Лаура Д.ТАЙСОН, профессор Школы бизнеса им. Хааса при Калифорнийском университете в Беркли
США окружены четырьмя дефицитами: бюджетным дефицитом, дефицитом рабочих мест, дефицитом государственных инвестиций и дефицитом возможностей. Предложения по бюджету, выдвигаемые кандидатом в президенты Миттом Ромни и кандидатом на пост вице-президента Полом Райаном, могут сократить бюджетный дефицит, но усилят остальные три дефицита.
Вообще-то, Ромни и Райан не объясняют подробностей того, каким образом они собираются уменьшить бюджетный дефицит, и полагаются на утверждения типа «поверьте мне». Но преобладающая направленность их предложений понятна: очередное снижение налогов, непропорционально более выгодное богачам вкупе со значительным снижением невоенных дискреционных расходов, непропорционально вредящих всем остальным — и ослабляющих перспективы экономического роста.
Несмотря на 30 месяцев увеличения количества рабочих мест в частном секторе, в США по-прежнему наблюдается сильная нехватка рабочих мест. Уровень безработицы все еще на 2% выше «нормального» уровня (когда экономика функционирует в полную силу). Кроме того, уровень активности работающего населения остается близким к историческому минимуму.
Для возврата к уровню занятости до экономического спада США требуется создать более 11 миллионов новых рабочих мест. При текущем темпе восстановления экономики это произойдет не раньше чем через восемь лет. Тем временем постоянная высокая безработица снижает потенциал экономического роста, лишая сегодняшних работников навыков и опыта.
Когда из-за слабого совокупного спроса экономика функционирует гораздо слабее своего потенциала, сокращение бюджетных расходов приводит к дефициту рабочих мест. Кстати, в своем недавнем выступлении в г. Джексон в штате Вайоминг председатель ФРС США Бен Бернанке предупредил о том, что подобное сокращение значительно препятствует созданию новых рабочих мест.
Не объясняя, какие программы он бы сократил, Ромни обещает к 2016 г. урезать федеральные расходы более чем на 500 миллиардов долларов, доведя их впоследствии до 20% ВВП. Он также обещает сразу же, в 2013 г., сократить невоенные дискреционные расходы на 5% вдобавок к уже запланированным громадным сокращениям. И он отказался от дополнительных временных бюджетных мер, направленных на создание рабочих мест, таких, как предложение Барака Обамы о дополнительных дотациях штатам и о дополнительных расходах на инфраструктуру.
Ромни признает, что крупное сокращение расходов, наряду с запланированным на конец текущего года окончанием периода пониженных налогов, может ввергнуть экономику обратно в спад в 2013 г. Но он обещает отодвинуть экономику от края бюджетной пропасти путем расширения программы снижения налогов, принятой во время правления Джорджа Буша-младшего, повсеместного дополнительного снижения ставки подоходного налога на 20% (т.е. в два раза) и снижения ставки налога на прибыли корпораций с 35% до 25%.
За исключением, быть может, расширения программы сокращения налогов эпохи Буша, для осуществления данных изменений потребуется значительное количество времени. Даже если данные программы будут приняты, их воздействие на создание рабочих мест в ближайшем времени будет минимальным. Повсеместное снижение ставок налогов мало чего дает в плане бюджетной эффективности (числа созданных рабочих мест на 1 доллар упущенных поступлений). Гораздо более эффективными являются снижение налога на зарплату и увеличение расходов на такие программы, как выпуск талонов на льготную покупку продуктов и выплата пособий по безработице.
Ромни преувеличивает и долгосрочное воздействие своих налоговых предложений на экономический рост. Сокращение ставок индивидуальных налогов, налога на доход от накопления сбережений и налога на доход от инвестиций в лучшем случае приводит к слабому увеличению уровня занятости, трудовой активности и доходов. Несмотря на снижение налогов в эпоху Буша, расширение экономики в 2001-2007 гг. было худшим за весь послевоенный период в плане инвестиций, занятости, заработных плат и роста ВВП. Темпы создания рабочих мест и экономический рост были гораздо выше после увеличения налогов президентом Биллом Клинтоном в 1990-х гг.
Более того, если все дополнительные сокращения налогов, предложенные Ромни, будут финансироваться, как он обещает, нейтральным для уровня бюджетных поступлений способом, то изменится лишь структура налогов: общая доля налогов от ВВП не изменится. Не существует никаких доказательств того, что это может вызвать значительное ускорение экономического роста, как заявляет Ромни.
На основании сказанного Ромни можно сделать вывод о том, что его план обострит и дефицит государственных инвестиций. Обещание Ромни сократить федеральные расходы к 2016 г. до 20% ВВП, одновременно сохраняя расходы на оборону на уровне 4% ВВП и оставив без изменений систему социального обеспечения и систему здравоохранения для лиц от 55 лет и старше, означает, что более 50% бюджетных расходов не подлежат сокращению в течение следующего десятилетия. Итак, чтобы достичь уровня в 20%, необходимо будет урезать расходы на все остальное в среднем на 40% к 2016 г. и на 57% — к 2022 г.
Ко всему остальному относятся государственные инвестиции в три основные сферы, от которых зависят экономический рост и высокооплачиваемые рабочие места: образование, инфраструктура и исследования. На данные сферы приходится менее 8% федеральных расходов, и их доля постоянно снижается. При Ромни доля данных расходов упадет как никогда раньше.
Ко всему остальному также относятся расходы на программы помощи семьям с низким доходом, такие, как выпуск талонов на льготную покупку продуктов, студенческие стипендии и программа бесплатной медицинской помощи неимущим Mеdicaid («Медпомощь»). По расчетам Центра бюджетных и политических приоритетов, почти две трети сокращения бюджетных расходов, предложенного Райаном, придется на подобные программы. Ромни предлагает некоторые специфические действия, но простая арифметика показывает, что его план потребует еще большего сокращения таких программ, чем план Райана.
Тем временем план Ромни в действительности приведет к повышению налогов на семьи со средним доходом. Его план обеспечивает снижение ставок подоходного налога путем ликвидации налоговых льгот, предоставляемых, например, за благотворительность и по ипотечным кредитам, одновременно сохраняя налоговые преференции для сбережений и инвестиций. Но ликвидации налоговых льгот для богачей недостаточно для покрытия снижения ставки их подоходного налога на очередные 20%. Поэтому, как обнаружил негосударственный Центр налоговой политики, план Ромни приведет к снижению общего объема налогов для семей с доходом свыше 200 000 долларов, но потребует ежегодного повышения налогов в среднем не менее чем на 2 000 долларов для семей с доходом от 100 000 до 200 000 долларов.
Бюджетный план Ромни также сделает федеральную систему налогов и перераспределения доходов значительно менее прогрессивной, тем самым увеличив неравенство в доходах, которое и так уже достигло максимального уровня со времен Великой депрессии. Увеличение неравенства в доходах подпитывает собой рост дефицита возможностей для детей из бедных семей и семей со средним уровнем дохода, что проявляется в различии уровня образования в зависимости от социального происхождения и в снижении межпоколенческой мобильности. При Ромни дефицит возможностей усилится, лишив страну будущих талантов и производительности.
Ромни раскрыл некоторые подробности своего плана сокращения бюджетного дефицита. Но на основании того, что он раскрыл, понятно, что это приведет к росту дефицита рабочих мест, дефицита инвестиций и дефицита возможностей, что будет иметь отрицательные последствия для будущего экономического роста и процветания.
* * *
Материал публикуется в рамках сотрудничества газеты «Зеркало» и Project Syndicate (www.project-syndicate.org)

image
(Пока оценок нет)