Использование «вопроса Рамиля Сафарова» похоже на поиски и нахождение предлога, заявил 21 сентября заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. Об этом сообщает АПА. «Суть вопроса заключается в том, было ли достигнуто до помилования Рамиля Сафарова какое-либо развитие в направлении разрешения нагорно-карабахского конфликта. Разве армяне дали нам повод для надежды?» — сказал он.
По его мнению, складывающуюся вокруг Рамиля Сафарова ситуацию, возможно, используют в своих целях и сопредседатели Минской группы ОБСЕ. «Возможно, что и сопредседатели также злоупотребляют этой ситуацией, потому что и сопредседатели, и Армения «вопрос Рамиля Сафарова» восприняли очень отрицательно. Они высказывают такое мнение, что все сейчас затруднится. Но у меня имеется конкретный ответ на данный вопрос. А именно, что перед возникновением в повестке дня «вопроса Рамиля Сафарова» никакого развития в направлении урегулирования конфликта и не было, и армяне занимали отрицательные позиции. Сопредседатели же занимались затягиванием времени и впустую ездили туда и обратно. Но, сказать по правде, никакой серьезной работы не делали», — подчеркнул Азимов.
Он добавил, что в рамках 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров проведет встречу с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. По его словам, также возможна в рамках сессии Генассамблеи ООН встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении, «но подтверждения этого пока нет».
Он отметил, что территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена и живущие в Нагорном Карабахе армяне должны совместно проживать с азербайджанцами, должна быть разработана модель автономии по их сосуществованию.
Замминистра заявил, что позиция мирового сообщества по этому вопросу предельно ясна. По словам Азимова, территориальную целостность Азербайджана поддерживают не только близкие Баку страны, к примеру, входящие в ОИС, эта поддержка отражена и в резолюциях СБ ООН, а также НАТО и Движения неприсоединения.
Замминистра отметил, что переговоры по решению конфликта длятся 20 лет, за это время сменялись сопредседатели, дипломаты. «Но главная проблема в том, что Армения не демонстрирует желания пересмотреть свою позицию», — добавил А.Азимов.
«Есть понятия, сформированные в течение начавшегося в 2004 году заключительного этапа. Этих понятий достаточно для того, чтобы мы уже сейчас, не тратя времени, непосредственно составили график каждодневных мер по решению конфликта, который можно назвать дорожной картой. В этом графике должны найти отражение все вопросы, которые беспокоят как армянскую сторону, так и нас. Никто не отвергает идею восстановления дорог, просто это возможно лишь после освобождения земель. Мы также никогда не отвергали идею определения статуса Нагорного Карабаха, однако статус может быть обсужден лишь после возвращения в этот регион в мирных условиях азербайджанцев».
А.Азимов, безусловно, прав в одном. Официальный Ереван, да и посредники пытаются использовать ситуацию вокруг Р.Сафарова в собственных интересах. Для официального Еревана появился прекрасный повод несколько затянуть мирный процесс и продемонстрировать «твердость» накануне президентских выборов. Ведь карабахский вопрос, а точнее — необходимость проявления «твердости» на мирных переговорах по урегулированию конфликта вновь стала краеугольным камнем предвыборной кампании. Люди забыли о коррупции, о том, что Армения в условиях полной изоляции ну никак не выдерживает экономической конкуренции, об убийстве 1-2 марта 2008 года ни в чем не повинных людей на улицах Еревана по приказу представителей именно нынешней правящей элиты. Всех объединило «благородное возмущение» на почве ура-патриотизма.
А на этой площадке «герой» Карабаха Серж Саркисян наиболее силен. Может вспомнить о собственных «подвигах», и даже при желании заявить, что он заранее «отомстил» за убийство армянского офицера в Будапеште, например, массовой резней мирного населения в Ходжалы. Но не сделает этого не только потому, что подобные чистосердечные признания могут дорого стоить, притом не только Армении, но и ему самому лично. Ему и так трудно опровергать обнародованную Томасом де Ваалом запись интервью. Просто ему уже объяснили, что президенту Армении не к лицу быть таким «искренним». Но намекать будет. А в остальном, как видете, мы очень похожи.
Что касается международных посредников, то и тут Араз Азимов прав. Они на самом деле не могли бы придумать что-то лучше, чтобы оправдать отсутствие прогресса на мирных переговорах в течение более чем 20 лет, как это пытается сделать помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипп Гордон. Он заявил радио «Свобода», что официальный Вашингтон продолжает выражать свою озабоченность и разочарование Будапешту в связи с решением об экстрадиции Сафарова в Азербайджан. Гордон добавил, что Вашингтон обеспокоен также действиями правительства Азербайджана по помилованию Сафарова и повышению его в звании.
По словам высокопоставленного представителя Госдепартамента, Соединенные Штаты шокированы фактом возведения в ранг героя осужденного убийцы, что Гордон охарактеризовал как «настоящая провокация для региона».
У них не хватило бы фантазии, чтобы додуматься до подобного. А мы додумались и преподнесли им такой подарок. Думаю, в концеконцов удастся «уговорить» и Налбандяна, и он согласится на трехстороннюю встречу с министром иностранных дел Азербайджана при посредничестве сопредседателей МГ ОБСЕ на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Куда он денется?!
Но обсуждаться будут не принципальные вопросы, связанные с урегулированием самого конфликта, а те или иные проблемы, сопутствующие этому процессу. Притом не только связанные со скандалом вокруг Р.Сафарова. Например, проблема, связанная с открытием аэропорта в Ханкенди. Именно учитывая болезненность момента, официальный Ереван опять реанимировал этот вопрос, что уже вызвало ответную реакцию Баку.
Армения не впервые заявляет о намерении начать эксплуатацию аэропорта в Ханкенди, но всегда получает достойный ответ, сказал в пятницу журналистам директор Центра стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Азербайджана Фархад Мамедов. Он напомнил, что международные организации гражданской авиации прямо заявили, что воздушным пространством Азербайджана можно пользоваться только с его согласия.
«Естественно, Азербайджан не даст на это своего согласия. С другой стороны, Азербайджан категорически не согласен с последним заявлением сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в котором открытие аэропорта в Ханкенди расценивается как шаг, который мог бы способствовать установлению доверия между сторонами нагорно-карабахского конфликта», — подчеркнул директор ЦСИ.
Азербайджан запретил использование своего воздушного пространства над оккупированной Арменией территорией Нагорного Карабаха, так как никто не может гарантировать безопасность полетов на этой территории, сказал ранее в интервью сайту правящей партии «Ени Азербайджан» глава Администрации гражданской авиации Азербайджана Ариф Мамедов.
По его словам, шаги Армении, направленные на открытие аэропорта в Ханкенди, — это попытки нарушить международные правовые нормы. Данное воздушное пространство принадлежит Азербайджану, поэтому его использование Арменией невозможно. Международная организация гражданской авиации (ICAO) и Европейская конференция гражданской авиации (ICAC) также поддерживают позицию азербайджанской стороны в этом вопросе.
Почти со стопроцентной уверенностью можно предположить, что сопредседатели также смогут «уговорить» официальный Ереван отказаться от идеи открытия аэропорта. Но на этот раз официальный Ереван будет долго «ломаться» и сделает «одолжение». По этому вопросу сопредседатели также могут предложить формулу функционирования аэропорта в Ханкенди, которая будет с правовой точки зрения приемлема и для официального Баку. Одним словом, через некоторое время все вернется на круги своя, если, конечно, Ереван или же Баку не получат команду «вперед и с музыкой». Но в заявлениях Араза Азимова важен другой момент. По сути, заместитель министра иностранных дел Азербайджана назвал главную причиной бесконечного затягивания мирных переговоров, с которым автор этих строк полностью согласен. Главной причина затягивания переговоров и отсутствия какого-либо прогресса в мирном процессе на самом деле является то, что Армении и посредникам удалось увязать освобождение оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха с рассмотрением параметров и процедуры определения будущего окончательного статуса НК в едином пакете, что противоречит как международно-правовым нормам, так и известным резолюциям Совбеза ООН. Речь идет о смене поэтапного подхода к урегулированию конфликта пакетным. Еще раз отмечу, что речь не идет о когда-то обсужденных пакетном и поэтапном конкретных вариантах урегулирования конфликта, по сути, о проектах Большого мирного соглашения. Речь идет именно о поэтапном подходе к урегулированию конфликта. Этот подход на первом этапе предусматривал устранение последствий конфликта, то есть освобождение оккупированных территорий, предоставление гарантий безопасности, возвращение всех беженцев и вынужденных переселенцев, открытие всех коммуникаций и нормализацию отношений между сторонами конфликта. А вопрос определения окончательного статуса Нагорного Карабаха вообще выводился за рамки первого этапа и обсуждался в последующем.
Именно таков был общий подход к урегулированию конфликта на начальном этапе переговорного процесса, то есть где-то до начала 1994 года уж точно. А.Азимов прав и в другом. Приступить к реализации этого варианта урегулирования конфликта можно в любой момент. Все его компоненты, можно сказать, что разработаны еще в начале 90-х годов прошлого столетия до мелочей.
И тут возникают вопросы: как же потом посредникам удалось убедить официальный Баку в необходимости рассмотрения всех вопросов, связанных с урегулированием конфликта, в пакете? Кто конкретно был инициатором подобного похода? Кто лоббировал необходимость принятия этого глубоко ошибочного подхода к урегулированию конфликта со стороны официального Баку? Я не задаю вопрос о том, кто принимал окончательное решение, так как это всем известно. В то время у нас все важные решения принимались на одном уровне, на самом высоком. Может быть, официальный Баку оказался в условиях, когда нас просто принудили принять эти параметры по ведению мирных переговоров? И уже потом появились варианты — пакетный, поэтапный и общего государства? При этих рамках даже наиболее выгодный для нас поэтапный вариант предполагал предварительное согласование в едином пакете наряду с освобождением оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха и общих параметров и процедуры определения окончательного статуса НК. И после этого мы до сих пор представляем итоги Лиссабонского саммита ОБСЕ, где этот подход официально появился и был объявлен хоть и в не имеющем никакой правовой силы, но все же заявлении действующего председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, как огромная победа азербайджанской дипломатии.
А.Азимов, естественно, прекрасно знает ответы на все эти вопросы, так как непосредственно участвовал почти во всех этапах мирного процесса. Но вряд ли он может ответить, пока находится на государственной службе. Тем более признать, что были допущены серьезные просчеты.
Но, честно говоря, сегодня у меня возникает другой вопрос. Куда мы торопились, или кто нас так торопил, создавая прекрасный повод для «замораживания» мирного процесса посредниками и Арменией, если конечно, мы не готовы «пойти вперед и с музыкой»? Но ведь еще не готовы. Как бы это цинично ни звучало, бесконечные вооруженные инциденты, интенсивность которых с каждым разом становится все более угрожающей, становились серьезным сигналом посредникам по поводу того, что статус-кво не может долго продолжаться.
Это армяне больше настаивали на необходимости обсуждения вопросов, связанных с обеспечением текущей безопасности, и о мерах доверия. Последние события дали повод сконцентрироваться именно на этих вопросах.
Хотя на экспертном уровне необходимо получить ответ на вопрос: зачем и куда торопились? Зачем необходимо было давать этот повод? Это вопросы национально-государственной безопасности и интересов. Поэтому и ответить на них эксперты от правительства должны без всяких там ура-патриотических лозунгов, типа того, что государство доказало готовность стоять на страже интересов каждого своего гражданина.
Ведь в Ереване многие на самом деле начали осознавать, что Армения перестала выдерживать конкуренцию, и признавать этот фактор. Притом это делалось и сегодня делается на уровне экс-премьеров. Но если еще вчера, осознавая этот факт, многие особый упор делали на необходимости договориться с Азербайджаном, то сегодня этого не услышишь. Особый упор на этот фактор делали и западные эксперты, заинтересованные в ускорении урегулировании конфликта.
Ведь Армения на самом деле оказалась в плачевной ситуации. За 21 год независимости по всем основным показателям — ВВП, индекс развития человека и так далее — страна с 60-70-го места опустилась на 120-е, и это при том, что число стран мира со 180 увеличилось до 194. Как заявил бывший премьер-министр Армении, депутат Национального собрания от АНК Грант Багратян, этому есть и объективные, и субъективные причины: политические, экономические и военно-политические успехи начала 90-х не удалось сохранить, затем пришел период стагнации, а в последнее время в этой стагнации наблюдаются очевидные тенденции спада.
«Если в прошлом в Армении проводились лучшие реформы и в плане показателя конкуренции были некоторые улучшения, то на сегодняшний день мы должны констатировать у нас и экономический, и политический, и социальный спад. Успех был зарегистрирован только в вопросе Карабаха, однако это была победа в бою, а не на войне, но также Арцах и освобожденные территории было необходимо заселить, и в 1993-1994 гг. процесс довольно активно стартовал, затем угас. В настоящее время Азербайджан готовится к войне, закупая на сумму 40 млрд. долларов новейшие вооружения, беспилотные самолеты, управляемую артиллерию.
По словам Багратяна, вулкан демократии потух, в последние годы нет ни прогресса, ни стабилизации.
«У нас проводились лучшие экономические реформы, а на сегодняшний день мы имеем криминально-олигархическую экономику и среди стран СНГ занимаем предпоследнее место», — сказал Багратян.
Он отметил, что сегодня Армения потребляет 80% произведенной продукции, то есть ничего сэкономить невозможно. 37% доходов приходится на долю народа, 63% — олигархов, что говорит о высокой концентрированности. 64% от своих доходов граждане тратят на питание.
По словам Багратяна, Армения уже сравнивается не с региональными, а африканскими странами. Теневая экономика, по его словам, выросла с 47% до 53%.
«Атмосфера государственного сотрудничества 90-х уступила место эгоизму государства»,- сказал Грант Багратян, добавив: «Армения не выдерживает глобальной конкуренции. Мы мечтаем о такой экономике, какова экономика Турции. Среди пяти стран региона Армения занимает последнее место».
По его словам, число мигрантов до конца этого года достигнет 120 тысяч, в настоящее время Армению уже покинули 100 тысяч человек, что в 2-3 раза больше, чем в годы войны.
Надо было добивать Армению и дальше методично, если еще не готовы предпринимать действенных шагов по освобождению оккупированных вокруг Нагорного Карабаха территорий. Одним словом, вопросов, почти что риторических, более чем достаточно. А вразумительного, а главное — разумного и рационального ответа на них, скорее всего, быть не может.

image
(Пока оценок нет)