Говорить о «теневой экономике» правительственные чиновники не любят. Однако различные кампании по борьбе с коррупцией, ужесточению контроля над процессом заключения трудовых соглашений работодателей с наемными рабочими говорят о существовании данной проблемы и в Азербайджане. В чем же причина того, что азербайджанские деловые круги отказываются от принципа «плачу по счетам государства и сплю спокойно».
Ради справедливости стоит отметить, что желание деловых кругов работать в тени, выдавать «серые заработные платы» исходит не только из безмерной жадности бизнес-кругов. После мирового финансового кризиса деловые круги для спасения своего бизнеса все чаще стали уходить в теневой сектор. Впрочем, на пространстве СНГ главной причиной ухода в тень бизнеса является желание «не засветиться». Подобную линию поведения деловых кругов можно проследить и в Азербайджане.
Итак, рассмотрим, что же стало причиной ухода бизнеса в тень в разных странах.
Главной причиной ухода российского бизнеса в тень является желание избежать чрезмерного внимания со стороны чиновников, а не уход от налогов, как традиционно считается. Об этом в номере от 4 сентября пишет газета «Ведомости» со ссылкой на опрос топ-менеджеров более чем 30 российских крупных и средних компаний.
Топ-менеджеров попросили ранжировать по степени важности девять поводов вести бизнес в открытую и шесть поводов уйти в тень. 91,3 процента опрошенных назвали желание избежать внимания со стороны надзорных органов важной, очень важной и скорее важной причиной ухода в тень.
На втором месте оказалось желание уйти от налогов. Третьим по популярности аргументом в пользу теневого бизнеса менеджеры назвали действия криминала, четвертым — враждебные действия чиновников, пятым — желание уменьшить обязательства перед сотрудниками, а шестым — боязнь излишнего формализма.
Главным аргументом в пользу «белого бизнеса» оказалась конкуренция за квалифицированный персонал — хорошего сотрудника труднее привлечь на работу с «серой» зарплатой. На втором месте — желание сделать компанию публичной, на третьем — намерение привлекать дешевые кредиты за границей, на четвертом — планы по развитию отношений с иностранными компаниями, на пятом — снижение стоимости кредитов, получаемых в России.
Наименее популярными аргументами оказались желание избежать проблем с госорганами, намерение выгодно продать бизнес, а также лучшие возможности по работе с государственными органами в качестве подрядчика. Самым последним по популярности оказался вариант «Это хороший тон, иначе никто руки не подаст».
По данным Росстата, в 2011 году объем теневой экономики в России составил 15%. В 1990-е годы показатель равнялся 22-23%. процента. В то же время, по оценке Минэкономразвития, уровень теневой экономики в прошлом году превысил 50% от доходов населения. В середине 2011 года в Федерации независимых профсоюзов заявляли, что более половины всех зарплат в РФ выплачиваются «в серую».
Сами предприниматели неоднократно называли повышение налогов, в частности, увеличение страховых взносов с 2011 года главной причиной ухода в тень. В апреле организация «Деловая Россия» приводила данные, согласно которым почти половина предпринимателей считает налоги в стране высокими и выступает за их снижение. 61 процент считает неприемлемо высокой ставку НДС (18 процентов), а 75 процентов — ставки страховых взносов (30 процентов), пишет Lenta.ru.
Отметим, что и в Украине немало деловых людей вынуждены вести свой бизнес в тени.
Согласно оценкам налоговиков, опубликованным в ходе презентации Концепции реформирования налоговой системы, объем теневого сектора украинской экономики составляет как минимум 350 млрд. грн. в год, пишет издание «Зеркало недели. Украина». Этот объем, по оценкам фискальных органов, распределяется следующим образом: 170 млрд. грн. составляет зарплата в «конвертах», 100 млрд. — доходы собственников активов — выведение безналичных средств в наличную форму или на инвалютные счета в иностранных банках, 35 млрд. — неофициальные платежи, 45 млрд. грн. — основные средства, материальные ресурсы и услуги теневого сектора.
Отметим, что такие оптимистичные оценки теневого сектора (менее четверти заложенного в бюджете прогнозного значения номинального ВВП на нынешний год — около 1,5 трлн. грн.) могут оказаться сильно заниженными. Стоит лишь вспомнить, что, согласно последним опубликованным официальным правительственным данным, доля теневого сектора в 2010 году составляла около 38% официального ВВП, увеличившись после наступления кризиса более чем на десять процентных пунктов. А последние оценки, например, Всемирного банка были еще менее оптимистичными — по подсчетам его экспертов, доля неформальной экономики в Украине составляла около 50%.
В то же время, по предварительным данным Минэкономразвития, которые имеются в распоряжении «Зеркала недели», в 2011 году уровень теневой экономики в Украине сократился на 4% по сравнению с 2010 годом и составлял 34% от объема официального ВВП. Снижение уровня тенизации национальной экономики произошло в условиях завершения острой фазы кризиса и перехода к фазе возобновления экономического роста. Так, на протяжении 2010-2011 годов наблюдались рост уровня реального ВВП (на 4,1 и 5,2% соответственно) и снижение уровня безработицы (до 8,1 и 7,9% соответственно по методологии МОТ). Это сопровождалось замедлением инфляционных процессов в экономике, возобновлением динамики роста депозитов и кредитов в банковской системе, снижением напряжения в бюджетном секторе в связи с сокращением дефицита бюджета.
Отметим, что, по оценке австрийского профессора Фридриха Шнайдера, теневая экономика является даже лучшим способом противодействия рецессии, поскольку деньги, которые люди зарабатывают нелегально, не откладываются в банки, а тратятся немедленно, увеличивая потребительский спрос. Единственным проигравшим в данном случае является государство (NEWSru.ua).
Наверное, не случайно, что и в процветающих странах стараются обмануть государства, не доплатив ему причитающих налогов.
Кстати, именно из-за налоговых уклонистов в правительстве Германии начались жесткие споры. Покупка немецкими федеральными землями дисков с данными о налоговых уклонистах вызвала споры в немецком правительстве. Министр юстиции Сабина Лойтхойсер-Шнарренбергер (Sabine Leutheusser-Schnarrenberger) заявила в интервью Rheinische Post о подготовке законопроекта, согласно которому покупка подобной информации в Германии станет уголовно наказуемым преступлением.
Между тем министр финансов Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schaeuble) в интервью Deutschlandfunk поставил под сомнение необходимость такого закона. По его словам, до сих пор не было сомнений в том, что покупка дисков с данными не является уголовным преступлением. При этом сама кража данных сотрудниками банков противозаконна, поэтому правительству, по словам Шойбле, надо работать над соглашением со швейцарскими властями, чтобы не приходилось сотрудничать с уголовниками.
На данный момент немецкие власти пытаются добиться от оппозиции согласия на ратификацию соглашения со Швейцарией о неплательщиках. Согласно подготовленному документу, счета граждан ФРГ в швейцарских банках, открытые после 2000 года, будут облагаться налогом от 21 до 41%. Размер налога будет зависеть от объема и срока вклада. Для новых клиентов будет действовать ставка 26,375%.
Правительство уже одобрило это соглашение и рассчитывает, что оно вступит в силу с 2013 года. Однако оппозиция намерена заблокировать его в бундесрате, где имеет большинство голосов. Социал-демократы и Зеленые считают, что в соглашении осталось слишком много лазеек для нежелающих платить налоги. Пока соглашение не принято, федеральные земли продолжают покупать диски с крадеными данными немецких клиентов швейцарских банков. В частности, власти Северного Рейна-Вестфалии покупали клиентские базы Credite Suiss, Julius Baer, а также цюрихского филиала британского банка Coutts, который является дочерним банком Royal Bank of Scotland.
Власти Швейцарии посчитали это незаконным и выдали ордер на арест трех немецких налоговиков, которые участвовали в покупке данных о неплательщиках, скрывающих свои доходы в банке Credite Suiss. Налоговиков обвиняют в нарушении банковской тайны, и им грозит арест, как только они окажутся на территории Швейцарии (Lenta.ru).
Единственным путем сокращения доли теневого бизнеса является создание благоприятного инвестиционного климата.

image
(Пока оценок нет)