Еще Луций Анней Сенека сказал: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». А подростковый период является неимоверно сложным распутьем, когда весь окружающий мир кажется враждебным и сложным, понятным и глупым одновременно, а свой собственный внутренний мир приобретает новые грани, освоиться с которыми в одночасье непросто.
Как-то так получается, что в одной точке сходятся сразу три непростых периода: биологическая и психологическая перестройка организма, а также изменение социального статуса. Даже по отдельности пережить подобные перемены непросто, а тут приходится сразу решать множество внутренних и внешних проблем.
Границы начала и завершения трудного периода индивидуальны. Современные исследователи включают в него чуть ли не 10 лет жизни уже почти подросшего поколения. И, как всегда, девочки и мальчики не совпадают: девочки начинают свой путь примерно в 12-14 лет, мальчики на пару лет отстают. А вот продолжительность периода по результатам некоторых исследований зависит от социального положения семьи. Получается, что, чем выше социальный статус родителей, тем позднее завершается сложный период для отроков.
Так в чем же сложность этих лет? В первую очередь это физиологическая перестройка организма, когда тело начинает меняться. Очень часто не совсем тактичное отношение окружения (в частности, замечания со стороны преподавателей и сверстников) может вызвать отвращение к этому пусть и сложному, но естественному процессу. А если вспомнить ранимость и скачки настроения у подростков, то становится понятным, почему отроки так часто взрываются, казалось бы, по пустякам.
По словам специалистов, вступая в подростковый период, ребенок начинает ощущать также определенное давление со стороны социальных правил. Даже если организм еще не очень требует романтических встреч, общественные нормы подразумевают, что уже вроде как пора обзаводиться партнером для свиданий. И если не удается вписаться в подобные правила, то появляется дискомфорт, подросток замыкается в себе, становится менее откровенным со своими же друзьями, особенно если они в этом вопросе оказались более успешными.
Между тем установки и взгляды подростков отнюдь не так бессмысленны, как порой думают взрослые. Надо отдать должное отрокам, их жизненная позиция на этот период бывает более жесткой и радикальной, чем их же собственные поступки. Например, смотря благосклонно на сексуальные отношения своих сверстников, сами они могут при этом не торопиться с этим шагом, предпочитая дожидаться «правильного человека».
Это период, когда ребенок, еще не приобретя в полной мере способность мыслить категориями взрослых, перенимает у них атрибуты взрослости. Стиль одежды, курение, употребление алкоголя и наркотиков дают ложное ощущение причастности к миру, который кажется уже почти своим, но еще пока официально недоступным. Да и старшее окружение бывает противоречивым, то напоминая подростку, что он уже почти взрослый, то ограничивая его свободу словами: «Ты еще ребенок и не можешь отвечать за себя». Вот и получается дисбаланс восприятия себя в окружающем мире (deti.mail.ru).
Подростковый период в полной мере можно назвать испытанием развитием, когда все ресурсы растущего организма брошены на самосовершенствование и взросление. Этот период необходимо пережить совместными усилиями с подростком, поддерживая его во всех волнениях и трудностях. Понимание себя и своего места в окружающем мире придет к ребенку со временем, позже. Как сказал Серен Кьеркегор: «Толк в жизни понимаешь только потом, но жить приходится сначала».
По мнению гештальтерапевтов, подростковый возраст — время тяжелое как для самих подростков, так и их родителей. «В большей своей части трудности этого периода связаны с тем, что на первый план для подростка выходят общение со сверстниками, отношения между полами, а учеба и семья отходят на второй план. Ребенок большее количество времени начинает проводить вне дома или за экраном монитора, общаясь с приятелями, при этом забывая или пренебрегая школьными и домашними обязанностями. Такая «забывчивость» зачастую ведет к повышению родительского контроля и, как следствие, возникновению конфликтов, — отмечает психолог Сабина Махмудова. — В подростковом возрасте заостряются все личностные особенности ребенка, повышается вспыльчивость, раздражительность, появляется ярко выраженная потребность в самостоятельности и независимости, поэтому любой контроль, даже самый минимальный, может восприниматься как покушение на личную свободу».
Сами по себе конфликты еще не являются признаком того, что «все плохо» и пора срочно бежать к специалисту. Однако частота и глубина конфликтов вполне могут быть «тревожным звоночком». Другим тревожным сигналом может служить прямо противоположная описанной выше ситуация, когда ребенок замыкается в себе, перестает общаться со сверстниками и остается в одиночестве. Это может быть признаком серьезных психических проблем, и в этом случае необходимо проконсультироваться со специалистом.
«Инициатором обращения к психотерапевту может быть как сам подросток, так и «запутавшийся» родитель. Подростки часто обращаются с запросом научить общаться с противоположным полом, повысить уверенность в себе. Родители приходят, когда не могут найти общий язык со своим повзрослевшим чадом, когда старые методы уже не работают, а новые пока не найдены.
Перспектива работы с подростком или родителем подростка весьма оптимистична, если до подросткового возраста в семейных взаимоотношениях не было сложностей. В случае, если кризис подросткового возраста ложится «на старые дрожжи» прежних ссор, конфликтов, недопонимания, для улучшения ситуации может потребоваться длительная психотерапия», — объясняет специалист.
Быть подростком очень тяжело. Наполненный энергией, одержимый возникшей потребностью в независимости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него мире. А если учесть при этом, что проторенных путей не бывает, можно легко понять то любопытство и ту тревогу, которые вызывают подростки у родителей.
«Важно разобраться в вопросе, сложном и для подростков, и для родителей. Взрослым необходимо создавать условия для развития подростков, и делать это надо так же заботливо, как в детстве, когда с пути малыша убирались острые предметы, представлявшие для него опасность. Нужно уважать достоинство подростков, помогать им развивать чувство правильной самооценки и давать при необходимости полезные советы — все это способствует становлению их личностной и социальной зрелости. Родители должны понимать и внезапные перемены настроения подростка, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания.
Чтобы успешно пережить все приключения подросткового возраста, и родителям, и подросткам нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций. Постоянно возникающие проблемы, которые необходимо решать, требуют от подростка больших усилий, порой сопряженных с риском.
Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. И родители, и подростки должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить друг друга. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново познакомиться друг с другом. Пройдете ли вы этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в семье — любовь или страх.
Я часто говорю родителям: «Если то, в чем вы ограничиваете своих детей, не является запрещенным, аморальным или слишком дорогим удовольствием, откажитесь от запретов, разрешите им делать то, что они хотят».
Каждый взрослый, который читает это, уже пережил подростковый возраст. В память о нем у кого-то остались шрамы, у кого-то раны еще заживают, но у всех есть собственный опыт, приобретенный методом проб и ошибок. Разницу между полезным опытом и переживаниями, оставившими глубокие шрамы, можно объяснить так. Полезный опыт появляется тогда, когда человек, полагаясь на свою мудрость, справляется с конфликтами и депрессией, берет на себя ответственность за все происходящее и готов к встрече с новыми жизненными проблемами. Шрамы появляются тогда, когда дух терпит крах. Незаживающая рана свидетельствует о том, что исцеление не наступило и она не затянулась даже тонкой кожицей. Причиной тому являются тяжелые психологические и социальные условия. Опыт практической работы убеждает, что родители стремятся сделать все, чтобы кризис подросткового возраста прошел, не оставив у их ребенка незаживающих следов.
Они часто с тревогой ожидают приближения подросткового возраста у своих детей. Волнение вызывают и их собственные воспоминания об отрочестве, и многочисленные страшные истории о подростковом алкоголизме, наркомании, злостном хулиганстве…
Разрешение и серьезных, и пустяковых проблем зависит от того, известны ли нам подходящие алгоритмы их решений. Если мы знаем выход из ситуации — половина дела уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность, родителям стоит понаблюдать за подростком, узнать, какие замечательные дела совершаются руками наших детей. Ведь и ваш ребенок может быть одним из сотворцов их. Нашли ли вы время, чтобы обсудить свое отношение к тому, чем он занимается? Если нет, то сделайте это как можно скорее. И если вам нравятся какие-то его поступки, то каждый раз не забудьте сказать ему об этом. Хвалите его и в том случае, если он осознал и честно пытается исправить свои ошибки.
Я думаю, взрослых больше всего настораживают активность и энергичность подростков. Напуганные и встревоженные родители окружают своих детей всевозможными запретами. Но нужно как раз обратное. Подросткам надо показать разумные пути для претворения в жизнь их энергии. При этом им нужны любовь и понимание.
Например, вместо того чтобы без конца повторять дочери, идущей на свидание: «Будь осторожней. Помни, что ты порядочная девочка», родители должны научить ее отстаивать свои интересы в зависимости от ситуации и не давать себя в обиду. Молодой человек или девушка, имеющие четко определенные позиции и взгляды, могут ответить на всевозможные родительские наставления: «Благодарю за напоминание, но мне нужно сейчас не то, о чем вы говорите, поэтому больше не надо об этом говорить».
Только тогда, когда к каждому человеку будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда и только тогда возможны реальные перемены», — говорит психолог.
По материалам Интернета

image
(Пока оценок нет)