Соединенные Штаты Америки не оставляют темы самоопределения иранских азербайджанцев. Надо признать, что вопрос о «едином Азербайджане» начал обсуждаться довольно давно, актуальным же стал, когда Иран оказался на грани войны, а его отношения с независимым Азербайджаном если и не накалены до предела, то весьма далеки от идеала.
После заявлений американского конгрессмена Дэйна Рорабахера о необходимости объединения северных территорий Ирана, преимущественно населенных азербайджанцами, с Азербайджанской Республикой эту тему затронула на своих страницах влиятельная американская газета The New York Times, сообщает Regnum.
По мнению авторов издания Фрэнка Джекобса и Парага Ханна, США должны оказать мощную поддержку объединению Азербайджана. «В случае создания мощного Азербайджана со столицей в Тебризе мы можем получить наряду с Турцией мощного и надежного союзника США», — отмечается в статье от 22 сентября.
В этой же публикации не исключается создание независимого курдского государства, отход части сибирских территорий к Китаю, создание новых государств в Африке и на Ближнем Востоке. Там же приводится новая карта мира с новыми странами.
Напомним, ранее конгрессмен Дэйн Рорабахер направил государственному секретарю США Хиллари Клинтон письмо, в котором призвал поддержать борьбу азербайджанцев Ирана за независимость. Об этом сообщалось на официальном сайте конгрессмена.
«Для США было бы целесообразно поддержать это сотрудничество (Израиля и Азербайджана), потому что диктаторский режим Тегерана враждебен обоим этим государствам», — отмечает также в своем письме конгрессмен, подчеркивая, что сейчас азербайджанский народ географически разделен на две части, и что слышно немало призывов к воссоединению после почти двух столетий иностранного господства.
«В Иране живет почти вдвое больше азербайджанцев, чем в самом Азербайджане; их родина была в 1828 году разделена между Россией и Персией без их согласия. Азербайджанская Республика получила независимость в 1991 году, когда распался Советский Союз… Настало время и для азербайджанцев Ирана получить свободу», — говорится в письме.
Дэйн Рорабахер объявляет благородным делом помощь азербайджанскому народу в его борьбе за независимость, подчеркивая, что «это представляет для иранского тиранического режима большую опасность, чем угрозы бомбить его подземные ядерные бункеры». В свою очередь отметим, что 25 сентября была распространена информация о том, будто премьер-министр Израиля Биньямин Нетэньяху должен был представить Бараку Обаме план по нападению на Иран.
Между тем на сайте km.ru российский журналист Иван Гладилин, ссылаясь на интервью президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, перечисляет некоторые ключевые моменты в развитии событий вокруг иранского вопроса.
«Иран готов пойти на соглашение с Западом и ограничить запасы обогащенного урана. Об этом 25 сентября заявил в интервью американской газете «Вашингтон пост» президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, сообщает «Интерфакс-Азербайджан». «Мы всегда были готовы, мы и сейчас готовы заключить соглашение… Мы сами неоднократно выступали с конструктивными предложениями», — приводит агентство слова иранского президента. «Мы всегда хотели диалога. Наша логика проста: мы верим, что, если каждая сторона будет придерживаться принципа верховенства права и уважать другую сторону, не будет никаких проблем», — подчеркнул М.Ахмадинежад.
Однако иранский президент выразил сомнение в том, что сам Запад действительно обеспокоен иранской ядерной программой, а не использует ее лишь в качестве рычага давления на Исламскую Республику. «Вы, правда, верите, что в этом заключается корень вопроса? В том, что мы обладаем ураном, обогащенным до уровня свыше 3%? Какие есть гарантии, что, если мы выполним все требования, не возникнут новые преграды?» — отметил М.Ахмадинежад, добавив, что ядерный вопрос является «всего лишь поводом» для продвижения интересов Запада.
Президент Ирана считает, что в ближайшее время не стоит ждать какого бы то ни было прорыва в переговорах с Западом. «Опыт показывает, что в преддверии президентских выборов в США не принимаются никакие ключевые решения», — пояснил Ахмадинежад.
«Действительно, хотя в последние три месяца в США было предпринято «фронтальное наступление» сторонников совместных с Израилем военных действий против Ирана, эту атаку отбили те в ближайшем окружении Барака Обамы, кто считает, что подобная операция стала бы крупной ошибкой», — отмечает Иван Гладилин. В результате Белый дом принял решение не принимать никаких важных обязывающих решений, а тем более прямых действий по отношению к Ирану до 6 ноября — даты президентских выборов.
«В результате Израиль оказался в сложной ситуации, когда на три ключевых месяца он потерял своего главного стратегического союзника. Тем не менее, Израиль еще не потерял надежды выправить ситуацию. Как стало известно, израильский премьер Биньямин Нетаньяху во время своей 10-дневной поездки в Соединенные Штаты встретится сегодня с Бараком Обамой. В центре их переговоров будет находиться Иран, и Нетаньяху предпримет очередную попытку сблизить позиции двух стран. По данным европейских СМИ, израильский премьер везет президенту США план из четырех пунктов, который призван стать основой для нового стратегического партнерства Израиля и США в отношении Тегерана.
Во-первых, согласно этому плану, Обама в письменной форме информирует обе палаты Конгресса США о том, что он намерен использовать военную силу, чтобы не допустить создания Ираном ядерного оружия. Одновременно президент США потребует от Конгресса предоставления особых полномочий на случай кризисного развития событий. В случае позитивного ответа Обама получит все полномочия для начала военной операции против Ирана без необходимости экстренно запрашивать их у Конгресса.
Во-вторых, за несколько недель до 6 ноября — даты президентских выборов в США — Обама совершит поездку в Израиль, где выступит в Кнессете с речью, которая будет содержать обещание использовать военную мощь США против Ирана, если последний не откажется от военных аспектов своей ядерной программы.
В-третьих, до весны 2013 года США проведут модернизацию военного потенциала Израиля, повысят его возможности в области разведки и новейших технологий, с тем чтобы, если после переизбрания на пост президента Обама откажется от части гарантий, данных в отношении Тегерана, Израиль смог самостоятельно провести операцию против ядерных объектов Ирана, нанеся им невосполнимый урон.
В-четвертых, в случае достижения договоренностей по первым трем пунктам руководство Израиля сделает вывод о том, что США действительно готовы предстоящей весной нанести удар по Ирану. При подобном развитии событий Израиль откажется от односторонней операции против Ирана, которая готовится на предстоящую осень.
Как сообщается, в ходе предварительных консультаций Белый дом не отверг с порога этот план. Более того, Сенат США на днях уже принял резолюцию, в которой заявлено, что Соединенные Штаты должны предотвратить появление ядерного оружия у Ирана. И хотя этот документ не имеет юридически обязательной силы, однако симптоматично, что его появление лежит прямо-таки в русле плана, который везет в Вашингтон Нетаньяху. А Рэнд Пол — единственный американский сенатор, проголосовавший против данной резолюции — прямо счел ее принятие объявлением де-факто войны Ирану.
Со своей стороны Тегеран устами одного из военачальников, командующего аэрокосмическими силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Амира Али Хаджизаде предупредил, что оставляет за собой право на упреждающий удар, если будет уверен, что «враги проводят последние приготовления к агрессии против нас». Об этом иранский генерал заявил в интервью телеканалу «Аль-Алам», сообщает Росбалт. И хотя сейчас, по словам Хаджизаде, пока нет предпосылок готовящейся агрессии, он предупредил, что ответный удар будет сокрушительным. «Израиль даже не может представить, каким будет наш ответ на агрессию», — сказал генерал, пообещав, что Иран ответит всей своей мощью, и «это станет прелюдией к его (Израиля) гибели». Помимо этого, Иран не исключает возможности нанесения превентивного удара по американским военным базам, расположенным в Бахрейне, Катаре и Афганистане. По его словам, этот удар последует «без колебания», хотя такой шаг и угрожает третьей мировой войной. А накануне командующий КСИР Мухаммед Али Джафари заявил о неизбежности войны с Израилем. «Противостояние Израиля и Ирана в итоге завершится войной. Иного сценария нет и быть не может», — сказал генерал, выступая в Тегеране. «Война неизбежна, — подчеркнул Джафари. — Вопрос лишь в том, где и когда» — сказано также в материале, подготовленном российским журналистом. В том, что The New York Times нередко публикует статьи, далекие от официальной политики США, мы стали свидетелями еще пару дней назад, когда издание опубликовало статью о Нагорном Карабахе. Однако, какую цель преследует статья издания об объединении северных территорий Ирана к Азербайджану, остается под вопросом. Как и то, для чего нужно было повторно поднимать и так не очень приятный вопрос.
Как недавно заявил в интервью Vesti.Az политолог Вафа Гулузаде, у США есть одна цель — сменить режим нынешнего Ирана, так как этот режим тоталитарный и антиамериканский. «Обращение Рорабахера в первую очередь говорит о цели США — расколоть Иран, а не о цели расширить территории Азербайджанской Республики. Конгрессмен наверняка рассчитывает на то, что его обращение поддержат и в Баку. Добиться объединения Южного Азербайджана с Северным будет очень сложно, и это будет очень долгий процесс. Только после падения режима в Иране можно будет говорить и об объединении, если, конечно, они — азербайджанцы Южного Азербайджана — захотят», — сказал он. При этом политолог отметил, что стоит также ответить на вопрос: «Искренне ли этого желают сами США, и выгодно ли им это?»
«Мне приходится вернуться в историю и вспомнить процесс объединения Восточной и Западной Германии. Появилось огромное количество психологических, экономических, культурных проблем, которые имеют место по сегодняшний день. Что же будет с нами в случае объединения с Южным Азербайджаном? Не стоит забывать о том, что мы долгое время были частью империи, были частью христианской России, а потом и атеистического Советского Союза. А они мусульмане, приверженцы ислама, оторванные от Европы. А будем ли мы сами заинтересованны в объединении? Но, в любом случае, на мой взгляд, наше объединение отвечает национальным интересам Азербайджана», — отметил В.Гулузаде.

image
(Пока оценок нет)