…Голос Солмаз ханум, настоящей детской сказительницы, удивительно мягок и ласков, он весь проникнут любовью к детям, его тембр бархатист и нежен, он легко струится в чистую и открытую детскую душу. Она удачно сочетает в себе грамотного методиста, великолепно вооруженного последними достижениями ИКТ, опытного педагога, творческий и яркий фонтан сказочницы, являющей собой неисякаемый источник любви, добра и тепла. В озвучивании компьютерных учебников, текстов, мультиков, заданий, рисунков и игр принимали участие не только автор, но и целая команда чтецов и актеров на фоне тщательно подобранной музыки, которая не утомляет, а, напротив, заряжает малышей и поднимает настроение и азарт к игре и учебе. Дети раскрашивают картинки, находят пропущенные буквы и отгадки, выполняют красочные интересные задания, одновременно «побывав» в самых разных областях науки, виртуально путешествуя в разных странах и эпохах. Грамматика раскрывает для ребенка все тонкости фонетического произношения, через игру происходит познание буквы, слога, словосочетания, предложения, места буквы, ее произношения, двуязычных слогов. Эти правила раскрываются на страницах как книги, так и ее компьютерного варианта. Идет игра на уровне знаний детей.
— Тяжелые портфели с толстыми учебниками и тетрадками обременяют детей и родителей, влияя на хрупкую детскую осанку. Ваша азбука с рабочей тетрадью тоненькие и легкие, они ярко и красочно оформлены, радуют взор ребенка. Вы учитывали и этот фактор?
— А как же? Азбука и Алифба состоят из двух частей, где половина букв в одной, а другая половина — в другой книге, чтобы не перегружать портфель ребенка. Материал преподносится таким образом, что ребенок легко ориентируется по книжке. Каждый материал обильно приправлен песнями и танцами, все странички в книге двигаются и озвучиваются в виде анимации и мультипликационных фильмов. Все картинки в дисковом варианте Азбуки и Алифбы живые, они говорят и двигаются, дети могут в электронном варианте писать букву, свой первый слог, слово.
— Все стихи и сказки в книгах и учебниках написаны вами, даже музыка и аранжировка некоторых песен. Как удается одолеть столь широкий диапазон разных, по сути, направлений деятельности?
— У меня перед глазами ясная картина того, какой должна быть книга в электронном варианте. Скажем, песен к какой-то тематике нет. Не зная нот, я просто напеваю, потом в студии идет аранжировка, и песня готова. А как их любят дети! Все темы представлены в музыкальном оформлении, они не грузят ребенка, в каждой детали — национальная атрибутика и символика, элементы азербайджанской культуры, которые познают дети и других национальностей, учащиеся в русском секторе азербайджанской школы. В каждой теме — начальные познания разных областей наук: от грамматики, музыки, математики, навыков рисования, познания мира до анатомии и археологии.
— Ваша русская и азербайджанская грамматика построена на национальной основе, ведь именно такие на первый взгляд нюансы и формируют в личности ребенка такое понятие, как патриотизм, и национальную идентичность, не так ли?
— Совершенно верно. В Алифбе и Азбуке, через букву ребенок познает свою родину и национальную культуру, ее атрибуты и историю, имена легендарных личностей. Через сказки — познание мира и своей родины, и все это создает ненапряженную ауру, воспитывает ответственность, интерес, скорость, логику и гибкость мышления, мобильность и умение сосредоточиться, умение работать своей памятью и проводить исследования над элементами буквы, ее звучанием, написанием. По новой системе куррикулума мотивация идет раньше самого задания. Надо отметить момент, который очень важен для детей: акростих и стих в учебнике настолько легкие, плавные и в рифму, что запоминаются с первого раза. Сказки в учебниках охватывают все наше культурно-историческое наследие, классическую литературу в адаптированной форме. Даю мотивацию, ребенок работает и логически мыслит, решает. Над каждой сказкой дети работают, перепахивая и анализируя содержание вдоль и поперек, — все это соответствует нормативам того или иного класса. Через познание ребенок обретает любовь к своей земле и ее символам, культуре и истории, любовь ко всему миру. Сегодня мной разработаны альтернативные учебники по наследию с 1-го по 4-й класс.
— Сколько детей и школ работают по учебникам нового поколения?
— Вот уже несколько лет моими учебниками занимаются в центральных бакинских школах. В некоторых школах созданы кружки «Наследие», в классической гимназии N160 официально введен предмет «Наследие». Все педагоги гимназии прошли курсы по наследию и имеют сертификаты. Иногда говорят, что нет стандарта на этот предмет. Но мои произведения утверждены Министерством образования, и есть государственные стандарты образования по всем предметам. Я руководствуюсь этими стандартами, создаю альтернативу, но уже по своим произведениям. Здесь и пособие для учителей, и аудио-, видеосказки и рабочие тетради. Полный комплект всех предметов начальной школы в одной книжке. Городское управление образования приобрело некоторые книжки с дисками для школ. Министерство образования также приобрело пятьсот моих книг для школьных библиотек с семью тысячами дисков. Теперь в школах надо создавать виртуальные библиотеки, обучать многих учителей начальных классов уметь пользоваться этими дисками. В качестве заведующей сектором мультимедии методического кабинета при городском управлении образования я создаю все условия для дополнительного образования учителей. Ясно, что за десять дней обучения куррикулуму педагог не может охватить всю программу теории и практики. В этом вопросе на помощь ему приходит наш методический кабинет.
— Как относятся сами дети к этим предметам и учебникам?
— О, если бы вы видели лица ребят во время уроков! Стоит мне только придти в классическую гимназию N160, где я веду «Наследие», как целая ватага ребятишек бросается навстречу с криками радости. Когда я болела, дети очень переживали, даже в своих сочинениях они писали о том, как ждут моего скорейшего выздоровления и появления на уроке: «Мы боимся, что наша учительница подобно птичке улетит. Как мы будем без нее, пусть она выздоровеет». Дети — мои друзья, они первые читатели моих произведений и первые актеры, сыгравшие удачно на школьной сцене мои спектакли. Урок превращается в волшебное действо, дети зачарованно слушают человека, с которым они могут поиграть и станцевать. Я для них не педагог, который может их одернуть или строго прикрикнуть, я создаю такие условия, при которых они сами создают тишину. На последнем уроке, когда они вроде должны быть уставшими, я создаю мотивацию сказки и подвожу детей к раскрытию ее мудрой сути. Дети втягиваются и забывают обо всем на свете, они сами досказывают сказку и придумывают ей конец. На глазах происходит чудо: дети превращаются в писателей и поэтов, они настолько входят в образ, что для меня бывает большим усилием и сожалением отрывать их от любимого ими занятия. Сказки очень благотворно влияют на психику ребенка, потому что они пропитаны добром и ориентированы на развитие и мышление ребенка.
— В прошлом году вы получили медаль Роберта Коха, открывшего туберкулезную палочку, — индивидуальную марку и открытку к 100-летнему юбилею со дня получения им Нобелевской премии. Расскажите об этом.
— Через сказки дети поэтапно подводятся и прослеживают путь ученых и научных открытий. Например, жена на день рождения в 1905 г. подарила Р.Коху лупу, и с того дня его ничего, кроме этой лупы, и того, что он обнаруживал под ней, не интересовало. Как-то посредством красно-коричневой обувной краски, синьки и препарата N271 он увидел быстро двигающиеся палочки вируса. Я повторила его опыт в программе «флеш» через сказку «Чарыки», и дети увидели смешение красок и двигающиеся туберкулезные палочки, которые столетиями убивали человечество. Будучи академиком Европейской академии естественных наук, я ровно год готовилась к конгрессу «Евромедика-2012», который проводится в Германии каждый год. Я представила конгрессу книги «Монастырская аптека», «Хурджун», «Клад Гянджи». Интеграция произведений с такими науками, как анатомия, профилактика и гигиена, педиатрия, фармакология, экология, религия, познание мира, история, музыка, на раннем этапе образования раскрывает перед ребенком осознание себя, своего здоровья. Это вызывает большой интерес ученых Европы. Весь ученый мир ломает голову, чтобы создать новый предмет, который охватит многие аспекты образования. А он есть — «Наследие». Вот поэтому я получила награды за вклад в детскую медицинскую литературу: орден Чести Европы в этом году, а в 2010 году — медаль Леонардо да Винчи и медаль Р. Коха.
— Можно сказать, что ваши учебники задолго до принятия куррикулума предвосхитили те процессы, которые происходят сегодня. Есть ли, кроме вас, в системе образования писатели-методисты, академики ЕАЕН?
— Не так много у нас детских писателей-методистов. А вот среди академиков назову: директор Института физики Чингиз Каджар, фанатично влюбленный в свое наследие, заведующий кафедрой анатомии АМУ, академик РАМН, ЕАЕН, профессор В.Шадлинский, Лола Звонарева-секретарь Союза писателей России, заведующий кафедрой фармакологии АМУ, доктор медицинских наук, профессор Муса Ганиев, академик РАМН, РАЕН, профессор М.Р.Сапин. Все они являются редакторами моих книг. Я занимаюсь писательской деятельностью более 14 лет. Когда еще не было куррикулума, я готовила педагогов по музейной педагогике, водила учителей и детей в музеи, где они читали мои стихи, написанные по картинам известных художников. В музеях дети ставили спектакли «Турач», «Продавец воды Аббас, соловей и роза» и т.д. Если в азбуке 32 буквы, то у меня 32 сказки, 32 разработки букв и диск, каждая тема перекликается с историей, даже «Евровидение» нашло свое отражение в Алифбе, на каждую букву танец и песня в празднике века. Огненный цветок в виде пламени — эмблему «Евровидения» — я создала задолго до его появления в качестве символа праздника века, где мой герой Ильмя собирает таланты, чтобы спасти Карла Линнея — хранителя цветочных часов и его учеников, превращенных злым колдуном в ворона и цыплят. Все очень просто: когда люди упорно работают в одном направлении, они неизбежно приходят к единому решению, мысли приходят в процессе продвижения работы.
— Есть ли проблемы по использованию аудио-, видео-дисков и распространению их по регионам?
— Проблема заключается в том, что не все классы оснащены компьютерами, проектором или монитором. Скажем, в городских, но не во всех школах имеются такие условия. Ввиду слабого оснащения сельских школ компьютерной техникой и ограниченным тиражом моих книг в других городах и селах страны эта методика внедрена очень слабо.
— Вы воспитали плеяду учителей XXI века, работающих по аудио-видеоучебникам, заложив очень прочный фундамент для дальнейшего развития детей. Выросшие на вашем материале дети по своему уровню, широте и гибкости мышления будут отличаться от других. Однако вы ведете детей до 5-го класса, а последующие учебники, способны ли они повести в таком же режиме дальше?
— Конечно, мне помогали учителя начальных классов Туран Гусейнова из школы N164, Зейнаб Мамедова из элитарной гимназии им. И. Эфендиева, они были участницами конгресса «Евромедика-2012» в Ганновере. Сегодня учителя приобретают совершенно новые знания, которые им нужны для воспитания и обучения подрастающего поколения. В первую очередь все должно быть направлено на осознание и сохранение самим ребенком своего здоровья, уважения к взрослым, к чистоте, к своим традициям, а этого можно достичь с педагогами, которые будут обладать определенными знаниями. Учительница школы N166 Магеррамова Солмаз является соавтором Алифбы. Таких учителей и школ — последователей Наследия немало: школы NN30, 45, 177, 23, 91, 239, 288, 189, 190, 18, 5, 51, 162, Сальянский район, Ширван, Астара, детские садики Гянджи и т. д. Они становятся фанатами Наследия. Хочу подчеркнуть: без Айгюн Агаевой, педагога школы N60, мои диски и озвучивание героев моих сказок были бы невозможны. В процессе работы я открыла в ней новый талант, ее назвать азербайджанской Надеждой Румянцевой, озвучившей многих персонажей в советских мультфильмах. В этом году она стала Учителем года.
Написать книгу не представляет труда. Но продать книги, найти средства на создание мультфильмов, нарисовать персонажи отдельными слоями в разных позах, создать векторные персонажи, корректировать порой по сто раз произведения и диски — это очень трудно. Грамотная команда есть, но материальные ресурсы — это сложный вопрос. Если бы книги купили для всех школ и детских садов перечислением, то можно было бы обучить педагогов и создавать новые сказки, мультики и методику к ним. Когда я управлюсь с учебниками для начальной школы, то приступлю к учебникам средней школы.
— Каково отношение к вашим учебникам руководства системы образования?
— Прекрасное! Начиная с Союза писателей, Министерства культуры и туризма, Министерства образования, Управления образования города Баку учебники получили самую высшую оценку и официально утверждены. Народный писатель Анар в своем письме министру образования М. Марданову ходатайствовал о том, чтобы мои учебники и книги были распространены и внедрены в учебный процесс. К моей методике приобщается все большее количество педагогов посредством тренингов, которые я провожу. Во многих школах создают кабинеты Наследия. Сегодня другое время, оно предъявляет иные требования учебному процессу, к учебным кабинетам, педагогам, учебному материалу. Педагоги должны квалифицировать свои знания по другим критериям, значительно превосходящим те, которые ныне существуют.

image
(Пока оценок нет)