Со дня введения ЕС эмбарго на экспорт иранской нефти прошло несколько месяцев. За это же время усилилась воинственная риторика в адрес Ирана со стороны Израиля.
В то же время со стороны официального Тегерана все чаще звучат призывы к нанесению по Израилю превентивного удара. Заявления сторон становятся все более агрессивными, а количество американских военных кораблей в зоне Персидского залива значительно увеличилось…
Между тем Тегеран, несмотря на оказываемое давление, демонстрирует откровенное нежелание выполнять какие-либо резолюции.
Если бы можно было верить тому, что говорят политики и сообщают СМИ, между Ираном и Израилем уже давно была бы война. Еще весной этого года не кто иной, как министр обороны США Леон Панетта предупреждал, что война начнется в ближайшие месяцы. Трудно сказать, верил он сам в это или нет. Очевидно, в подобной ситуации больше, пожалуй, чем в какой-либо другой, переплелись и перепутались угрозы и шантаж, искренние страхи и блеф.
Примечательно, что эскалация напряженности вокруг Ирана происходит на фоне вступающей в решающую фазу президентской гонки в США. Кандидат в президенты США от Республиканской партии Митт Ромни в ходе предвыборной кампании заявил, что в случае избрания его главой государства он готов начать войну против Ирана и Сирии. Он последовательно критикует действующего хозяина Белого дома за нерешительность действий в иранском и сирийском вопросах. Самое интересное, что премьер-министру Израиля Биньямину Нетаниьху также не нравится политика Барака Обамы, публично выражающего несогласие с Израилем о необходимости силовых мер против Тегерана. Обама по-прежнему убежден, что лучшим средством урегулирования конфликта вокруг ядерной программы Ирана является дипломатия.
Учитывая сложившуюся ситуацию, с формальной точки зрения симпатии израильского премьер-министра находятся на стороне претендента от Республиканской партии. Несмотря на это, Вашингтон продолжает настаивать на том, что у мирового сообщества еще есть время.
Не так давно власти США выразили несогласие с Израилем в связи с необходимостью проведения каких-либо «красных линий», за которые Ирану будет запрещено переступать под угрозой применения военной силы. Об этом официально заявил заместитель пресс-секретаря Белого дома Джош Эрнест. Администрация Барака Обамы подтвердила, что, по ее мнению, еще есть время для того, чтобы урегулировать эту проблему мирным путем.
«Президент США совершенно ясно дал понять, что «красная линия» для Ирана заключается в том, что он не должен обладать ядерным оружием», — заявил Эрнест. «Ранее, — напомнил он, — американские официальные лица говорили, что, если Иран выйдет за сдерживающие рамки и приступит к созданию ядерного оружия, ему потребуется еще год, чтобы достичь этой цели».
Таким образом, Эрнест опроверг заявление премьер-министра Израиля Нетаньяху о том, что уже через полгода Иран вплотную приблизится к созданию ядерного оружия, и следует прямо сейчас установить «красную черту», за которую ему нельзя будет переступать.
Напомним, на днях в интервью американским телекомпаниям Нетаньяху заявил ,что «Иран продвигается очень быстрыми темпами в деле обогащения урана, необходимого для создания ядерной бомбы. Приблизительно через шесть месяцев они проделают 90 процентов необходимых работ».
С его мнением не согласился и министр обороны США Леон Панетта. «Данные разведки свидетельствуют о том, что Иран пока не принял решения о создании ядерного оружия», — сообщил он, отвечая на вопросы журнала Foreign Policy. «И если они примут такое решение, то, по разным оценкам, им потребуется еще год или полтора, чтобы достичь этой цели», — добавил глава Пентагона.
Однако он подчеркнул, что США не допустят, чтобы Иран заполучил ядерное оружие. «Речь идет не о сдерживании Ирана, а о предотвращении разработки им ядерных вооружений», — уточнил Панетта.
«В то же время, — сказал министр, — Ирану надо дать возможность выйти из сложившейся ситуации, чтобы мы могли надеяться на ее урегулирование мирным путем, а не с помощью военной силы».
Говоря о еще одном из участников «шестерки» переговорщиков — Великобритании, следует напомнить, что и премьер-министр Дэвид Кэмерон предостерег своего израильского коллегу от удара по иранским ядерным объектам без согласования с международным сообществом. Великобритания считает, что у мирового сообщества пока еще есть время для принятия дипломатических мер протии иранских властей, в том числе ужесточения экономических и дипломатических санкций.
Между тем министр иностранных дел социалистического правительства Франции Лоран Фабиус настроен куда более решительно. Недавно он высказался за расширение пакета санкций против Ирана. Министр отметил, что высказывания иранских властей о мирном характере национальной ядерной программы не вызывают доверия. Фабиус выразил сожаление в связи с тем, что Россия, Китай и Индия не соблюдают санкций, введенных международным сообществом против Исламской Республики Иран.
В связи с этим весьма интересна позиция ряда арабских стран. Из заявлений официальных Аммана и Каира стало известно, что в случае израильского удара по Ирану Иордания и Египет разорвут мирные договоры и дипломатические связи с Государством Израиль.
Исходя из позиций различных стран, прежде всего входящих в число «шестерки» международных посредников, Израиль осознает, что, помимо военных осложнений, связанных с ответным ударом со стороны Ирана, несогласованные действия с Западом вызовут осложнения во внешнеполитической сфере. Недовольство США Израилем уже проявилось в принятии решения в значительной мере сократить совместные военные учения американской армии с Армией обороны Израиля. Противоракетные комплексы Patriot будут доставлены в Израиль, но без обслуживающего их персонала. Вместо двух ракетоносцев Aegis Пентагон направит на совместные учения всего один, но даже его участие пока под вопросом.
Тем не менее, около тридцати союзных государств готовятся к проведению невиданных по масштабу маневров в Персидском заливе, целью которых являются совместные учения по очистке Залива от мин. И хотя уже последовали заявления, что данные действия не направлены против какой-либо страны, Тегеран воспринял это на свой счет, поскольку неоднократно предупреждал о намерении заминировать Ормузский пролив в случае конфликта.
В свою очередь официальный Тегеран заявляет о том, что военно-морские силы Исламской Республики контролируют все передвижения американских военных кораблей в Персидском заливе. Иран, если верить заявлениям иранских генералов, не позволит флоту США войти в свои территориальные воды.
Понятно, что при всем нежелании американцев воевать, особенно после последних событий на Ближнем Востоке, связанных с нашумевшим антимусульманским фильмом, если Иран не пойдет навстречу предложениям мировой общественности, исключать военный вариант нельзя. Однако становится ясно и другое. Несмотря на накаляющуюся обстановку в регионе, противостоящие стороны вряд ли начнут военные действия в ближайшее время. Да и после выборов президента США ситуация вряд ли кардинально изменится. В широкомасштабной войне в регионе Персидского залива не заинтересован никто. Свидетельством этому могут служить слова Барака Обамы в ходе его выступления на 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 25 сентября этого года. «Мы хотим найти дипломатическое решение. Для этого еще осталось время, но оно не является неограниченным», — сказал он, добавив, что международное сообщество не сможет сдерживать Иран, который будет обладать ядерным оружием.
Официальный Тегеран убежден, что стать ядерной державой ему необходимо для реализации трех задач: утверждения статуса великой державы, для установления региональной гегемонии и для защиты от возможного нападения извне. Скорее всего, именно таковы намерения Тегерана, поскольку трудно себе представить, что иранские политики настолько безумны и фанатичны, что в самом деле собираются бомбить Израиль. Более того, создавая определенную напряженность вокруг своей ядерной программы, они, скорее всего, остановятся в шаге от создания ядерной бомбы.

image
(Пока оценок нет)