Во взаимоотношениях с Тегераном официальный Баку пересек точку возврата. Именно так можно оценить отказ Азербайджана от участия в тегеранском саммите Движения неприсоединения на высшем уровне. По сути, официальный Баку публично заявил, что при нынешних условиях сторонам нечего обсуждать на высшем уровне. Можно с уверенностью предположить, что не так просто было принять подобное решение. Ведь в Баку хорошо помнят последствия отказа от диалога на высшем уровне с Вашингтоном сразу после избрания президентом Б.Обамы. Тогда последствия пришлось расхлебывать в течение почти двух лет.
Да, Иран — это не США. Но все же это наш южный сосед, притом имеющий мощный военно-политический потенциал регионального масштаба. С таким соседом, как правило, приходится считаться. Однако ситуация на этот раз оказалась не из рядовых. По большому счету, обстоятельства оказались сильнее стремления официального Баку поддерживать ровные и добрососедские отношения с Тегераном. Скорее всего, именно на эти обстоятельства хотя и слишком витиевато, но все же намекает известный политолог Фикрет Садыхов.
Неучастие президента Азербайджана Ильхама Алиева в саммите Движения неприсоединения в Тегеране — вполне обоснованный, резонный и логичный шаг. Об этом 1news.az заявил политолог. «Азербайджан не принимает участия на высшем уровне в саммите Движения неприсоединения в Иране еще и ввиду напряженных отношений, существующих в последнее время между Баку и Тегераном, и в этом виновата прежде всего иранская сторона, высказывавшая на различных уровнях необоснованные обвинения в адрес нашей страны», — подчеркнул он.
Как сообщалось ранее, 30-31 августа в Тегеране состоится 16-й саммит Движения неприсоединения, на котором делегацию Азербайджана возглавляет министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров. 28-29 августа в рамках этого мероприятия в столице Ирана проходит встреча глав МИД государств-членов Движения неприсоединения, на которой нашу страну представит посол по особым поручениям внешнеполитического ведомства Азербайджана Яшар Алиев.
Накануне МИД Ирана посредством главы пресс-службы Рамина Мехманпараста выразил надежду на то, что Азербайджан примет участие в саммите Движения неприсоединения, который пройдет в Тегеране, на самом высоком уровне. «В данное время рабочая группа Азербайджана находится в Тегеране. В собрании глав МИД примет участие и министр иностранных дел Азербайджана», — отметил он.
Р.Мехманпараст сказал, что ряд западных СМИ преследует цель ухудшить отношения между странами региона путем публикации слухов и раздувания определенных вопросов. «Последние встречи между официальными лицами Азербайджана и Ирана, в том числе визит замглавы МИД С.Аракчи в Баку, проходят в положительной атмосфере, привнесена ясность во множество вопросов, оставшиеся — находят свое решение. Надеемся, что отношения между двумя странами будут процветать и в будущем», — сказал глава пресс-службы МИД Ирана.
«Все эти заявления — обычная, простая, ничего не стоящая риторика, а на практике иранская сторона сделала все, чтобы обострить и усложнить отношения с Азербайджаном. Мы же помним эти неоднократные заявления различных официальных лиц Ирана по поводу исторического пути развития и будущего Азербайджана, наставления о том, как Азербайджан должен выстраивать свои отношения с европейскими государствами, с Израилем, какие внешнеполитические принципы и приоритеты выбирать», — подчеркивает Ф.Садыхов.
По его словам, Азербайджан давно уже не та страна, которой можно диктовать какие-то условия по внешней и внутренней политике. «И выступающие с поучениями в адрес Азербайджана в Иране чиновники и представители различных кругов должны понимать, что такой менторский тон и нравоучительные высказывания, вполне естественно, могут привести к обострению отношений», — сказал политолог.
Он также акцентировал внимание на ситуации, складывающейся вокруг двух граждан Азербайджана — поэтов Фарида Гусейна и Шахрияра Гаджизаде, арестованных в мае текущего года иранскими властями по надуманным обвинениям и в течение нескольких месяцев содержащихся под стражей. «Иранская сторона в течение нескольких месяцев держит в изоляции двух молодых поэтов — граждан Азербайджана. Против них возбуждено уголовное дело, однако до сих пор нет никакой ясности по сути предъявляемых им обвинений», — подчеркнул Ф.Садыхов.
По его словам, все это негативно сказывается на взаимоотношениях между двумя странами. «Глава пресс-службы МИД Ирана говорит о необходимости смягчения отношений и налаживания взаимопонимания. В Азербайджане никто не выступает против этого, и Баку не был инициатором ухудшения отношений с Тегераном.
Мы всегда старались развивать добрососедские отношения с нашим южным соседом. Были даже периоды, когда Азербайджан, несмотря на подобный негативный фон иранских политических выступлений, старался на что-то закрывать глаза и продолжал свой добрососедский внешнеполитический курс. Но, видимо, всему есть предел. Есть определенная точка, за которой необходимо все же проявить характер и продемонстрировать принципы национальных интересов страны», — отметил политолог.
Ф.Садыхов подчеркнул, что Азербайджан не может закрывать глаза на подобные действия и высказывания иранской стороны. «Что касается саммита, то, по сути, я думаю, что уровень, на котором наша страна представлена на этом мероприятии, вполне приемлем для обсуждения вопросов повестки дня, и вряд ли главе нашего государства необходимо присутствовать во время принятия каких-то не очень приятных для Азербайджана решений.
Мы вступили в Движение неприсоединения не для того, чтобы присоединяться к неразумным решениям и к хору стран, которые будут осуждать или защищать те или иные политические режимы. Мы пытаемся и стремимся к тому, чтобы оценка происходящим в мире конфликтам выносилась на объективных основах, на реальных фактах.
Несмотря на то, что мы являемся членом Движения неприсоединения, мы также являемся и членом мирового сообщества, и присоединяемся прежде всего в этих вопросах к голосу ведущих государств, которые высказали свое отношение и к сирийскому конфликту, и к иранской ядерной проблеме, и к другим региональным конфликтам», — сказал политолог.
По поводу того, что «Азербайджан давно уже не та страна, которой можно диктовать какие-то условия по внешней и внутренней политике», уж очень сильно сказано. Не думаю, что Ф.Садыхов, будучи серьезным политологом, на самом деле так считает. Практически всем государствам мира, за исключением нескольких, вполне возможно диктовать определенные условия, и подобное давление оказывается. На сегодняшний день полностью независимыми являются США.
Существуют частично независимые государства в глобальном масштабе. Они подвержены давлению, но по ограниченному кругу вопросов. Это прежде всего Россия, Китай и, условно говоря, Евросоюз. К примеру, Евросоюз в сфере обеспечения собственной безопасности сильно зависит от США, что является определенным рычагом давления во взаимоотношениях Вашингтон-Брюссель. Или же экономическое благополучие России, которое основано исключительно на экспорте энергоресурсов, полностью зависит от развитых стpан Запада.
И, наконец, существует группа государств, которые сильно подвержены внешнему давлению, но при этом имеют определенную независимость регионального масштаба. Эти государства принято называть региональными державами. К ним можно причислить и Иран, и Турцию. Азербайджан не входит ни в одну из этих трех групп. А значит, в стабильной обстановке во время реализации собственной внешней политики в той или иной степени вынужден учитывать позиции как единственного полностью независимого глобального игрока, то есть США, так и частично независимой в глобальном масштабе России и региональной державы, коей является Иран. Хотя бы потому, что Россия и Иран являются непосредственными соседями Азербайджана.
Но нынешнюю ситуацию невозможно назвать стабильной. Россия и Китай пытаются противостоять реализации региональных интересов США. Проще говоря, происходит чего-то вроде бунта на корабле. Притом, по большому счету, восставшие не имеют никакого шанса на успех. Поэтому можно считать, что Азербайджан делает правильный выбор.
Однако необходимо обратить внимание на следующий фактор. То, что официальный Баку, по крайней мере, пытается сделать правильный выбор — это очень хорошо. Но важно осознать и то, что способность сделать этот выбор не является фактором, гарантирующим нейтрализацию угроз в отношении Азербайджана. В конце концов, надо помнить, что лес рубят — щепки летят. В большой игре, где ставки слишком высоки, жертвы неизбежны. И главное — в итоге не оказаться в роли фигуры, которую приносят в жертву ради лучшей позиции, гарантирующей окончательную победу. Одним словом, поговорим об угрозах. Речь идет не только о непосредственной угрозе в отношении Азербайджана, но и об угрозе в отношении также и Грузии, которая на сегодняшний день является единственным надежным коридором на Запад для Азербайджана.
Во-первых, Иран угрожает разбомбить нефтяные месторождения на Каспии и транспортно-коммуникационные системы, обеспечивающие экспорт энергоресурсов региона на Запад. Да, на самом деле угроза достаточно реальная. Но надо признать, что подобные акты возмездия будут иметь краткосрочный эффект. Кроме того, Ирану придется дорого заплатить за подобные выходки.
Во-вторых, более серьезная угроза военно-политического характера, притом имеющая далеко идущие геополитические последствия, исходит от России. Речь идет о прямой российской агрессии, различные варианты которой сегодня открыто обсуждают во влиятельных московских кругах. Ряд интернет-ресурсов Дагестана сообщает о концентрации в последнее время российских войск в горных районах Дагестана, граничащих с Грузией и Азербайджаном. В частности, местные источники в Ботлихском районе сообщают о большом скоплении в районе живой силы и техники, сообщает «Туран» со ссылкой на сайт Vdagestan.com.
Согласно тем же источникам, во время движения бронеколонны близ села Сагада в ущелье упал и взорвался бронетранспортер. В результате погибли российские военные. Местные жители сообщают, что военные намереваются блокировать лесные массивы, наносить по ним удары с воздуха. По одним сведениям, все эти приготовления имеют цель уничтожить до зимы горные базы моджахедов в Дагестане. По другим данным, идет подготовка к военной операции против Грузии.
Напомним, еще несколько месяцев назад известный военный эксперт Павел Фельгенгауэр заявил, что Россия готовится ввести войска в Грузию в случае начала американской военной операции против Ирана. Москва пойдет на этот шаг, чтобы деблокировать свою военную базу в Армении, которая может быть блокирована, так как сейчас ее снабжение идет через Иран.
По словам бывшего командующего российскими войсками в Закавказье Юрия Неткачева, «возможно, будет необходимо использовать военные средства для нарушения грузинской транспортной блокады и создания транспортных коридоров, ведущих в Армению («Независимая газета», 15 декабря)».
Концентрация войск близ границы с Грузией осуществляется под прикрытием «стратегических» военных учений «Кавказ-2012», которые планируется в сентябре.
Напомним, в 2008 году учения «Кавказ-2008» позволили Москве скрытно развернуть силы, которые успешно вторглись в Грузию в августе. В последние месяцы российские войска в оккупированных Абхазии и Южной Осетии были значительно усилены новым вооружением и подразделениями десантников.
Эксперты не исключают также стремления Москвы оказать давление на Тбилиси в период парламентских выборов в октябре с целью поддержать силы в Грузии, которые будут добиваться отставки правительства Михаила Саакашвили.
В рамках совместных учений Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности «Взаимодействие-2012» будут отработаны как минимум три сценария: иранский, грузинский и азербайджанский. Об этом в интервью корреспонденту ИА Regnum заявил политолог, эксперт Института стран СНГ Михаил Александров.
«Учения КСОР ОДКБ очень важны, проводятся почти одновременно с другими крупномасштабными учениями — «Кавказ-2012″. Это крупная операция на Южном Кавказе, связанная с целым рядом вопросов», — отметил Александров.
По его словам, первый аспект этих учений — разработка действий в случае необходимости прикрытия северных границ Ирана. «Между Россией и Ираном существует договор, подписанный еще в 1921 г., согласно которому в случае внешней агрессии, если Иран не будет в состоянии противостоять ей, Россия может вмешаться. Такое произошло в 1941 года, когда советские войска вошли на север Ирана. Тогда это было согласовано с Англией. Сегодня, если нависшая над Ираном угроза военного вмешательства станет приобретать материальные черты, придется делать это без согласования с кем-либо», — считает политолог.
Грузинский сценарий: по мнению Александрова, в рамках учений КСОР ОДКБ могут быть отработаны действия, связанные с предстоящими в Грузии парламентскими выборами. «Не исключено, что во время выборов в Грузии власти могут пойти на массовые фальсификации их результатов. Не исключено, что это приведет к волнениям и беспорядкам внутри страны и последующему подавлению народного возмущения силой. Россия может вмешаться, чтобы защитить грузинский народ от насилия, точно так, как Запад пришел на помощь демократическим силам в Ливии», — напомнил эксперт Института стран СНГ.
Собеседник пояснил, что правящий в Грузии режим не является демократическим, а держится на политических манипуляциях, запугивании, заказных политических убийствах, бегстве лидеров оппозиции и так далее. Следовательно, именно противостоящую этому режиму массу нужно считать демократической.
Третьей важной составляющей учений Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности Александров назвал отработку действий при возможной эскалации нагорно-карабахского конфликта. «Совершенно очевидно, что если Азербайджан развяжет войну за Нагорный Карабах, то военные действия не могут быть локализованы исключительно в зоне нагорно-карабахского конфликта. Армения будет бить в глубь территории Азербайджана, те ответят, а это уже запустит механизм ОДКБ», — подчеркнул он. В целом Михаил Александров выразил уверенность, что все три варианта взаимосвязаны, и учения КСОР ОДКБ не могут игнорировать ни один из них. Что касается возможной реакции Запада на проведение учений, фактически направленных на разработку мер противодействия реализации его интересов в регионе, эксперт напомнил, что как Россия со своими союзниками, так и США со своими регулярно проводят различные учения, в том числе отрабатывают различные сценарии нанесения ударов по территории друг друга. «Они учатся, и мы учимся, ничего страшного. Просто американцам трудно переучиваться, они все еще думают, что самые сильные, самые умные, самые лучшие, инерция мышления… Ничего, жизнь научит, жизнь накажет», — заключил Александров.
Отметим, что учения КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2012» пройдут в Армении в сентябре 2012 года. Основной темой учения станут совместные действия объединенной группировки войск стран-участниц ОДКБ по отражению нападения условного противника и дальнейшему переходу в контрнаступление.
Не думаю, что Россия сегодня в состоянии оккупировать часть Ирана. И вообще, Россия сегодня с учетом многих составляющих пытается избежать открытого вооруженного соприкосновения с Западом, прежде всего с США. Экономика страны рухнет в одночасье.
Но Россия вполне может использовать силовое решение иранского конфликта для вторжения на Южный Кавказ и военно-политического утверждения в регионе. Этот может стать попыткой компенсировать, притом прежде всего в российском общественном сознании, большую потерю, то есть возможности влияния на геополитические процессы, происходящие на Ближнем Востоке, небольшой, но уж громкой победой на постсоветском пространстве.
Притом для России, чтобы приостановить западную экспансию на постсоветском пространстве, жизненно необходимо выйти к границам Ирана. А без интервенции это невозможно. На Южном Кавказе необходимо пересечь территорию Грузии или же Азербайджана, в Средней Азии — Туркменистана. В Москве прекрасно осознают, что ни Грузия, ни Азербайджан, ни Туркменистан добровольно не предоставят коридор для российских войск.
Вот в Москве и разрабатываются различные варианты вторжения на Южный Кавказ. Особенно умиляет вариант защиты демократии в Грузии, инициатором которого, скорее всего, выступит «отец русской демократии», а по выражению бывшего федерального канцлера ФРГ Герхарда Шредера (которого за огромные заслуги перед нынешним президентом РФ в последующем допустили к «кормушке» «Газпрома»), «чистейшей воды демократ» Владимир Путин.
Разработанный для Азербайджана вариант, ради справедливости надо признать, логически завершенный и с правовой точки зрения почти безукоризненный. Кто на самом деле будет разбираться в том, какая из сторон стала инициатором вооруженных инцидентов на армяно-азербайджанской границе? Главное — спровоцировать эти инциденты, чтобы запустить соответствующие механизмы, позволяющие совершить вторжение. А что потом?.. Сегодня мы узнаем, что планы вторжения в отношении хотя и формально, но все же союзника по СНГ — Грузии — Россия разработала аж в конце 2006 года. Это что-то меняет?!
И, наконец, о терротистической угрозе наша газета писала не раз. Как противостоять угрозам военно-политического характера, исходящим прежде всего от России? Необходимо превратить любое вторжение на Южный Кавказ в непосредственное вооруженное соприкосновение с Западом. Это единственный путь. Именно в этом должна заключаться основная задача, стоящая перед нашей дипломатией на нынешнем этапе. Притом никаких законодательных ограничений по размещению иностранных военных баз на территории Азербайджана не существует. Концепция национальной безопасности и оборонная концепция позволяют временно размещать иностранные военные базы на территории Азербайджана. С Грузией вообще никаких проблем.
В конечном итоге, реализация этой задачи отвечает интересам всех государств Южного Кавказа, в том числе и Аpмении.

image
(Пока оценок нет)