Американский конгрессмен Дейн Рорабахер, недавно вернувшийся из поездки в Азербайджан, представил в палату представителей Проект резолюции (H. CON. RES. 137).
В документе сказано, что «азербайджанский народ разделен между Азербайджаном и Ираном и имеет право на самоопределение и создание собственной суверенной страны, если того пожелает» передает вашингтонский корреспондент Turan. «Азербайджанский народ имеет право выбирать свою собственную политическую структуру и страну», — говорится в заявлении конгрессмена, переданном корреспонденту Turan из офиса Рорабахера.
«Это дело не бюрократов в Вашингтоне или диктатуры мулл в Иране, а самих азербайджанцев. Нет причины, чтобы азербайджанское население в Иране не имело права выбора в вопросе суверенитета и независимости. Этот принцип справедлив для всех людей, живущих в Иране», — заявил он.
Д.Рорабахер является представителем Калифорнии и членом Республиканской партии. В августе 2012 года он писал госсекретарю США Хиллари Клинтон, что родина азербайджанцев была разделена между имперской Россией и Персией в 1828 году без согласия азербайджанского народа.
Рорабахер считает, его письмо не означает, что США обязательно должны поддерживать отделение региона от одной страны и ее интеграцию в другую страну, но считает, что референдум должен быть проведен для того, чтобы убедиться, хотят ли проживающие в иранской провинции Азербайджан люди отделиться.
«Мне странно слышать, что Госдепартамент и Тегеран согласны, что народ Ирана должен жить в нынешних границах и под той же юрисдикцией, независимо от того, как думают об этом большинство азербайджанцев. Я призываю правительство Ирана предоставить своему азербайджанскому населению право проведения референдума для определения вопроса о будущем государстве», — сказал конгрессмен.
В переданном корреспонденту Turan проекте резолюции также сказано: «Иранские провинции, населенные преимущественно этническими азербайджанцами, называются Восточный и Западный Азербайджан. Тем самым правительство Тегерана признает, что родина азербайджанцев разделена», — отмечается в документе.
Пока не ясно, какова будет реакция конгрессменов и администрации на эту резолюцию. Сотрудник Американского института предпринимательства Майкл Рубин, ранее работавший советником Пентагона по Ирану и Ираку, прокомментировал данную инициативу так:
«Передача проекта на рассмотрение Комитета по иностранным делам — обычная процедура. Если комитет не рассмотрит ее, она просто там и останется. Инициатива конгрессмена не принесет пользы. По сути, он является спонсором антииранского законопроекта, который не принесет пользы азербайджанцам. Если цель в оказании помощи Азербайджану, то Конгресс должен призвать к немедленному прекращению оккупации Арменией территории Азербайджана», — сказал аналитик.
Другой эксперт, Майкл Ткачик из Университета Остина, сказал корреспонденту Turan, что эта резолюция не имеет обязательной силы. Это просто заявление, но если она пройдет в обеих палатах, то станет мнением всего Конгресса. «Учитывая напряженность в отношениях с Ираном, я полагаю, что она предназначена только для усиления давления на Иран», — сказал Ткачик.
Безусловно, появление проекта подобной резолюции является одним из элементов давления на Иран. Но не только…
Существуют и объективные предпосылки, заставляющие Вашингтон рассматривать вариант полного или же частичного развала Ирана для стабилизации ситуации в регионе. Во-первых, Иран является классической империей, притом одной из немногих, по сути, сохранившейся, можно сказать, что в первозданном виде. То есть существуют все внутренние объективные предпосылки для территориально-этнических конфликтов и вполне серьезного возникновения проблемы «самоопределения народов». Несмотря на то, что США устами посла в Баку Ричарда Морнингстара заявляет об уважении территориальной целостности Ирана, в Вашингтоне прекрасно информированы об этой реальности.
Во-вторых, в Вашингтоне, скорее всего, также осознают, что рано или поздно вопрос «самоопределения народов» в Иране все равно возникнет в международной повестке дня. Но тогда возникает вопрос: почему не использовать этот вопрос сегодня для реализации собственных геополитических интересов в регионе?
В-третьих, Иран, а точнее — персидский элемент в его нынешнем осознании своей великоимперской роли, притом не только в региональном масштабе, является постоянным катализатором дестабилизации. Иран, будучи классической империей, всегда конкурировал и сегодня по «инерции» пытается конкурировать с подобного рода образованиями за сферы влияния — как традиционными, так и новыми. Речь идет о России, о тюркском и арабском этнических элементах, о Европе и, наконец, о Западе в целом и США, в частности. А собственных ресурсов у персидского этнического элемента для подобной полноценной конкуренции не хватает.
И, как следствие, Ирану постоянно приходится применять принцип «разделяй и властвуй», притом на разных уровнях, в том числе идеологическом, масштабном и качественном. Проще говоря, постоянное провоцирование и поддержание конфликтов являются механизмом сохранения Ирана в качестве империи и его влияния в мире.
Начнем с того, что Иран пытается выставить себя лидером борьбы против сионизма и поборником справедливых требований арабов в противостоянии с Израилем. А на самом деле этот конфликт с одной стороны, обеспечивает официальному Тегерану свободу маневра на Ближнем Востоке, а с другой, — ослабляет и раздробляет одного из основных конкурентов персидского элемента в регионе — арабского. Далее, для сохранения единства самой империи активно используется шиизм в качестве идеологической основы выживания империи внутри мусульманского мира. Но и это не все…
В глобальном масштабе ислам используется Ираном в идеологическим противостоянои с христианским миром. В этом глобальном противостоянии Иран пытается в качестве лидера возглавить весь мусульманский мир. Точно так же Иран пытается возглавить борьбу всех «обездоленных мира против всемирного империализма» во главе с США. Проще говоря, классическая империя использует идеологию антиимпериализма в конкуренции с другими имперскими образованиями за сферы влияния, притом придавая этому противостоянию крайне конфронтационный характер.
И, наконец, заявляя о братстве с Турцией и Азербайджаном, особенно с последним, имея в виду шиизм, Иран находится в ситуативном союзе с Россией и Арменией, чтобы нейтрализовать усиление влияния тюркского элемента в регионе. Необходимо лишить Иран имперских амбиций, чтобы персидский этнический элемент существовал в соответствии с собственными ресурсами и конструктивным фактором в масштабах региона. А это возможно только путем раздробления Ирана.
В-третьих, Иран — серьезная помеха для США в глобальном противостоянии с Россией. Как мы уже отмечали, Иран находится в ситуативном союзе с Россией против Турции и Азербайджана, которые наряду с Грузией являются ретрансляторами американских интересов в регионе. Используя свое географическое расположение в нынешних государственных границах, Иран является постоянной угрозой и вызовом как безопасности Турции, так и Азербайджана. И Турция, и Азербайджан в своей внешней политике в той или иной мере просто обязаны учитывать эти угрозы и вызовы. Особенно Азербайджан, зажатый в тиски между Россией и Ираном. Союзнические отношения с Ираном позволяют России выиграть время, и тем самым усилиться на южных границах постсоветского пространства, где США имеют особые геополитические и экономические интересы. Именно этим фактором, скорее всего и можно в целом объяснить двойственную позицию Москвы по иранской ядерной программе.
Простой пример. Протокол о размещении объектов военной инфраструктуры на территории государств-членов ОДКБ ограничивает суверенитет Армении и противоречит конституции страны. Как передает корреспондент ИА Regnum, об этом заявил экс-глава МИД Армении, депутат от партии «Наследие» Александр Арзуманян на обсуждениях парламента по вопросу ратификации протокола о размещении объектов военной инфраструктуры на территории государств-членов ОДКБ, подписанного 20 декабря 2011 года в Москве.
Как он отметил, необходимость в протоколе возникла из-за того, что Россия имеет некоторые проблемы со странами Средней Азии. «Если четыре государства ратифицируют протокол, он автоматически войдет в силу, то есть нам и не надо делать этого. Мы должны немного подождать, обдумать ситуацию и присоединиться к протоколу, когда все пункты будут уточнены. Я предлагаю пока не давать согласия, направить документ на доработку и регулировать вопросы посредством двусторонних контактов», — заключил экс-глава МИД Армении.
Обращает на себя внимание, что против ратификации этого протокола выступают проамериканские силы в армянском парламенте, которых вообще нельзя заподозрить в особых симпатиях ни к Азербайджану, ни к Турции. Речь идет о том, что эти силы не желают того, чтобы Армения оказалась в клещах, от которых в последующем невозможно будет избавиться, и которые окончательно лишат страну перспективы интеграции в евроатлантическое пространство.
По сути, Россия пытается взять под полный контроль и добиться формирования внешней политики партнеров по постсоветскому пространству исключительно в Москве. Скорее всего, именно поэтому Узбекистан повторно решился покинуть ОДКБ и пытается добиться ускоренного сближения как с Турцией, так и Западом в целом, несмотря на то, что Ташкент сильно был обижен на западных партнеров, в том числе и на официальную Анкару, после известных Андижанских событий 2005 года. При этом Россия посредством экспертного сообщества, например, таких, как Александр Дугин, пытается убедить Турцию в том, что и ей, а значит и Азербайджану, найдется место в путинском Евразийском союзе. И некоторые попадаются на эту удочку.
Достаточно беглого взгляда на биографию Дугина, чтобы понять, что же можно ожидать от сына генерала ГРУ, бывшего члена кружка «Черный орден SS», бывшего идеолога и одного из лидеров национал-большевиков, опять же бывшего председателя общероссийского движения «Евразия». Ну а ныне он является хоть и неофициальным, но идеологом «единороссов».
Ну и последний штришок к портрету. Во время пятидневной войны в августе 2008 года Дугин выступил с поддержкой российского руководства и вооруженных сил, призвав занять Тбилиси и установить в Грузии пророссийский режим. Даже находился в Южной Осетии и, готов был участвовать в реализации данной идеи. Вот вам и «друг»…
И, скорее всего, не без мудрого совета Дугина Москва в союзе с Тегераном делает все возможное, чтобы предотвратить усиление военно-политического влияния Турции на Южном Кавказе и, Средней Азии, то есть на предполагаемом евразийском пространстве. А раздробление Ирана, создание второго независимого азербайджанского государства, проще говоря, цельного тюркского пояса между Россией и чисто персидским Ираном сделают этот ситуативный антиамериканский союз между Москвой и Тегераном неэффективным и бессмысленным.
Одним словом, существуют реальные предпосылки для реализации данного проекта. Но надо осознать, что ничего не происходит само собой. Необходимо приложить усилия, притом, можно сказать, что титанические. Для начала надо избавиться от антизападной риторики — по поводу и без, особенно когда нас критикуют по делу, то есть за нарушение прав человека. Ну нельзя и просить помощи, и одновременно объявлять потенциального партнера по такому глобальному проекту «врагом». Наоборот, надо доказать свою надежность как в качестве партнера, так и союзника, притом разделяющего одинаковые ценности.
Далее, необходимо решить все проблемы с потенциальными союзниками по тюркскому миру, и прежде всего с Туркменистаном. Добиться компромисса по морским месторождениям не только можно, но и нужно, и согласовать условия строительства Транскаспийского газопровода. Все остальное — мелочь. Ведь речь идет не просто об экономике и прибыли, хотя и это важно. Однако более важно, что создается система взаимозависимости, взаимодополняемости независимых государств тюркского мира, что является основой будущего союза. Но и это не все…
Необходимо срочно создать мощное общественное движение, притом не только в Азербайджане и Турции, но и в масштабах всего западного мира, активно, а главное — профессионально лоббирующего по различным направлениям необходимость реализации данной идеи. Это требует огромных средств. Наша правящая элита, как правило, не скупится на такие проекты, однако выделяет средства лишь выходцам из своих рядов. Но это не тот случай. Игра стоит свеч.
В конце концов, если удастся реализовать эту идею, общество обязательно сплотится вокруг нее и забудется все: и авторитаризм, и нарушение прав человека, и тотальная коррупция, и даже неспособность в течение 20 лет восстановить территориальную целостность Азербайджана. А вот эта страница войдет в историю, притом мировую…

image
(Пока оценок нет)