Ежегодно 10 сентября Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) при поддержке Международной ассоциации по предотвращению самоубийств (International Association for Suicide Prevention) проводит Всемирный день предотвращения самоубийств (World Suicide Prevention Day) с целью укрепления приверженности и поощрения деятельности по предотвращению самоубийств во всем мире.
Современный ритм жизни и работы, а также, по-видимому, многие субъективные факторы приводят к тому, что в определенный момент человек решается на преступление — преступление против своей жизни.
По статистике в среднем половина случаев насильственной смерти в мире приходится на самоубийства. По данным ВОЗ, общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза.
Суицид — это глобальная и трагическая проблема для мирового здравоохранения. По статистике в результате самоубийств в мире умирают столько же людей, сколько в результате войн и насильственных убийств вместе взятых.
По распространенности случаев суицида лидируют развитые страны. Первенство принадлежит странам Восточной Европы. В Японии ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 30 тысяч человек. Наименьшие же показатели — в Латинской Америке и исламских странах. По Африке статистические данные практически отсутствуют. В России в последнее время также участились случаи суицида, особенно среди подростков.
Поэтому Международная ассоциация по предотвращению самоубийств в сотрудничестве с ВОЗ призывает общественность и власти проводить в этот день мероприятия и акции по укреплению чувства ответственности за спасение жизни людей, которые могут быть потеряны в результате суицида.
Причем ВОЗ и другие партнеры выступают не только за предотвращение самоубийств, но и в защиту надлежащего лечения и последующего ухода за людьми, предпринявшими попытку суицида, а также за более взвешенное освещение самоубийств в СМИ.
Необходимо на глобальном уровне повысить уровень информированности общественности о том, что самоубийства являются одной из основных предотвратимых причин преждевременной смерти.
Общественности же и правительствам стран в свою очередь необходимо разработать основы политики в отношении национальных стратегий по предотвращению самоубийств, которые на местном уровне в каждом конкретном регионе должны найти свое практическое воплощение в виде программ и мер профилактики самоубийств и суицидальных настроений среди населения.
Отметим, что и для Азербайджана проблема роста числа самоубийств, к сожалению, является весьма актуальной на протяжении последних пяти-шести лет.
К примеру, за 10 месяцев 2011 года в Азербайджане было зарегистрировано 328 фактов суицида. Согласно данным СМИ, ежемесячно в Азербайджане кончают жизнь самоубийством как минимум 20-25 человек. А по данным Всемирной организации здравоохранения, 1% самоубийств в мире приходится на Азербайджан, имеющий 0,15% населения от общего числа жителей планеты.
Несмотря на то, что на самоубийц смотрят как на людей психически больных, безвольных, проблемных и подверженных дурному влиянию, среди самоубийц встречаются и вполне здоровые, высоконравственные, не имеющие проблем, не подверженные вредным привычкам, волевые люди. Не должно вызывать подозрения то, что причиной суицида среди таких людей является неумение сбалансировать образ жизни вследствие происходящих резких перемен, примириться с бесчеловечными и противоречивыми событиями.
За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в три раза. Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства.
60% всех суицидов приходится на лето и весну. Может быть, потому, что именно в этот период особенно заметен контраст между расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния.
Считается, что болезнью самоубийц является депрессия — до 70% депрессивных больных обнаруживают суицидальные тенденции, а 15% из них совершают самоубийство. Поэтому проблема самоубийств часто проблема депрессий.
Психиатрия прошлого полагала, что практически все самоубийцы — люди, психически ненормальные. Сейчас данные о психической ненормальности покончивших с собой сильно расходятся.
Но, по словам экспертов, в Азербайджане только 15-20 процентов совершающих суицид являются психически нездоровыми людьми. Остальные 50-60 процентов — вполне здоровые люди.
В последние годы в Азербайджане участились случаи самоубийств. И фактически про каждого совершившего суицид наши правоохранительные органы сообщают, что он был психически больным. Однако теперь выясняется, что в большинстве случаев это вовсе не так.
Кроме того, в прошлом году в Азербайджане было зарегистрировано 28 случаев суицида среди детей, а за первую половину 2012 года этот показатель составляет 29 случаев, сообщила на днях Trend заместитель председателя Госкомитета по проблемам семьи, женщин и детей Айнур Софиева.
Количество случаев суицида среди женщин в прошлом году составило 87, а за шесть месяцев 2012 года зафиксировано 33 таких случая.
Причиной самоубийств являются психологические проблемы на почве бытового насилия, считает Софиева. По ее словам, за последние пять лет в Азербайджане зарегистрировано 8139 случаев насилия в отношении женщин и детей.
Грозит ли миру, в том числе и нашей стране, волна экономических суицидов? Эксперты не исключают такой опасности, но все зависит от масштабов финансового кризиса, а с точки зрения каждого человека, — от восприятия случившихся проблем.
Финансовая нестабильность в мире, которая, по мнению экономистов, рано или поздно может коснуться любой страны, может спровоцировать пики суицидальной активности. Европа с такой проблемой уже столкнулась, если судить по настроениям местных СМИ, которые периодически сообщают о трагических историях людей, не справившихся с личным финансовым крахом.
Можно ли говорить, что есть народы, психологически защищенные от подобных ситуаций?
Как отмечает в своей статье «Что мы знаем о суициде» известный российский суицидолог Владимир Войцех, после августовского дефолта 1998 года уже в октябре в Москве число самоубийц, особенно среди молодежи, увеличилось почти в 3 раза по сравнению с октябрем предыдущего года.
Эксперты отмечают, что финансовые катастрофы не проходят бесследно для психики граждан, особенно для тех, кто привык к росту доходов и стабильности. «Резкое изменение социального статуса и доходов служит известным фактором риска суицидов», — замечает заведующий отделом суицидологии Московского НИИ психиатрии Министерства здравоохранения Евгений Любов.
Психологи утверждают, что, какими бы сложными ни были финансовые проблемы сами по себе, они не являются настоящей причиной для суицида, а служат лишь поводом на фоне депрессивных расстройств и других сопутствующих комплексных проблем.
На суицид же людей толкает непереносимое душевное страдание, единственным выходом из которого становится лишение себя сознания, считает доцент кафедры общей и экспериментальной психологии НИУ ВШЭ Юлия Овчинникова. «Человек хочет не смерти, а прекращения боли», — говорит она. Тем не менее, не каждый, столкнувшись с проблемами, доходит до суицидальной границы. «Риск суицида наступает в том случае, когда жизненный катаклизм касается особой, уязвимой личности, для которой психосоциальный дистресс подходит, как ключ к замку», — говорит Евгений Любов.
Кто находится в группе риска с социальной точки зрения? Прежде всего это люди, чьи доходы в последнее время росли быстрее уровня их квалификации, считает психотерапевт Константин Ольховой. «Не секрет, что в последние годы появилась такая группа людей. При этом они были подвержены идеям общественного мнения, рекламы. И чаще покупали вещи, которые им не по карману. Потеряв работу и привычный доход, они могут оказаться в глубоком психологическом кризисе, воспринимая сложившуюся ситуацию как нищету, потерю статуса, имиджа», — говорит эксперт.
По его словам, в такой ситуации очень важно произвести переоценку системы потребления, пересмотреть свое отношение к потреблению. Кроме белых воротничков, дорожащих своим имиджем и статусом, в группе риска — бизнесмены. Работа бизнесмена, крупного руководителя сопряжена с большими психологическими нагрузками, и эти люди чаще подвержены эмоциональному выгоранию.
А вот что касается наименее обеспеченных слоев населения, то они в наименьшей степени подвержены психическим расстройствам на фоне кризиса. Они чаще всего не берут кредитов. Такие люди привыкли рассчитывать в основном на себя и выживать, исходя из того, что они имеют.
Если проблема представляется нерешаемой, надо помнить, что обратима любая ситуация, кроме смерти. Кроме того, психологи замечают, что стоит помнить о том, насколько важно ставить для себя реальные планки. Победитель от неудачника отличается не своими реальными достижениями, а тем, берет ли он планку, которую ставит сам себе, или нет. А ощущение себя неудачником в своей голове — основа для депрессивного или суицидального поведения, говорят эксперты.
Большую помощь в борьбе с суицидальным поведением играют близкие, семья. Как и при любом ином неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, нужно быть вместе, это делает человека сильнее. Здоровая семья выходит из испытания крепче за счет любви и терпимости.

image
(Пока оценок нет)