Ставка азербайджанского правительства на развитие нефтегазового сектора имеет свои pезультаты. На сегодня Азербайджан выступает в мире как страна-инвестоp, имеющая солидные стратегические валютные резервы, накопленные Государственным нефтяным фондом (ГНФАР). Сейчас перед азербайджанским правительством стоит задача обеспечить устойчивое развитие страны, делая ставку на ненефтяной сектор экономики.
В Азербайджане меняются факторы, способствующие росту экономики страны, считают в правительстве страны. «В процессе развития азербайджанской экономики начинаются качественные изменения. Меняются факторы экономического роста. В этом году рост экономики страны не был связан с нефтяным сектором. В будущем году экономический рост также будет поддержан ненефтяным сектором», — сообщил Trend источник в правительстве.
По его словам, согласно первичным макроэкономическим прогнозам правительства Азербайджана на 2013 год, темпы роста ВВП страны в будущем году превысят пять процентов, ненефтяной сектор вырастет более чем на девять процентов. «Руководством страны поставлена цель по удвоению ВВП в последующие десять лет. По нашим подсчетам, для этого ненефтяной сектор экономики должен расти в среднем на чуть более семи процентов в год. В 2010 году ненефтяной сектор вырос на 7,8 процента, в 2011 году — на 9,4 процента, в 2012 году мы ожидаем около 10 процентов роста, а к концу следующего года — свыше девяти процентов. Из-за того, что растет база, объем, который приходится на один процент роста, тоже увеличивается», — сказал источник.
Однако, по его словам, с течением времени темпы роста ненефтяного сектора экономики естественным образом будут снижаться. «С течением времени темпы будут снижаться. Бесконечный 10-процентный рост ненефтяного ВВП невозможен», — сказал источник.
Правительство Азербайджана в рамках корректировки прогнозируемых параметров государственного и сводного бюджетов Азербайджана на 2012 год увеличило прогноз по уровню ВВП на конец года на 3,5 миллиарда манатов. Таким образом, объем ВВП превысит 50 миллиардов манатов. Изначально темпы роста ВВП страны по итогам текущего года прогнозировались на уровне 5,7 процента, на 2013 год — 5,1 процента, однако в связи с планомерным снижением добычи нефти в стране к концу текущего года ожидается снижение темпов экономического роста примерно до 2,5-3 процентов.
ВВП Азербайджана в 2011 году вырос на 0,1 процента, по сравнению с 2010 годом, в первом квартале текущего года — на 0,5 процента, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, а за январь-июль 2012 года — на 1,6 процента в годовом исчислении.
Говоря о развитии ненефтяного сектора экономики, стоит указать, что приоритетом должен стать агропромышленный комплекс. В ближайшие годы во всем мире решение продовольственной безопасности станет не менее значимым фактором национальной безопасности. И решить данную проблему в Азербайджане можно лишь за счет создания крупных фермерских хозяйств. Развитие аграрного сектора за счет экстенсивного пути уже полностью себя исчерпало как в связи с отсутствием новых площадей, с одной стороны, так и низкой производительностью труда сильно раздробленных фермерских хозяйств, с дpугой.
В Азербайджане начинают действовать укрупненные фермерские хозяйства. Как заявили Fineko/abc.az в правительстве Азербайджана, процесс формирования таких фермерских хозяйств практически завершсн. «В ближайшее время потребители уже увидят их продукцию. На первом этапе таких хозяйств будет немного с учетом их экспериментального характера. Укрупненные фермерские хозяйства позволят практическим путем выявить размер эффективного хозяйства в стране», — указали в правительстве. Идея укрупнения фермерских хозяйств (прежде всего в зерновой области) и разработки механизма их поддержки была предложена президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.
В мае этого года министр сельского хозяйства Азербайджана Исмет Абасов сообщил, что на первом этапе была определена территория для создания укрупненных фермерских хозяйств в регионах — в Бейляганском и Агджабединском районах для их создания было выделено 4800 гектаров земли.
По словам И.Абасова, после того как пилотный проект даст свои положительные результаты, и в других сферах начнется создание укрупненных фермерских хозяйств.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев поставил задачу их создания еще в январе 2011 года, проводя заседание Кабинета министров по обсуждению итогов социально-экономического развития страны в 2010 году.
«Необходимо стимулировать формирование укрупненных фермерских хозяйств путем создания за государственный счет инфраструктуры, системы снабжения. Возможно, это должно делаться на тендерных принципах — через конкурсное рассмотрение предложений фермеров. После этого государство может рассматривать вопросы о льготной финансовой поддержке созданию укрупненных зерновых фермерских хозяйств. Реализация этой задачи должна начаться в 2011 году», — сказал тогда И.Алиев.
Повышение производительности и продуктивности становится императивом развития сельского хозяйства Азербайджана. Как заявили Fineko/abc.az в правительстве Азербайджана, в настоящее время возможности экстенсивного развития агропромышленного комплекса исчерпаны.
«В стране наблюдается даже процесс сокращения сельскохозяйственных угодий. В этой связи необходимы шаги по интенсификации отрасли — внедрение новой культуры производства, новых технологий, обучение фермеров их использованию. Такие шаги уже начались и будут расширяться», — сказали в правительстве.
Резервом для агросектора Азербайджана остается зона Нагорного Карабаха — самая продуктивная часть страны. «До оккупации со стороны Армении Нагорный Карабах за счет своего сельского хозяйства давал 20% ВВП Азербайджана, и компенсировать эти потери просто невозможно. Оккупация также ведет к сокращению производственной активности в прилегающих районах», — указали в правительстве.
В этой связи в стране резко сократилось производство хлопка — оккупированные Агдамский и Физулинский районы, а также прилегающий к зоне оккупации Бардинский район были лидерами по выращиванию хлопчатника.
«Непоправимый ущерб нанесен животноводству, производству зерна и другим отраслям», — указали в правительстве.
Относительно угрозы недостаточности продовольствия особо было отмечено во французской газете Atlantico. В статье отмечено, что как следует из отчета правительства США, в 2011 году поесть досыта не могли почти 17 миллионов американских граждан, то есть на 800 000 человек больше, чем в 2010 году. В свою очередь географ, экономист и писатель Сильви Брюнель отмечает, что: «в последнее время проблемы с пропитанием в Европе испытывают от 16 до 17 миллионов человек. Совершенно очевидно, что цена на продовольствие становится главным фактором для бедных слоев населения. Наши сограждане в среднем тратят на питание от 10% до 12% доходов, однако чем ниже заработки, тем большая их часть уходит на эти нужды. А когда цены растут — ситуация лишь усугубляется. Подобное наблюдается в южных странах, где за взлетом цен неизменно следуют голодные бунты.
Вопрос касается не наличия продовольствия, а его доступности. В теории на Земле достаточно еды для каждого человека. Если ее поделить поровну, то каждому из нас досталось бы по 3000 калорий в день. Тем не менее, проблема доступности означает, что продовольствие не распределяется в зависимости от потребностей, и бедных людей в продовольственных потоках не учитывают.
В целом считается, что в мировых масштабах существует некий «голодающий слой», то есть часть населения, у которой нет возможности удовлетворить свои пищевые нужды. На нее приходится в среднем от 16% до 17% населения. 17 миллионов в США вовсе не удивительный показатель, так как американская промышленность не берет в расчет «непотребителей». Этих людей не принимают во внимание, потому что у них нет покупательной способности. Производство выстраивают в зависимости не от них, а тех, кто может покупать.
Рис, кукуруза, пшеница, то есть все основные источники пропитания для человечества, подчиняются тем же критериям. За тем лишь исключением, что их потребляют в обработанном виде.
У этих слоев населения может быть доступ лишь к самым базовым продуктам, что зачастую означает большие объемы сахара и жиров и нехватку белков, минеральных солей, витаминов, фруктов и овощей. Эти люди не страдают от голода в привычном нам понимании этого слова: они вынуждены обходиться лишь самой доступной едой в силу низкой покупательной способности. Таким образом, они получают недостаточное питание.
Из прогноза Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) следует, что цены на продовольствие останутся высокими и неустойчивыми, и что мы вступаем в период неопределенности, так как пища вновь становится стратегическим активом. Спекуляция на рынках сырья служит тому подтверждением. Кроме того, сельскохозяйственное производство по самой своей сути ненадежно, так как во многом зависит от метеорологических условий, тогда как аномальные природные явления возникают все чаще. Совокупность всех этих факторов (климатические колебания, продовольствие в качестве стратегического актива, борьба за земли, расширение способов непродовольственного использования сельского хозяйства) объясняют тот факт, что правительственная поддержка сельскохозяйственного производства имеет огромное значение для народов некоторых государств».
Автор книги «Голод в мире: человечество на грани глобального голода» Уго Штекель в свою очередь отметил: что «В мире голодает миллиард людей. На Западе их меньше, однако в странах четвертого мира голод — обычное дело. Проблема касается распределения продовольствия, а не его производства. Сегодня мы находимся на вершине кривой производства всех ресурсов, и это, вероятно, позволяет обеспечить достойным пропитанием всех ныне живущих людей.
Трудности будут поджидать нас завтра. Через 30 или 50 лет нас станет 9 миллиардов, и у нас будет меньше питьевой воды, меньше земель, лесов, рыбы и энергии. В этот момент проблема не будет касаться одного лишь распределения.
Нынешняя проблема — это платежеспособность тех, кто сейчас голодает. Мировой рынок не занимается благотворительностью, а продает товар тем, кто может платить. В этой сфере нам нужна революция. Однако это не решит долгосрочных проблем. Через 100 лет на одного человека будет приходиться в десять раз меньше энергии, чем сейчас. Это означает, что энергия станет редкой и дорогой, а доступ к ней будет все сложнее. Это не считая того, что на урожаях может отразиться климат, особенно в тропиках. Таким образом, вопрос встанет со структурной точки зрения.
В моей книге я пытаюсь нарисовать перспективу на будущее, описать изменения, которым очень тяжело дать отпор, потому что они связаны с явлением всеобщего дефицита ресурсов. Более редким и дорогим товаром станут даже металлы. Без металлов станет гораздо сложнее выпускать солнечные батареи, тракторы, комбайны… Таким образом, для обработки земель придется вновь широко использовать ручной труд. Сегодня у нас 300 000 крестьян, тогда как после войны их было 3 миллиона. Априори нам снова придется вернуться к этому числу. Исход людей из сельской местности придется повернуть вспять» (http://www.inosmi.ru).
Итак, основу долгосрочной для стабильности Азербайджана необходимо закладывать уже сегодня, решая вопрос продовольственной безопасности страны.

image
(Пока оценок нет)