Мы не раскроем большого секрета, если скажем, что специальность «журналистика» пользуется большой популярностью у абитуриентов третьей группы специальностей. Фотоаппарат на плече, диктофон в руках, прямой эфир из гущи событий, честный рассказ о происшествии, шанс первым узнать и распространить новость, и, наконец, быть узнаваемым и уважаемым среди читателей или зрителей и слушателей. Чем не романтика, причем чуть ли не каждый день? Так или приблизительно так многие молодые люди представляют себе профессию журналиста.
Не были исключением автор этих строк и его сокурсники по факультету журналистики Высшего дипломатического колледжа (ныне Бакинский евразийский университет). Поступили в вуз мы в 2001 году. В группе было шесть юношей и столько же девушек. Радость наша была беспредельной. Мы уверенно смотрели в будущее и видели себя на переднем крае борьбы за справедливость, объективность.
Однако с каждым годом искорки в наших глазах становились все меньше. То ли взрослее, то ли реалистами становились мы. После каждого курса желающих работать в СМИ уменьшалось. Сегодня, спустя 11 лет, из тех 12 молодых энтузиастов в прессе работаю я один.
Шахлар Мамедов оставил учебу еще на четвертом курсе и вернулся в родной Загатальский район. Сейчас он работает в службе охраны местного аэропорта, хотя вместо диплома журналиста носит в кармане диплом юриста. Работой доволен.
Эльфаг Оруджев из Гянджи устроился работать на Бакинский нефтеперерабатывающий завод. «Видел, как живут и трудятся журналисты, и не захотел быть в их ряду. Поступило хорошее предложение, и я не отказался. Работа меня устраивает», — говорит он.
Шушинец Турал Гейдаров еще в студенческие годы баловался ремонтно- строительными делами. Сейчас он мастер высокой квалификации в этой сфере.
Асим Гулиев некоторое время служил в полиции. Где сейчас — не знаю. Уж точно не в журналистике.
Из девушек только Гюльчохра Мурсалова некоторое время работала в газете «Рейтинг».
Не лучше обстоит ситуация и с выпускниками последующих лет. В таком случае напрашивается вопрос: нужно ли принимать в вузы на специальность «журналистика» до 150 человек в год?
Как сообщил председатель Совета прессы Афлатун Амашов, до отмены Министерством образования приема на отделения и факультеты журналистики частных вузов, вузы выпускали около 150 журналистов в год. В советское время, продолжил он, журналистов в республике готовил Азербайджанский государственный университет (ныне Бакинский государственный университет). План приема составлял 50 мест, по двадцать пять на очное и заочное отделение. Абитуриенты обязаны были пройти творческий конкурс. А к участию в нем допускались лица, имеющие двухлетний стаж работы на производстве. «Сейчас абитуриенты сдают тестовые экзамены, которые не позволяют распознать творческие способности», — отметил А.Амашов.
К слову заметим, сегодня в азербайджанской журналистике работают немало лиц, не имеющих журналистского образования. Однако среди них достаточно авторитетных и снискавших уважение читателей.
По мнению преподавателя факультета журналистики БГУ Зейнала Мамедли, будущие журналисты сталкиваются с трудностями по той причине, что обучение специальности в вузах не ведется на надлежащем уровне. «Ни один вуз, готовящий журналистские кадры, не имеет собственной радиотелестудии, лаборатории. Ограничиваемся передачей студентам теоретических знаний. Не изучается пресс-практика зарубежных медийных структур. Прибавьте к этому финансово-экономическое состояние отечественной журналистики. Поэтому и выпускники факультетов журналистики уходят в другие сферы», — подчеркнул З.Мамедли.
На его взгляд, все заинтересованные стороны — журналистские организации, редакции газет и Министерство образования — должны основательно изучить потребности рынка СМИ, и в соответствии с этим надо готовить кадры.

image
(Пока оценок нет)