инновационные виды топлива, которые заменят привычное сырье. Нанести удар по этим странам могут и запасы, открытые в других государствах.
В куда меньшей опасности находятся США и страны Латинской Америки, экспортирующие продукты питания. Их доля на рынке довольно большая, а вот доля сырья в их торговле — нет. Особенно выгодном оказалось положение США на рынке соевых бобов и кукурузы. Доля американского экспорта в мировой торговле кукурузой и бобами составляет больше 40%, при этом доля соевых бобов и кукурузы во всем экспорте США — меньше 2%. США, таким образом, хорошо зарабатывают на этом рынке и не сильно пострадают от его возможного обвала.
Все сырье можно разделить на две основные группы. «Жесткое сырье» — это в основном полезные ископаемые, например, нефть, железо и так далее. «Мягкое сырье» — это продукты сельского хозяйства.
Россия, Канада, Австралия и Бразилия являются лидерами в мире по уровню полезных ископаемых на душу населения. Аргентина и США входят в такой же список по «мягкому сырью» — продуктам сельского хозяйства.
Однако, чтобы понять, кто будет следующим лидером в мире, нужно сначала понять, рынок какого сырья ждет бум в ближайшие годы. В GS уверены, что этими ресурсами станут еда, вода и даже земля. Преимущество окажется на стороне тех стран, которые смогут накормить миллиарды людей. Именно вода и еда станут нефтью будущего.
Это полностью меняет расклад на сырьевом рынке: Самые крупные импортеры продуктов сегодня — это Россия, Япония, Южная Корея и Западная Европа. Самые крупные экспортеры — США, Канада, Бразилия, Аргентина и Таиланд. Потенциал для экспорта продуктов есть у Индии и Африки, но, чтобы его реализовать, необходимо проводить реформы.
Наличие природных ресурсов не гарантирует стране экономические успехи. Часто страны не могут выиграть от сырьевого бума из-за низкого качества институтов. Велик соблазн распределять доходы между узкой группой населения — это мешает диверсификации экономики. Сырьевое проклятье грозит многим экспортерам ресурсов.
А вот Япония и Южная Корея демонстрируют другой пример: можно развиваться и без ресурсов, тогда необходимо выиграть за счет чего-то другого. Эти две страны в итоге стали родиной мировых инноваций (finmarket.ru).
Надо отдать должное азербайджанскому правительству, которое аккумулирует полученные от реализации финансовые средства в Государственном нефтяном фонде Азербайджанской Республики (ГНФАР). Значительные суммы инвестируются в инфраструктурные проекты на развитие регионов через государственный бюджет. Кроме того, по линии Национального фонда поддержки предпринимательства при Министерстве экономического развития предпринимателям предоставляются льготные кредиты для развития ненефтяного сектора экономики.
Проводимая руководством страны линия наиболее четко нашла свое отражение во время проведенной 19 сентября встречи президента Азербайджана Ильхама Алиева в Париже с бизнесменами-членами MEDEF — Организации предпринимателей Франции.
Отвечая на вопрос французских предпринимателей о дате вхождения Азербайджана во Всемирную торговую организацию, президент Ильхам Алиев ответил: «Мы работаем над этим вопросом. Мы находимся в процессе двусторонних консультаций со странами-партнерами, и этот процесс успешно продолжается. В то же время хотел бы отметить, что существуют два мнения о том, когда Азербайджан станет членом Всемирной торговой организации. Во-первых, по возможности быстро, это мнение тоже достаточно обоснованно, потому что это повысит конкурентоспособность на рынке. А это, мы надеемся, окажет положительное влияние на потребительские цены. В настоящее время Азербайджан является страной, интегрирующей в ряд международных организаций, и близок к тому, чтобы стать частью Всемирной торговой организации. Другой подход несколько отличается — не по содержанию, а с точки зрения времени. Потому что, как я отметил, сегодня мы ведем серьезную работу по диверсификации. У нас есть государственная программа по поощрению индивидуального предпринимательства. К примеру, в следующем году для малых и средних предприятий в сельской местности предусмотрены средства в размере 300 миллионов евро. Государство выделит им кредиты с маленькими процентами. Мы выделяем сельскому хозяйству большие субсидии. Нашим фермерам горючее продается дешевле на 50 процентов. Они покупают удобрение с льготами на 50-70 процентов. Кроме налога на землю, они освобождены от всех налогов. Если они сажают зерно, на каждый гектар им выдается 100 евро. Эти субсидии позволяют нам значительно уменьшить зависимость от импорта сельскохозяйственной продукции. Сегодня по некоторым позициям мы можем удовлетворять свои потребности в объеме 80-85 процентов. Наша цель — к концу 2015 года обеспечить себя сельскохозяйственной продукцией. Это способствовало бы открытию одного миллиона рабочих мест, большинство которых — в сельской местности. Таким образом, я хочу затронуть второй подход. Второй подход состоит в том, что если мы сегодня присоединимся к Всемирной торговой организации, то это может оказать негативное влияние на развитие предпринимательства в сельской местности. Это может создать определенные проблемы, связанные с занятостью. Некоторые наши товары могут утратить конкурентоспособность. Таким образом, основная мысль, я бы сказал, заключается в том, чтобы продолжить процесс усовершенствования, диверсификации, инвестирования, стимулирования частного сектора не только в сельском хозяйстве, но и в тяжелой промышленности, и стать членом Всемирной торговой организации в то время, когда наша экономика будет находиться в лучшем состоянии. Мы стремимся найти свой путь среди этих двух подходов. Таким образом, мы находимся в процессе переговоров. Скорее всего, наше членство не случится в ближайшем будущем» («Тренд»).
Кстати, будущий год станет переломным для Азербайджана: массированные инвестиции в ненефтяной сектор начнут приносить серьезный экономический эффект. Как сообщили Fineko/abc.az в Кабинете министров Азербайджана, расчеты показывают, что инвестиции в экономику страны начинают давать экономический эффект с лагом в 3 года.
«В этой связи первый серьезный эффект от резкого увеличения инвестиций в ненефтяной сектор страна получит уже в 2013 году. Это позволяет нам прогнозировать рост данного сектора на уровне 15-20%. Более того, останавливать инвестиции в ненефтяной сектор никто не собирается, и в среднесрочной перспективе (с горизонтом событий 3-5 лет) экономика будет получать эффект от них», — заявили в Кабинете министров.
Решением N209 Кабинета министров Азербайджана от 21 сентября проект закона о государственном бюджете и сводном бюджете на 2013 год и 3 последующих года, концепция социально-экономического развития на 2013 год и 3 последних года и прогнозные показатели представлены на рассмотрение президенту страны.
Бюджетный пакет представлен главе государства с прогнозом экономического роста на 2013 год на уровне 8,5%, основу которого обеспечит ненефтяной сектор. В то же время вернется к экономическому росту и нефтяной сектор, находившийся пару лет в пике спада.
Несмотря на указание президента Ильхама Алиева об ограничении внешних заимствований, в 2013 году не ожидается ни стабилизации, ни падения уровня инвестиций в экономику страны. Прогноз предполагает, что иностранные инвестиции сохранятся на уровне текущего года, а общие инвестиции вырастут благодаря росту внутренних инвестиций. Продолжится и увеличение государственных инвестиций. Такой подход уже позволил Кабинету министров заявить, что проект бюджета 2013 года сохраняет социальную и инвестиционную направленность, имеет целью повышение обороноспособности страны, укрепление экономической, энергетической и продовольственной безопасности.

image
(Пока оценок нет)