Президент Армении Серж Саркисян 4 октября принял делегацию, возглавляемую сопредседателями группы парламентской дружбы Швейцария-Армения нижней палаты парламента Швейцарии — Национального совета Уели Лойенбергером и Домиником де Буманом. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе главы государства, Саркисян приветствовал визит швейцарских парламентариев как в Армению, так и в Нагорный Карабах. Такие визиты, по его убеждению, очень важны с точки зрения ознакомления с существующей ситуацией в регионе, всесторонней информированности о процессе разрешения нагорно-карабахской проблемы и имеющихся вопросах, о предыстории конфликта.
Глава страны счел отрадным тот факт, что парламенты дружественных стран проявляют большой интерес к проблеме, и в последний период ряд депутатских делегаций из разных стран посетил Нагорный Карабах.
«Весьма похвально, что передовая мировая общественность начинает пересматривать свои подходы и приходит к тому выводу, что и народ Нагорного Карабаха, как и другие народы мира, имеет право самостоятельно решать свою судьбу, жить в свободе и безопасности, и к тому, что там строится действительно демократическая страна и гражданское общество», — подчеркнул он.
В свою очередь швейцарские парламентарии отметили, что они безмерно впечатлены визитами в Армению и Карабах и этими впечатлениями, несомненно, поделятся и с правительством Швейцарии, которое, через несколько месяцев приняв председательство в ОБСЕ, будет также прилагать усилия в направлении решения проблем и достижения длительного мира в этом регионе.
Думаю, Швейцария воспринимается очень важной страной большинством высокопоставленных государственных чиновников и деятелей как Армении, так и Азербайджана. Но только не с точки зрения влияния на урегулирование карабахского конфликта, а совсем по другим причинам. Если говорить о Швейцарии, то надо отметить один объединяющий, наших чиновников с армянскими жизненно важный момент. Это швейцарские банки и курорты. Да, еще, может быть, часы. А все остальное — мелочи.
А вот в регионе, да и в самих конфликтующих государствах происходят процессы, которые на самом деле могут серьезно повлиять на урегулирование карабахского конфликта.
Начнем с Армении. Парламент Армении на заседании 4 октября ратифицировал протокол о размещении объектов военной инфраструктуры на территории государств-членов ОДКБ, подписанный 20 декабря 2011 года в Москве. В соответствии с протоколом государства — члены ОДКБ принимают решение о размещении на своих территориях группировок войск (сил), объектов военной инфраструктуры государств, не являющихся членами ОДКБ, после проведения неотложных консультаций (согласования) с другими государствами — членами ОДКБ и при отсутствии их официальных возражений.
За ратификацию документа проголосовали 70 депутатов, «против» — 5 парламентариев, двое воздержались от голосования. На обсуждениях по вопросу основная полемика между парламентариями и представителем правительства развивалась вокруг вопроса — не ограничивает ли протокол суверенитет и возможности Армении? Ряд депутатов выразил обеспокоенность по поводу того, что протокол может препятствовать развитию сотрудничества с НАТО и ограничить действия Армении в случае возобновления нагорно-карабахского конфликта. Бывший министр иностранных дел Армении, депутат от партии «Наследие» Александр Арзуманян заявил «A1+», что некоторые постановления протокола угрожают суверенитету Армении. Он указал на то, что без разрешения других стран-членов ОДКБ Армения не может размещать на своей территории объекты военной инфраструктуры государств, не являющихся членами организации. Депутат от АНК Никол Пашинян предупреждает: «Де-юре после ратификации протокола Армения не может размещать на своей территории объекты военного назначения Нагорного Карабаха без согласия, например, Таджикистана».
Однако замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян развеял опасения парламентариев, заявив, что протокол соответствует интересам Армении, а власти страны не намерены размещать на территории государства военные объекты государств, не являющихся членами ОДКБ.
Таким образом, до тех пор пока существует карабахский конфликт и Армения является членом ОДКБ, на процессе интеграции этой страны в евроатлантическое пространство поставлен огромный крест. Одно с другим тесно связано, так с уверенностью можно предположить, что только после урегулирования карабахского конфликта Армения теоретически может себе позволить отказаться от членства в ОДКБ.
Западные дипломаты не раз предупреждали официальный Ереван, что интеграция в европейское пространство несовместимо с участием в путинских проектах, в том числе в Евразийском союзе. Но надо понять, что членство ОДКБ не более совместимо с интеграцией в европейское пространство. Ведь сегодня Евросоюз — это не просто объединение стран, решающих совместно проблемы, связанные с обеспечением экономического развития. Страны Евросоюза идут по пути создания единого государства с согласованной внутренней и внешней политикой. Только наивный человек на самом деле может поверить в российские сказки о том, что участие в путинских проектах на постсоветском пространстве никак не противоречит реализации задачи по интеграции в Евросоюз.
При этом необходимо учесть, что НАТО является неформальной военной составляющей Евросоюза. Не случайно и то, что путь в Евросоюз для новых государств лежит через членство в НАТО. Все очень просто. Так как большинство новых членов и кандидатов в члены Евросоюза непосредственно граничат с Россией или же другими, мягко говоря, не дружественными Западу государствами, НАТО гарантирует безопасность этих стран, а Евросоюз приступает к реформированию политической и экономической сфер.
А ратифицированный армянским парламентом вышеупомянутый протокол будет иметь негативные последствия для развития сотрудничества Армении с НАТО. Например, в рамках программы «Партнерство во имя мира» проводятся военные учения под эгидой НАТО в различных странах, в том числе и в Армении. В этих учениях участвуют военнослужащие стран НАТО. Россия вполне может, ссылаясь на этот протокол, заявить о недопустимости проведения подобных военных учений под эгидой НАТО на территории Армении. Существуют более серьезные угрозы, притом в краткосрочной перспективе. Но об этом чуть позже.
А пока перейдем к азербайджано-российским отношениям. Сегодня очень много разговоров по поводу судьбы единственной российской военной базы стратегического назначения на территории Азербайджана — Габалинской РЛС. Даже сердобольные доброжелатели предлагают различные «компромиссные» варианты решения этой проблемы. Дело дошло даже до того, что официальный Баку обратился к «услугам» так называемых информированных источников, чтобы посредством проправительственного информационного ресурса опровергнуть сообщения о достижении компромисса на переговорах между Азербайджаном и Россией по этому вопросу.
Как уже сообщала наша газета, российская сторона тем же способом также опровергла сообщения о достижении договоренностей. Россия и Азербайджан пока не могут договориться даже о временном соглашении по аренде Габалинской РЛС, заявил на днях уже третий за последние несколько дней российский военно-дипломатический источник.
«Предложенное российской стороной компромиссное решение о подписании временного соглашения аренды на два-три года на прежних финансовых условиях не устраивает Баку. Велика вероятность того, что никакого соглашения подписать не удастся, и Россия откажется от аренды станции», — сказал источник «Интерфакса».
Он сообщил также, что на этот случай в России предприняты меры по ускоренному вводу в боевой состав войск воздушно-космической обороны построенной под Армавиром новой РЛС. «Не исключено, что до конца года армавирская станция, находящаяся на опытно-боевом дежурстве, полноценно начнет прикрывать южное ракетоопасное направление, которое сегодня находится в зоне ответственности Габалинской РЛС», — сказал собеседник.
И все же, как говорится, надежда умирает последней. И вся надежда лишь на то, что Габалинская РЛС все же имеет важное военно-стратегическое, а в некоторой степени и геополитическое значение для России. Все верно…
Россия и Азербайджан придут к компромиссному решению в вопросе аренды Габалинской РЛС. Такую точку зрения выразил в интервью 1news.az известный азербайджанский политолог Фикрет Садыхов.
«Переговоры по Габалинской РЛС идут сложные, многоступенчатые, в ходе которых возникли финансовые и политические проблемы. При всех тех возможностях, которыми обладает Россия для построения новой РЛС, Габалинская РЛС все равно представляет значительный интерес», — заявил Ф.Садыхов.
По его словам, данная РЛС стала ключевым объектом в контексте сложившейся геополитической обстановки в регионе и развития политической ситуации вокруг Ирана.
Политолог выразил уверенность, что стороны в ходе переговоров придут к определенному компромиссу. Он объяснил это тем фактом, что если бы Россия хотела отказаться от использования Габалинской РЛС, она сделала бы это давно. «Во всяком случае, в нынешней сложной ситуации в регионе я не думаю, чтобы Россия с такой легкостью отказалась от объекта, который она арендует в Азербайджане. А если даже РФ пойдет по пути отказа, я думаю, что будут обговорены условия использования станции на взаимных интересах», — подчеркнул он.
Комментируя цену, которую запрашивает азербайджанская сторона за аренду Габалинской РЛС, политолог отметил, что цифра, которая представлена на рассмотрение азербайджанской стороной, не надумана. «По всей вероятности, эта цифра имеет обоснование и зависит от определенных факторов. Если Азербайджан называет какую-то сумму, то я убежден, что эта сумма имеет под собой веские аргументы», — резюмировал эксперт, добавив, что $300 млн. за аренду РЛС — это небольшая сумма.
Ну, торг тут не уместен. 300 миллионов — мелочь, притом как для Азербайджана, так и России. Семь лет назад наш парламент, даже по самым минимальным расценкам, стоил 125 миллионов. А тогда мы не были настолько богаты. Нефтегазовые доллары только начали поступать в страну. Думаю, сегодня 125 миллионов являются ценой не более десяти депутатских мандатов. А Россия могла заплатить и больше, если прощает миллиарды государственного долга Северной Корее.
Хотя у России все же имеется небольшая проблема. Армения, где Россия арендует военную базу бесплатно, могла серьезно обидеться. Но и эта проблема для России была разрешимой.
Очень уважаемый мной известный политолог прав. Для России этот военный объект имеет стратегическое значение, особенно в свете разтивия событий вокруг Ирана. Вопрос в другом: где наша выгода? Зачем нам необходимо терпеть существование российской военной базы стратегического назначения?
Необходимо дать аргументированные ответы на эти вопросы, а не на тот, почему Россия нуждается в этой военной базе. А аргументов нет. Ну, терпели мы эту российскую базу у себя в течение последних десяти лет, притом в режиме активного функционирования. Россия не стала занимать более конструктивную позицию в урегулировании карабахского конфликта, да и не собиралась. Официально стала гарантом безопасности Армении. Читай: и Нагорного Карабаха.
По поводу развития событий вокруг Ирана. Ну не станет Россия защищать нас от предполагаемых иранских ракетно-бомбовых ударов по нефтегазовым месторождениям на Каспии или же по трубопроводной системе. По той простой причине, что это не выгодно самой России, их разрушение отвечает ее интересам.
А вот против наших союзников, прежде всего Турции, Москва может и скорее всего, будет использовать возможности Габалинской РЛС, предоставляя информацию Ирану. По большому счету, и для официального Баку наступает момент истины именно в свете развития событий вокруг Ирана.
Как уже сообщала наша газета, парламент Турции вчера рассмотрел вопрос о выдаче армии мандата на проведение трансграничных операций в Сирии. Законодатели решили этот вопрос на экстренном заседании. Вопрос о предоставлении вооруженным силам Турции подобного мандата решился в ходе встречи премьер-министра Эрдогана с членами правительства и военным командованием страны.
Но мало кто обратил внимание на один очень важный момент. В обращении правительства к парламенту по поводу предоставления мандата вооруженным силам Турции на проведение трансграничных операций не указаны ни страна, ни конкретные сроки. Речь идет в общем «об иностранных государствах». То есть получается, что правительство под шумок конфликта вокруг Сирии получило согласие парламента на интервенцию в отношении любого государства.
Как отмечают дипломатические источники в Анкаре, премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган минимум в течении предстоящего года без согласия парламента может послать турецкие войска для участия в любых военных операциях вне пределов Турции.
Как считают дипломатические источники, в первую очередь, скорее всего, речь идет об Иране. Добиться от турецкого парламента санкционирования участия вооруженных сил Турции в силовых акциях против Ирана было бы не так просто. Даже многие представители правящей партии серьезно подумали бы, прежде чем проголосовать за предоставление подобного мандата правительству на использование турецких вооруженных сил против Ирана. А сейчас правительству не понадобится получение согласия парламента в случае крайнего обострения ситуации вокруг Ирана.
Одним словом, развитие событий вокруг Ирана может спутать все карты как официальному Еревану, так и Баку. Поэтому надо серьезно подумать, прежде чем принимать какие-либо решения по поводу интеграционных проектов с Россией, прежде всего в военной сфере…

image
(Пока оценок нет)