История с внесением и отозванием закона о клевете в Верховную раду Украины, голосованием за него в полном составе правительственных фракций, а потом повсеместное и персональное отрицание его сущности депутатами от Партии регионов напоминают плохо скроенный детектив. В первую очередь совершенно непонятно, зачем было вбрасывать в общество, и так сильно раскаленное ходом предвыборной кампании в парламент, еще одной канистры с высокооктановым информационным бензином. Надеялись под сурдинку всеобщего отвлечения выборами провести драконовский закон. Но оказалось, что общество не склонно так просто сдавать с таким трудом завоеванную свободу прессы и свободу вообще.
В июле депутат от Партии регионов Виталий Журавский зарегистрировал проект закона, по которому в украинское законодательство возвращалось такое понятие, как клевета. В начале 2000-х оно было исключено из Уголовного кодекса, законов об информации и печатных средствах информации. Тогда это объясняли необходимостью разрыва с советским прошлым. На этот раз регионалы решили к нему вернуться еще раз.
Но в одну реку нельзя войти дважды. Украина существенно изменилась, и свобода критики власти стала буквально всеобщей в средствах массовой информации, за исключением партийных газет и одиозных листков, принадлежность которых тому или иному олигарху известна всем. Второе обстоятельство, которое не учли вдохновители законопроекта. В авторство Виталия Журавского никто не верит, все понимают, что он играл чисто техническую роль. Журналисты и издатели ясно осознают, что дальше земли нет. Отступать просто некуда, и если последний рубеж свободы будет сдан, то Украина превратится в Россию или, хуже того, в Беларусь. Тем более что в России аналогичный закон уже принят. Такая перспектива не улыбалась буквально всем журналистам хоть из проправительственных газет, хоть из оппозиционных.
Остроту ситуации придавало и то, что параллельно разыгрывался скандал с наездами на оппозиционный телеканал ТВi. Последний суд обязал вернуть государству якобы невыплаченный налог более 4 млн. грн. (около 500 тыс. долларов). Перед этим канал лишили эфирной частоты, и сигнал распространялся только в кабельных сетях, дублировался в Интернете. Острые сатирические передачи канала, в том числе и в отношении главы государства, не могли нравиться власть имущим. Отметим, что доставалось и оппозиции, но в меньшей мере.
После старта избирательной кампании начались отключения канала в кабельных сетях или перенос в более дорогие пакеты. Как говорили практически открыто владельцы сетей, их заставлял это делать Национальный совет по телевидению и радиовещанию. Зная состав этого органа, можно с уверенностью сказать, что он только технически выполнял задание администрации президента. Как суд и налоговое ведомство, присудившие каналу возврат несуществующего долга.
В ответ канал призвал зрителей собирать деньги, чтобы откупиться от налоговой. Акция получила значительное распространение. Причем не только в западной части страны, где позиции регионалов довольно шаткие. Характерно, что в Одессе, всегда голосующей за Партию регионов, перед началом спектаклей в театрах по рядам зрителей ходила урна для сбора средств в поддержку оппозиционного телеканала. И она довольно быстро наполнялась. В результате за неделю около 50 тыс. зрителей собрали более 2,5 млн. грн. Два миллиона дали из своих фондов оппозиционные партии. Канал удалось выкупить, и власть понесла очевидные имиджевые потери. Но дело даже не в этом. Значительная часть людей осознала, что власть не всесильна и с нею можно и нужно бороться всеми легальными способами. И это получается.
Надо сказать, что разобщенное украинское журналистское сообщество на этот раз довольно быстро солидаризировалось. Если вначале говорили об обращениях к президенту, то очень быстро сама власть своим лицемерным и наглым поведением избавила от последних иллюзий. Блеяние депутатов-регионалов, что совсем не то имели в виду, не разобрались и т.д., вызвало, в отличие от прошлого, еще большее противостояние и откровенные насмешки. Верхом лицемерия показалось заявление лидера фракции Партии регионов в парламенте Ефремова, что он не знает, каким образом его карточка оказалась при электронном голосовании в списке голосовавших за закон о клевете. Не отставал и спикер парламента Литвин, заявивший, что закон в таком виде не может быть принят во втором чтении. Так почему его фракция практически в полном составе за него проголосовала? И как он вообще поставил закон на голосование в нарушение процедуры, без утверждения профильным комитетом? Вопросы, конечно, риторические. Все знают, что голосовали по указанию из администрации президента. А теперь пытаются обелить себя, но крайне неумело.
Возможно, что власть сделала бы хорошую мину, но продолжала проталкивать драконовский закон, второе чтение было назначено на 2 октября, однако столкнулась с непредвиденным.
Никто не стал обращаться к президенту за защитой, все быстро осознали, что это бесполезно. Средства массовой информации начали готовиться к всеобщей забастовке.
Для начала стартовала всеукраинская акция протеста против принятия закона о клевете. Ведущие украинские издания — Корреспондент.net, «Украинская правда», «Комсомольская правда в Украине», Фокус.ua, Сегодня.ua, телеканал ТВi, LB.ua (Левые берег), Football.ua, iSport.ua, «ЛигаБизнесИнформ», «Телекритика», «Newsru.ua», «Дело.ua», «ИнвестГазета», «KyivPost», «День», «РБК-Украина», Остров, агентства «Украiнськi новини», «Интерфакс-Украина» и другие — 25 сентября в 8.00 на своих главных страницах разместили баннер «Защити свое право знать. Скажи «нет» закону о клевете». Сетевые издания опубликовали ссылки на контакты 244 депутатов, которые поддержали закон в первом чтении (в сообщении подчеркивается, что все данные взяты из открытых источников). «Позвоните им в приемную, напишите e-mail, оставьте сообщение в соцсетях, спросите, почему они это сделали», — говорилось в совместном заявлении журналистов.
Многие издания вышли с белыми и черными первыми страницами или обложками, в нижней части которых объяснили читателям, почему они это сделали. Интересно, что в акции протеста участвовали как серьезные, так и так называемые желтые издания. Более того, такие, как Сегодня.ua, принадлежащее крупнейшему олигарху Ринату Ахметову, хотя он сам, скорее, его карточка, проголосовал за закон. И далее можно было ожидать еще более решительных действий. Более 11 тыс. журналистов в Интернете присоединились к акции, и этот процесс продолжается.
В этот момент власть поняла, что заигралась и начала сдавать назад. Находясь в Нью-Йорке, президент Янукович приветствовал решение отозвать закон. Глава государства сказал, что Журавский «не случайно принял решение от отзыве законопроекта». «Он услышал и мою точку зрения, и точку зрения своих однопартийцев… Он хочет исправить ошибку, которую сделал лично. А парламент, возможно, когда голосовали, они (депутаты — авт.) не до конца поняли это содержание». По его словам, украинская власть внимательно относится к тем законопроектам, которые касаются выполнения страной обязательств перед Советом Европы. «Мы должны в Украине применять европейские стандарты по всем направлениям»,- подчеркнул президент.
Украинская власть не пользуется доверием. Тем более что регионалы обещают вернуться к рассмотрению закона уже после выборов. Поэтому журналисты и издатели не намерены сворачивать акцию. Зная лицемерие власти, они хотят добиться не просто гарантий прекращения посягательств на свободу слова, а заручиться поддержкой демократического мира. И, судя по всему, Европа и Америка готовы помочь.
В эти дни Сенат Конгресса США принял чрезвычайно жесткую резолюцию по Украине. В ней отмечается, что в стране свертываются основные, свободы и предлагается начать применять санкции в отношении высокопоставленных чиновников в случае, если выборы 28 октября не будут признаны демократическими и поэтому легитимными.
Резолюция готовилась еще с июля и прошла несколько согласований. Украинская власть наняла лоббистскую компанию Podesta Group Inc, кстати, была лоббистом Хосни Мубарака, чтобы помешать принять такую резолюцию. Усилия пропали даром. Сенат в полном составе и единогласно проголосовал за пусть и несколько смягченный текст резолюции.
Это настолько поразило высшие эшелоны власти, что их реакция была, мягко говоря, невразумительной. Заявление официального представителя украинского МИД выглядела так, будто чиновники министерства слышат о ней впервые, не хотят понимать, о чем, речь и еще меньше понимают, почему об этом документе заговорили именно сейчас.
Как известно, каждый думает и говорит о других в меру своей распущенности. Привыкшие к коррумпированности своих парламентариев представители МИД начали намекать на подкуп сенаторов лидерами оппозиции. Рискованное это дело. Ведь сенаторы могут не на шутку обидеться, посчитать это клеветой и подрывом деловой репутации. И суд будет не украинский, а американский, и тогда можно и костей не собрать. Вообще с американскими сенаторами в такие игры лучше не играть. Ведь если в суд и не пойдут, то еще более серьезную резолюцию принять очень даже могут. Прямо она исполнительную власть ни к чему не обязывает, но американский закон дает сенаторам много возможностей воздействовать так на правительство, что Белый дом и Госдепартамент вынуждены прислушиваться. Пока же в украинских коридорах власти бушует паника. Вот и говорят что на ум придет, забывая при этом, что a word spoken is past recalling — «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь».
Пытаясь сохранить лицо, партия власти назначила на 2 октября рассмотрение закона о клевете во втором чтении с внесением поправок, которых, кстати, никто не видел. Но журналистов уже не провести. Накануне возле парламента состоялась акция протеста. В ней приняли участие не только столичные, но и региональные журналисты. Также участвовали зарубежные коллеги из стран Европы, прибывшие специально для этого в Украину. Парламентариев четко предупредили, что если не будет принято решение об аннулировании первого чтения законопроекта и исключении его из реестра Верховной рады, то будет объявлена всеобщая забастовка. Судя по настроениям журналистов, это не пустая угроза. Особенно в том, что к акции готовы присоединиться и в регионах. На заключительной стадии парламентской кампании только этого власти не хватало. Нервы не выдержали, и парламент большинством голосов отменил принятие закона о клевете и исключил его из реестра Верховной рады.
Борьба украинских журналистов за свободу слова имеет и международное значение. По крайней мере, на пространстве СНГ. В России, где ситуация со свободой слова несравненно хуже, чем в Украине, внимательно следят за развитием ситуации. И даже по белому завидуют солидарности и боевитости украинских журналистов. Тем более это важно для соседней Беларуси, в которой существует последняя диктатура Европы. Не будем говорить о государствах Центральной Азии.
Когда-то польские повстанцы Тадеуша Костюшко шли в бой с царским самодержавием под лозунгом «За нашу и вашу свободу!» Если ее отстоят в Украине, это станет хорошим примером и импульсом к действию и для журналистов других стран, страдающих от преследований власти. Самое главное — единство и солидарность. Победа будет обязательно.

image
(Пока оценок нет)