Каждый должен иметь право на выбор — американский образ жизни, демократические свободы или жизнь по законам шариата в Иране. В настоящее время США взяли на себя обязанности стража демократии во всем мире, но означает ли это, что другие формы устройства государства не имеют права на существование? Более того, насколько правомерны введенные США и их западными сторонниками экономические санкции против Ирана только из-за того, что последним мерещится создание ядерного оружия Тегераном? Стоит напомнить, что до сих пор никто в США не понес наказания за вторжение в Ирак американских сил и их союзников под предлогом наличия в стране оружия массового уничтожения (ОМУ).
А сейчас даже последнее заявление Госдепартамента США со ссылкой на разведку говорит о том, что Иран не имеет ядерного оружия, и, если даже официальный Тегеран захочет его получить, ему понадобится как минимум год упорных работ в данном направлении. В таком случае, против чего направлены усилия США не допустить усиления влияния Исламской Республики Иран (ИРИ) в регионе? Основываясь на ценностях ислама, ИРИ смогла выжить в противостоянии с Западом с момента революции 1979 года и сейчас стала играть заметную роль на политической арене. Иран в своем развитии стал заметно угрожать не только интересам США, но и их союзникам на Ближнем Востоке.
Однако вернемся к положению дел в национальной экономике Ирана с момента ужесточения санкций со стороны США и их союзников. Последние их санкции заметно осложнили положение дел не только в нефтяном, но и в финансовом секторе Ирана. Но негативный эффект иранской экономики от введенных санкций будет носить краткосрочный характер и в конечном итоге обернется оздоровлением структуры национального производства и ее модернизацией.
Иран, в отличие от европейских стран, имеющих валютные резервы, не «промотал» деньги на различные социальные и дополнительные выплаты, а копил полученные от реализации иранской нефти финансовые поступления на «черный день» в Национальном фонде развития (NDF). И сейчас предпринимает весьма активные шаги по выправлению ситуации из-за допущенных ошибок в развитии национальной экономики за счет собственных резервов, а не ходит с протянутой рукой перед Международным валютным фондом или другими созданными стабилизационными фондами, как ряд европейских стран.
Стоит отметить, что руководству Ирана сейчас приходится расплачиваться за так называемую «голландскую болезнь», когда национальная экономика оказывается в зависимости от одного ведущего сектора. На сегодня экономика большинства стран-экспортеров нефти и природного газа, как принято говорить, подсело «на углеводородную иглу» и в случае падения цен на нефть вынуждена будет спасать экономику или пережить социальные потрясения. В этой связи опыт выхода Ирана из складывающейся ситуации может стать неплохим уроком как для России, так и Азербайджана в случае резкого сокращения доходов от продажи углеводородных ресурсов на мировых биржах.
Дисбаланс и зависимость иранской экономики можно проследить за счет торгового баланса Ирана в ненефтяном секторе. Более 19 млн. тонн грузов была ввезена в Иран через морские и сухопутные границы в течение пяти месяцев текущего иранского года (начался 20 марта), сообщил Mehr заместитель министра дорог и городского развития Шахрияр Афандизаде. По его словам, в течение того же периода времени было экспортировано 21,8 млн. тонн продукции. Общий объем товарооборота Ирана за первые пять месяцев текущего года составил 37,6 млрд. долларов, сообщил ранее глава Таможенной администрации Аббас Мемарнеджат. В прошлом году было экспортировано ненефтяных товаров на общую сумму 43,7 млрд. долларов, а импортировано на 61,8 млрд. долларов. Таким образом, Ирану необходимо ускорить в стране производство импортозамещающих товаров, с одной стороны, а с другой — найти финансовые средства для поддержки нефтегазовой отрасли.
В настоящее время ни для кого не секрет, что в Иране высокая инфляция и идет обесценивание национальной валюты — иранского риала. В условиях обесценивания вложений регулятор банковского рынка действует посредством более высокой нормы прибыли, чтобы не допустить оттока вкладов со стороны населения.
Иранский банковский сектор не планирует менять текущие нормы прибыли, сообщил ISNA глава Центрального банка Ирана Махмуд Бахмани. Норма прибыли не будет меняться, пока не снизится инфляция, сказал Бахмани. По словам генерального директора департамента офиса президента Ирана по планированию макроэкономики Алладина Азваджи, снижение нормы прибыли по вкладам в банковский сектор привело к сокращению числа вкладчиков и нехватке ликвидности для поддержки сектора отечественного производства. В феврале Центральный банк увеличил максимальную норму прибыли по вкладам и облигациям с 17 до 21 процента.
Итак, решив вопрос с возможной паникой, связанной с национальной валютой, руководство Ирана решает вопрос финансирования производства за счет средств NDF. Иранское правительство и парламент согласились финансировать проекты производственного сектора с использованием доходов из NDF и от экспорта нефти, сообщает агентство IRNA. NDF выделил три миллиарда долларов из своих активов для финансирования в виде кредитов сельского хозяйства и промышленности, сказал ранее заместитель управляющего NDF Мохаммад-Гасем Хоссейни. По его словам, средства, выделенные для финансирования проектов в сферах промышленности, водоснабжения и сельского хозяйства, будут переведены в риалы, передает агентство Fars.
Кстати, в развитии ненефтяного сектора Иран уже добился определенных успехов. Иран больше не будет нуждаться в импорте стальной продукции в следующем году, так как проекты по производству стали в стране будут запущены в полную силу, сказал заместитель министра промышленности Реза Фатеми-Амин, сообщает IRNA. По словам Фатеми-Амина, сегодня Ираном ежегодно импортируется около 7 млн. тонн стали. Ранее министр промышленности, горнодобывающей промышленности и торговли Мехди Газанфари сказал, что сейчас реализуется несколько проектов по производству стали общей мощностью 12 млн. тонн. Иран произвел более 6,25 млн. тонн стали в течение первых пяти месяцев текущего иранского года, показав рост на 8,8 процента в годовом исчислении («Тренд»).
Особое внимание хочется обратить на ряд сегментов национальной экономики, которые показывают высокий уровень подготовки иранских кадров, готовых вывести иранскую экономику на передовые позиции в мире.
Иранские специалисты из медицинского университета в Мешхеде (провинция Хорасан) разработали специальное кресло, в котором будет размещаться пациент при проведении хирургических операций на глазе, сообщает агентство ISNA. По словам одного из разработчиков новинки доктора Амира Хоссейна Веждани, офтальмологическое хирургическое кресло позволяет проводить больше сложных оперативных вмешательств и с гораздо большей точностью. Кресло комфортно как для пациента, позволяя правильно размещать его голову и руки, так и для врача, имеющего специальный столик для размещения необходимых инструментов. Доктор Веждани отметил, что производство оборудования обходится в 20 миллионов риалов (более 16 тысяч долларов), но эта цифра может уменьшиться в случае массового производства таких кресел.
Несмотря на наличие богатых углеводородных ресурсов, Иран большое внимание уделяет выработке электроэнергии от возобновляемых источников энергии. Ветровые электростанции в Иране обладают способностью генерировать 15 гигаватт (ГВт) электроэнергии, сказал директор иранской Организации по возобновляемой энергии Юсеф Армодели, сообщает ISNA. По его словам, потенциал производства энергии ветра может увеличиться до 40 ГВт, а возобновляемые источники энергии имеют возможность обеспечить 20 процентов от общего объема энергомощностей Ирана. Министерство энергетики будет и дальше реализовывать энергетические проекты, которые увеличат выработку электроэнергии еще на пять гигаватт до конца нынешнего иранского года, сказал ранее заместитель министра энергетики Мохаммед Бехзад. К концу пятого пятилетнего плана экономического развития (2015) Иран увеличит свои мощности производства электроэнергии на 25 гигаватт и достигнет выработки 73 гигаватт, добавил он. Стоит также отметить достижения Ирана в научно-техническом развитии. Так, ИРИ вложит около 300 миллионов долларов в строительство отечественного ускорителя частиц, сообщает агентство IRNA. Ускоритель частиц — класс устройств для получения заряженных частиц (элементарных частиц, ионов) высоких энергий. Современные ускорители подчас являются огромными дорогостоящими комплексами, которые могут позволить себе даже не все крупные государства. К примеру, Большой адронный коллайдер в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН) представляет собой кольцо длиной почти 27 километров. В основе работы ускорителя заложено взаимодействие заряженных частиц с электрическим и магнитным полями. Электрическое поле способно напрямую совершать работу над частицей, то есть увеличивать ес энергию. Магнитное же поле только отклоняет частицу, не изменяя ес энергии, и задает орбиту, по которой движутся частицы. Вице-президент Ирана по науке и технологиям Насрин Солтанхан сказала в интервью IRNA, что место для строительства ускорителя уже определено, его планируется разместить в технопарке в городе Казвин. По словам Солтанхан, реализация проекта займет от 6 до 10 лет, и иранские специалисты в настоящее время проводят необходимое обучение как в Иране, так и за рубежом.
Безусловно, в жизни иранцев возникли некоторые сложности в связи с ростом цен на продовольствие из-за сильной засухи в текущем году. Однако Иран переживает беспрецедентный бум импорта роскошных автомобилей. Более 15 750 автомобилей класса люкс общей стоимостью около 341 млн. долларов было импортировано в Иран в течение первых пяти месяцев текущего иранского года, сообщает ISNA. Средняя цена автомобиля составляет 21 648 долларов, говорится в сообщении. Автомобили в основном импортируются из ОАЭ, Южной Кореи и Омана. Несмотря на санкции, богатые иранцы платят за автомобили до 360 тысяч долларов, сообщило AFP в апреле. В прошлом году в страну было ввезено 40 тысяч автомобилей. Несмотря на постоянно растущий спрос, в основном он удовлетворяется за счет отечественного производства около 1,6 млн. автомобилей в год («Тренд»).
Кстати, Иран не только импортирует, но и экспортирует автомобили. В Украине стартовали продажи дешевого иранского автомобиля Saipa Tiba, который был впервые представлен в Украине на международном автосалоне SIA еще в прошлом году. Покорять сердца украинских автолюбителей иранцы собираются с помощью маленького автомобиля В-класса Saipa Tiba, который оснащен 1,5-литровым бензиновым мотором мощностью 80 л.с. По словам импортеров, нашим гражданам понравится не только расход бензина, который составляет 5,7 л на трассе и 7,1 л в городском режиме на сто километров пути, пишет Авто@mail.ru. В базовой комплектации Saipa Tiba уже имеются подушки безопасности водителя и пассажира, гидроусилитель руля, ABS, регулировка руля по высоте, электростеклоподъемники передних дверей, кондиционер, противотуманные фары и другие мелочи. В Украине «Тиба» будет продаваться в двух комплектациях. За базовую комплектацию «Классик» просят 69 990 грн. (на уровне 8750 долларов), за более навороченную «Комфорт» придется заплатить 74 990 грн. Пока приобрести это иранское транспортное средство можно лишь в Киеве и Харькове, но компания-импортер занимается расширением дилерской сети (NEWSru.ua).
Как видим, Иран продолжает развиваться, но напряженность вокруг данной страны только растет. Речь идет о концентрации военно-морских сил 25 государств в Ормузском проливе: линкоров, авианосцев, минных тральщиков и подлодок. Сейчас США и их союзники собираются провести учения, в которых принимают участие флоты США, Великобритании, Франции, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и т.д. И кто даст гарантии, что США или какая-нибудь другая страна не спровоцируют Иран на военное столкновение?
Не стоит забывать и право народа Ирана решать, по каким законам им жить и развиваться. Кстати, американцам и их западным союзникам стоит более детально присмотреться к развитию и успехам иранской экономики. Ведь западная модель развития экономики в последние годы дает сбои, в то время как запрет исламской экономики жить за счет процентов, запрет на финансирование проектов, связанных с азартными играми и спиртными напитками и т.д., позволяют более устойчивое развитие исламских национальных экономик.

image
(Пока оценок нет)