«За последний год средства, выделенные из государственного бюджета Азербайджана на сферу образования, увеличились на 300 миллионов манатов», — заявил министр образования Азербайджана Мисир Марданов в ходе выступления на сентябрьской конференции работников сферы образования.
По словам министра, в 2011 году из госбюджета Азербайджана на сферу образования было выделено 1 миллиард 268 миллионов манатов, в 2012 году же эти средства составили 1 миллиард 515 миллионов манатов. «Инвестиционные расходы на сферу образования в 2011 году составили 273,2 миллиона манатов, в 2012 году же — 420 миллионов манатов», — сказал глава образовательного ведомства.
М.Марданов отметил, что число учащихся в средних школах за год увеличилось на 13662 человека: «Это радует. Долгое время число учащихся сокращалось. За последние несколько лет это число выросло» (АПА).
Бюджетные расходы — это прямые затраты государства, связанные с его функционированием и покрываемые за счет бюджетных средств. Независимо от их направления они обеспечиваются за счет бюджетного финансирования, основными принципами которого являются: безвозвратность и безвозмездность выделения средств; их целевой характер; финансирование по мере выполнения поставленных задач; осуществление финансового контроля и финансового мониторинга со стороны общественных организаций с целью рационального и эффективного расходования государственных средств и осуществление мероприятий в целях предотвращения разбазаривания финансовых средств, их хищений, необоснованного вывоза за рубеж.
Хотим напомнить о том, что во всех соседних с Азербайджаном государствах (кроме Ирана) расходование средств, выделенных различным министерствам и ведомствам, проводится под жестким контролем общественных организаций. Периодически этими организациями проводятся различные мониторинги, результаты которых широко освещаются на страницах СМИ. Нередко по результатам этих мониторингов правоохранительными органами этих стран возбуждаются уголовные дела в отношении отдельных крупных чиновников. Мы попытались выяснить, насколько эффективным является общественный контроль над расходованием средств, выделенных из государственного бюджета Министерству образования Азербайджана. Для получения ответа мы прежде всего обратились в пресс-службу Минобразования. По заявлению помощника пресс-секретаря Байрама Гусейнзаде, глава пресс-службы отсутствовал на своем рабочем месте.
«А когда с ним можно будет связаться?» — поинтересовался наш корреспондент.
«Сегодня вряд ли вам удастся застать его. Позвоните завтра», — сказала нам помощник и повесила трубку.
Между тем хотим напомнить, что в последнее время в оппозиционной и независимой печати очень часто появляется информация о фактах коррупции в Министерстве образования. Правда, заметим, что правоохранительные органы, вопреки действующему законодательству, отказываются проверять эту информацию.
Существует ли гарантия того, что выделенные государством 300 миллионов манатов действительно будут расходованы по назначению?
Как заявил глава организации «Образование XXI век» Этибар Алиев, расходование не только выделенных из госбюджета средств, но даже денег, полученных из Всемирного банка, осуществляется непосредственно управлением финансов самого министерства.
«А как осуществляется общественный контроль над расходованием этих средств?» — спросили мы.
«Никакого общественного контроля над расходованием этих средств не существует», — сообщил он «Зеркалу».
По словам Этибара Алиева, ни одна неправительственная организация не допускается к проведению мониторинга по расходованию средств, выделенных Министерству образования. «И в условиях отсутствия прозрачности очень широки возможности присвоения этих средств отдельными чиновниками», — уверен эксперт. «Например, на обеспечение школ информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) было выделено 30 миллионов манатов. В результате проведенного мониторинга нам удалось доказать, что эти средства были присвоены коррупционерами», — заявил глава общественной организации.
«Но вы сами заявляете, что общественного контроля над расходованием средств, выделенных Министерству образования, не существует. А если министерство разрешило вам провести мониторинг по обеспечению школ ИКТ, значит, он все же существует?» — заметил наш корреспондент.
«Министерство не разрешило нам проведение мониторинга. Мы провели его тайно, без разрешения Минобразования. С помощью отдельных граждан мы узнавали, сколько компьютеров было выделено той или иной школе, и какая фирма является поставщиком этих компьютеров», — сообщил нам глава НПО.
«А вы уведомили об этом Генеральную прокуратуру?» — спросили мы.
«Нет, но я неоднократно сообщал об этом на страницах печати и в ходе своих выступлений по телевидению», — заявил Э.Алиев.
«И какова была реакция Министерства образования?» — поинтересовались мы.
«Представители министерства пытались опровергнуть выдвинутые мной обвинения, но так и не смогли этого сделать», — сказал эксперт.
Этибар Алиев отметил, что факты коррупции в Минобразования признавали и правоохранительные органы. «Генеральная прокуратура выступила с заявлением о том, что министерство допустило коррупционные махинации во время строительства школ», — заявил эксперт. При этом Этибар Алиев выразил удивление выделением Министерству образования дополнительно 300 миллионов манатов. Он заявил, что после обнаружения Генеральной прокуратурой махинаций в сфере строительства школ Минобразования было лишено права возведения и ремонта средних учебных заведений. «Это право было передано органам исполнительной власти на местах», — напомнил эксперт. По его словам, сегодня даже детские сады изъяты из ведения Мисира Марданова. «Интересно, на что министерство собирается тратить эти деньги?» — задался вопросом наш собеседник.

image
(Пока оценок нет)