В старину женщина играла значительную роль в азербайджанском обществе, пользовалась равными с мужчиной правами и в семье. Первое на Востоке демократическое государство — Азербайджанская Демократическая Республика — одной из первых во всем мире предоставила женщинам избирательное право и другие демократические права. В дальнейшем, уже в условиях СССР, роль женщин во всех сферах общественной жизни продолжала расти, гендерное равенство было обеспечено как формально, так и фактически. Однако с восстановлением государственной независимости гендерная проблема актуализировалась. Несмотря на подтверждение равенства женщин в основных юридических документах, в действительности растут масштабы нарушений прав женщин, семейного насилия, траффикинга и сексуальной эксплуатации. О ситуации с гендерным равноправием в нашей стране «Зеркало» побеседовало с руководителем «Женской ассоциации во имя рационального развития», создавшей Первый женский Парламент в Азербайджане, Шахлой Исмаил.
— Когда и для чего образовалась ваша оссоциация?
— «Женская ассоциация во имя рационального развития» была создана в 2002 году, а зарегистрирована в 2005 году. Организация была создана по инициативе 12 женщин-активисток, которые хотели внести хоть какие-то изменения в роль и статус женщин Азербайджана. Честно говоря, в начале у нас не было конкретных задач. В течение года мы исследовали ситуацию. С 2003 года мы начали проводить исследование реального гендерного равноправия в Азербайджане и каждые три года обновляем результаты pаботы и разрабатываем план действий. На пеpиод с 2012 по 2014 год у нас разработана программа, по которой выбрано четыре основных направления: программа здравоохранения, миротворчества, гендерного и экономического развития.
Наша организация функционирует на нескольких уровнях: на уровне общин, инстуциональном и национальном, мы также пытаемся лоббировать принятие определенных идей или поправок к законам, в частности, к закону «О домашнем насилии», который был принят в 2010 году в результате проведенных нами и другими женскими организациями многочисленных акций и мероприятий.
Мы являемся и авторами, и исполнителями нескольких пилотных проектов в Азербайджане. Нами была создана первая бесплатная и единственная в республике «Школа материнства». До того, как создать свой проект, мы исследовали эту область в различных странах Европы. На сегодняшний день у школы более тысячи выпускников.
Также я горжусь тем фактом, что нашей школой заинтересовались министерства, которые хотят внедрить подобную модель на государственном уровне. В 2010 году был создан первый Женский парламент Азербайджана. Успешно претворен в жизнь проект по созданию женских палат при муниципалитетах Азербайджана. Эта модель была протестирована в двух регионах нашей страны — Хачмазе и Гусарах. Важным проектом является и гендерная экспертиза законодательства Азербайджана. Мы пытаемся дать оценку разным проблемам в ракурсе гендерного равенства, что придает новую окраску в рамках этих исследований.
В последнее время в Азербайджане много говорят о домашнем насилии, как социальной проблеме, не затрагивая ее с экономической стороны, а точнее того, как подсчитывается ущерб от подобных проблем. Во всем мире этот аспект уже практикуется, но в нашей стране пока не выделены ресурсы для анализа подобных ситуаций. Возможно, некоторые проекты не сразу решают проблемы, но дают нам возможность использовать наши ресурсы в правильном направлении. Протестировав какой-либо проект, если он является удачным, мы занимаемся его лоббированием на уровне правительства.
— Расскажите подробнее о первом Женском парламенте Азербайджана.
— Созданный нами Женский парламент не имеет официального статуса и мандата, это непартийная организация, носящая символический характер и действующая в рамках Женской организации. Длительность этого проекта — два года. В Женском парламенте созданы комиссии по деятельности в различных областях — защита прав женщин- бизнесменов, работа в области законодательства, социальной защиты, анализ имеющихся документов и представление наших законопроектов в законодательный орган. Членство в нашей организации ограниченно, в ней действует 45 человек — люди с активной жизненной позицией, специалисты в своем деле и активные участники наших мероприятий.
— Как по-вашему, созрело ли наше общество для гендерного равенства?
— Я считаю, что созрело. Наше общество подвержено нововведениям. Есть общества, которые отторгают те или иные новинки, у нас же, если посмотреть не только на молодое поколение, но и более взрослое, население принимает любые новинки с интересом. Возможно, взpослое поколение не может пользоваться компьютерами, мобильными телефонами, но стремление к новизне заслуживает похвалы. Я считаю, что наше общество хочет учиться, может применять и претворять в жизнь то, что уже знает и умеет. Дискриминация в гендерном плане в нашей стране не столь явно выражена, а если правильно и грамотно подойти к этому вопросу, претворять задумки через политику, внедрять гендерным мейнстримингом, то это приобретет эффектный характер. Скажу вам, что проблемы с гендерным равноправием имеются не только в Азербайджане. Такие развитые страны по высоким показателям гендерной равенства, как Норвегия, Швеция также сталкиваются с проблемами, так как к этому вопросу нужно походить в комплексе. На сегодняшний день нет страны, которая полностью достигла бы гендерного равенства. Я считаю, что нам можно решить любую проблему, только если на это есть политическая воля и ресурсы. Думаю, что если гражданское общество объединится с другими секторами и будет грамотно преподносить проблемы, то их можно будет решить в течение нескольких лет.
На индивидуальном уровне права женщин защищаются. Нужно задуматься о том, чтобы создать гендерное равенство на всех уровнях, то есть как государственную политику. Но для того, чтобы она была внедрена, необходим четкий механизм. Порой, когда заходит речь о том, чтобы перенять что-либо у Европы или Америки, общество воспринимает это агрессивно. Если вспомнить о начале этого процесса, то когда шла речь о демократии, многие говорили, что она здесь не приживется. Конечно, американская демократия никогда не приживется, ведь у нас есть своя демократия с местным менталитетом. Такая же ситуация складывается и с политикой, и с внедрением гендерного понятия. У каждой страны есть свои особенности, всегда должны быть учтены национальные, социальные, те же гендерные нюансы. Я считаю, что если в комплексе проанализировать все пути решения проблем, то успеха можно добиться несомненно.
— Каковы слабые и сильные стороны женского движения в Азербайджане?
— Женское движение считается движением тогда, когда развивается на идеологическом уровне, когда вокруг идеологического мессаджа сплачиваются определенные силы и претворяют все в жизнь. В нашей стране с идеологической точки зрения сплочения не происходит. Конечно, с каждым днем женских организаций становится больше, и сегодня в нашей базе данных таких организаций уже более 200, хотя лет 10 назад их можно было на пальцах пересчитать. Да, может они не все добиваются успеха и не все ведут плодотворную работу, но, тем не менее, решают определенные проблемы. Слабой стороной женских движений в нашей стране я считаю отсутствие единой идеологической нити, которая сплотила бы все эти организации. Сильной стороной могу назвать то, что все, что на сегодняшний день у нас имеется, мы создали с нуля. По скорости мы, может, и не успеваем развиваться очень быстpо, зато тщательно обрабатываем определенные ступени и переходим на следующий уровень. Чем дальше идешь, тем больше начинаешь понимать суть, куда нужно двигаться, а где необходимо свернуть.
У нас, на мой взгляд, отсутствует и академический подход к решению проблем. Я считаю, что женские организации должны не только сплотиться, но и расширить свой диапазон познаний.
— Есть ли будущее у женского движения в Азербайджане?
— Определенно да. Во-первых, я верю в гражданина Азербайджана, так как только мы, граждане, можем что-либо изменить. И здесь важно активное участие женщин. Если мы сплотимся, то обязательно добьемся успехов.
— Могли бы вы назвать основные проблемы азербайджанских женщин?
— Часто главными проблемами называют ранние браки, домашнее насилие, однако они, скорее, являются результатом, нежели самой проблемой. Существует следствие и причина, мной же перечисленные проблемы являются результатом. Самая большая проблема азербайджанской женщины в неведении, в недостаточном образовании и просвещенности. Это в том числе и мнение женского форума, неоднократно проводимого нашей организацией с 2006 года, когда на повестке ставилось три проблемы азербайджанской женщины и три проблемы женских ассоциаций нашей страны. Все сводились к тому, что проблемой номер один и у тех, и у других, к дополнению к двум остальным, являлись незнание, непpосвещенность. У каждой женщины есть определенные права, о которых она в большинстве случаев даже и не знает. Я думаю, что если решить эту проблему, то автоматически решатся и многие другие. Также считаю, что в этом вопросе огромную роль играют сpедства массовой инфоpмации.
— Существует ли в нашей стране женский феминизм?
— Феминизмом считают крайности — определенный экстрим, когда ведут борьбу за права женщин, а в конце становятся «сумасшедшими», отрицающими мужчин (улыбается). Конечно, этот экстрим нашел свое отражение во многих странах. В этой форме феминизма в нашей стране в ближайшее время нет и не будет. Порой у нас спрашивают — феминистки ли мы, я отвечаю — нет. Встречный вопрос «А почему в вашем обществе нет мужчин?». Ответ прост: Мы хотим показать, что мы можем добиться определенных достижений без помощи мужчин. Мы себя считаем гендерными адвокатами».

image
(Пока оценок нет)