Казалось бы, все идет своим чередом. Что-то удается, что-то не ладится. Но вдруг как будто почва уходит из-под ног, все рушится… и жизнь теряет смысл. Это проявления возрастного кризиса — их миновать не удается никому, ведь вся жизнь — непрерывная череда критических моментов и периодов относительного спокойствия между ними. Психологи определяют несколько возрастных этапов, когда может «нагрянуть» кризис.
Кризисы детства
1 год — у ребенка уже сформировано базовое отношение к миру, с которым ему предстоит жить. Примерно в этом возрасте он решает, стоит ли доверять этому миру и окружающим его людям.
3 года — психологи называют этот период кризисом «Я сам». В это время ярко проявляются негативизм, упрямство, ребенок часто говорит «нет». Он начинает ощущать себя отдельной личностью.
7 лет — происходит расставание с детской непосредственностью и рождение социального «Я» ребенка. Именно в этом возрасте чаще всего возникает комплекс неполноценности или ощущение собственной исключительности.
Кризис подросткового возраста (12-15 лет)
Ребенок в этот период становится подростком. Расширяется круг его интересов, блекнут ранее незыблемые родительские авторитеты. Он учится формировать собственное мнение и совершать самостоятельные поступки, а также отвечать за них. В этот период он часто становится агрессивным, переживает резкие перепады настроения, борется за самостоятельность. Кроме того, завершается формирование половой идентичности (т.е. человек признает себя представителем своего пола). Именно в этом возрасте чаще всего впервые проявляются скрытые психические заболевания. У некоторых подростков критический период может длиться дольше и заканчивается к 18-20 годам.
Цель подросткового кризиса — окончательное расставание с детством и обретение самостоятельности. Человек выбирает профессию, начинает борьбу за место в жизни. Кроме того, это время настоящей, взрослой ответственности: армия, первая работа, университет, возможно, первый брак… За спиной молодого человека перестают стоять родители, он действительно начинает самостоятельную жизнь, питая многочисленные надежды на будущее.
Кризис 30 лет (27-35 лет)
Первый угар молодости уже позади. Человек оценивает сделанное и более трезво смотрит в будущее. Он начинает мечтать о покое, стабильности. Многие в этом возрасте начинают «делать карьеру», другие уделяют больше времени семье в надежде найти «смысл жизни», нечто такое, что всерьез заняло бы ум и сердце. В этот период человек часто кардинально меняет образ жизни и сферу деятельности.
Кризис среднего возраста (40-45 лет)
В этот период человек ставит под сомнение все достигнутое, происходит переоценка ценностей. Впереди видится старость, а за ней самое страшное — смерть. Тело утрачивает силу и красоту, появляются морщины, седые волосы, начинают одолевать болезни. Наступает время для первого боя со старостью, время, когда ударяются то в любовные приключения, то с головой уходят в работу, то начинают совершать экстремальные поступки вроде прыжков с парашютами или восхождений на Эверест. В этот период некоторые ищут спасение в религии, другие — в различных философиях, третьи же, наоборот, становятся циничнее и злее.
Кризис пенсионного возраста (55 — 65 лет)
Человека пугает грядущее изменение социального статуса, связанное с окончанием трудовой деятельности. Привыкший ощущать себя важным и незаменимым, он совершенно не знает, чем себя занять. Человек вдруг понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век завершается. Он может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни. К тому же здоровье уже не то, старые друзья далеко, а кого-то, может быть, нет в живых, дети выросли и живут давно уже своей жизнью, даже если и в одном доме с родителями…
Кризис завершения жизни (65-75 лет)
Это подготовка к смерти, или «узелковый период», когда человек собирает в узелок все достигнутое. Он существует как бы в двух мирах — и здесь, и там, обретает большую свободу в предпочтениях, творчестве и даже любви.

Кризис долгожителей (около 100 лет)
Человек испытывает усталость от жизни, он понимает, что отпущенный срок прошел, а продленная благодаря достижениям науки жизнь еще продолжается. Возникает ощущение пустоты и вероятность самоубийства.
По словам специалистов, каждый критический период являет собой переход человека на новый этап его жизни. Это время, когда старые и привычные способы защиты от стресса перестают помогать, поэтому возникает ощущение беззащитности перед лицом судьбы. Однако новый жизненный этап несет в себе и новые возможности.
Психотерапевты утверждают, что научится воспринимать себя, нового, с позитивной точки зрения — вот то главное, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.
Между тем многие склонны полагать, что самым острым считается кризис середины жизни, иными словами, кризис идентичности, который наступает, как правило, в 30-35 лет — у женщин и в 35-40 — у мужчин. Именно наступает, потому что продолжаться он может долго, порой — целое десятилетие.
Так что меняется? Во-первых, восприятие своего «Я». Всю молодость человек пытался разобраться с чужими сценариями. Как надо жить, чего добиться, какие ожидания оправдать. И, как правило, к середине жизни все ожидания оправданы, всем все доказано, есть уверенность, достижения, успех, жизнь «сложилась». Все, что казалось неправильным и против чего был подростковый протест, — то было отринуто. Казалось бы, здравствуй, Я. А вот, и нет. Человек, как правило, понимает, что жил во многом не так, как хотел, а так как было «положено». И даже если протестовал — то тоже зависел от сценария, против которого протестовал. И где его настоящее «Я» — этот вопрос как раз и встает в центре кризиса среднего возраста. Карьера, брак, круг друзей, образ жизни — все кажется ловушкой, в которую кто-то «загнал». И поиск своего настоящего «Я» становится очень серьезной задачей.
«А что же я на самом деле хочу?» — часто спрашивает себя человек в этом кризисе. И начинает пересматривать все — «тот ли рядом человек, с которым я живу, ту ли деятельность я выбрал, той ли жизнью живу и вообще, в том ли месте?»
Во-вторых, социальные роли. Как правило, в этот период кто-то теряет родителей, у кого-то они становятся беспомощными и слабыми, а в своем собственном доме человек становится или уже стал родителем, и, как правило, именно на 35-40-летних падает предельная тяжесть ответственности и необходимости принимать решения в семье. Они уже не дети для своих родителей, а скорее, родители своим же родителям. И родители своим же детям. И наставники и учителя на работе.
Не все выдерживают груз этой ответственности. Кого-то охватывает паника — «и мне не на кого положиться, я должен все решать сам и за все нести полную ответственность?» — именно этот жизненный период жестко проверяет на способность самостоятельно мыслить, выбирать, помогать другим и при этом адекватно отстаивать свои границы.
В-третьих, здоровье. Старость перестает быть чем-то отдаленным и тем, что «еще неизвестно когда будет». Все начинает измеряться вполне реальными цифрами. Еще лет 20 — и она вступит в свои права. А если собой не заниматься — то еще раньше. Кредит сил, молодости, здоровья исчерпан, и становится ясно: дальше по жизни придется идти с тем, что вложишь в себя сам.
Те, кто не привык вкладывать в свое здоровье, с ужасом обнаруживают не только первые очевидные морщины, но и снижающуюся подвижность. И очень тяжело перестраивать свои привычки, менять режим, уделять внимание себе и заниматься спортом, при этом накладывая на себя какие-то ограничения.
В-четвертых, время. Его восприятие существенно меняется, не только в рамках ставшей реальностью старости, а еще и по другим направлениям. «Куда двигаться дальше? Если это пик и вершина — то дальше только вниз? А есть ли путь для развития? Какой? И как противостоять молодежи, которая уже дышит в спину?»
Еще один момент — человек понимает, что будущее, собственно, уже настало. Что больше не получится говорить себе. «У меня все еще впереди, если не сейчас, то когда-нибудь в будущем». Все начинает измеряться конкретными категориями. Надо ставить реальные задачи, строить конкретные планы и закладывать сроки для их выполнения. Параллельно с этим приходит осознание, что некоторые мечты и планы могут не осуществиться никогда, потому что для них просто упущено время. И это нагнетает тревоги и беспокойства. Часто люди начинают в этом периоде метаться, пытаются что-то кардинально поменять, «да я еще ого-го и все смогу», а бывает, скатываются в патетическое «ну надо же как-то дожить остаток жизни» или «все безвозвратно упущено» — и начинают жалеть себя.
Но пройти этот кризис не помогают крайности. Скорее, наоборот — в будущую вторую половину жизни надо взять все, что действительно ценно было в молодости, но без сожалений отринуть все то, что было наносным, чужим, навеянным.
От того, как пройдет наша вторая половина жизни, зависит на 100% то, насколько долгой она будет и как мы встретим конец нашей жизни. А потому этот аудит надо проводить внимательно, спокойно, не торопясь — торопиться уже некуда. Наоборот, качественно прислушиваться к себе. Конечно, кризис середины жизни проще предупредить. А потому многие психотерапевты советуют молодым людям не бояться искать себя и тратить на это время. Пусть ваша юность не будет суперуспешной, пусть не будет ранних побед и скороспелых браков, и пусть даже вы не будете вызывать восхищение окружающих, но, потратив время на осознанный поиск себя, вы потом столкнетесь только с некоторыми проявлениями кризиса середины, не самыми острыми.
Сложнее, конечно, тем, кто в молодости очень торопился «всего достичь» и не успел порой подумать, а его ли это жизнь. Но при правильном подходе именно кризис середины может стать толчком для нового развития и нового этапа жизни. Многие люди именно в этот период получают новую профессию или меняют стиль работы в уже имеющейся, обновляют отношения в семье или строят новую (и не всегда неудачно), кто-то меняет образ жизни и осуществляет наконец свои желания.
И напоследок, несколько простых советов. Ищите качества. Время количества и завоевания обширных территорий прошло. Пора уже копать вглубь. Территории, завоеванные вами, еще не полностью освоены. Можно очень много сделать без суеты и паники. Не торопясь и стараясь получше рассмотреть то, чем вы уже обладаете — и в отношениях, и в работе. Никому ничего не стоит доказывать — вы не подросток, вы уже завоевали свою нишу. Чтобы ее удержать, не раскачивайте лодку. Позвольте себе в чем-то плыть по течению, то есть не расслабляться, а именно умело использовать приходящие в вашу жизнь ситуации и обстоятельства. Это время быть философом и мудрецом. Умейте действовать на опережение. Не ждите, пока отношения совсем развалятся или здоровье подкачает, ведь и мужчины, и женщины около сорока должны уже знать свой организм и свои потребности очень хорошо. И потому подстелите соломки там, где знаете, что можете упасть. В таком варианте посещение врача и спортивного зала — не доказательство болезни и не попытка «запрыгнуть в уходящий поезд». Это все следующие годы жизни, а их может быть много!
А пересмотр отношений — то, что именно в этом возрасте может дать вам шанс на новую жизнь. Как в варианте нового партнерства, так и переосмысления старого. А вот спустя лет десять, может быть, и правда, поздно. Не сравнивайте себя с молодыми, не тянитесь за ними и не соревнуйтесь с ними. У вас есть свой вектор, своя ниша, свои преимущества. Вы умны, опытны, вы исполнили все социальные программы, вы, скорее всего, обеспечены и оценены по достоинству. Вы по-хорошему свободны. И вольны делать то, что вам хочется. Это ценится многими — как в отношениях, так и в работе.
А наличие намечающихся морщин — еще не показатель отсутствия красоты. Довлеющий в нашем обществе идеал «целлулоидной молодости» существует в основном для того, чтобы иные глянцевые журналы не лишились заработка. К реальной жизни это имеет мало отношения. Возраст около 40 прекрасен тем, что ваше тело, организм (особенно при правильном отношении) еще многое могут. И при этом вы уже по-настоящему мудрая и взрослая личность. Древние греки считали, что расцвет человека приходится как раз на сорок пять лет. Это при том, что тогда средняя продолжительность жизни была куда меньше (domashniy.ru).

image
(Пока оценок нет)