Самой большой проблемой Азербайджана является проблема Нагорного Карабаха, потому что конфликт не заморожен, а мир довольно хрупок. Об этом заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече с гостями, прибывшими в Баку для участия в международной конференции «Возведение мостов».
«Это действительно очень опасная ситуация. Условие «ни мир, ни война» не может продолжаться вечно. Однако армяне хотят закрепить этот статус-кво, не хотят ничего менять и освобождать оккупированные территории. Они не хотят слышать мессаджи лидеров стран-сопредседателей — Франции, России и США — в их адрес. Эти лидеры открыто заявили им, что статус-кво неприемлем и должен быть изменен. Для того чтобы изменить статус-кво, они должны покинуть эти территории», — заявил И.Алиев.
Как отметил азербайджанский лидер, на протяжении 18 лет в регионе правит режим прекращения огня, который служит всего лишь сохранению хрупкого мира. «Однако самая важная сторона вопроса состоит в том, что мы не можем добиться выполнения резолюций Совбеза ООН, требующих незамедлительного и безусловного вывода оккупационных армянских формирований с наших земель», — подчеркнул президент Азербайджана.
Между тем министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров в рамках участия в работе 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 27 сентября встретился с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Как сообщили АПА в пресс-службе МИД, в ходе встречи было обсуждено отсутствие прогресса в процессе переговоров, которое возникло непосредственно по вине официального Еревана. Э.Мамедъяров заявил, что армянская сторона прибегает ко всем уловкам и отговоркам для того, чтобы сохранить статус-кво. Сопредседатели, еще раз подтвердив заявление президентов своих стран, подчеркнули, что нынешний статус-кво неприемлем. Э.Мамедъяров еще раз заявил сопредседателям, что, пока вооруженные силы Армении остаются на оккупированных территориях Азербайджана, мир, безопасность и стабильность в регионе находятся под угрозой.
Однако, как стало известно, несмотря на жесткую критику сложившейся ситуации вокруг урегулирования карабахского конфликта, а если быть еще более точным, посреднической деятельности сопредседателей, официальный Баку готов к продолжению мирных переговоров в формате Минской группы ОБСЕ.
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ обеспокоены отсутствием прогресса в нагорно-карабахском урегулировании в последние месяцы. Как сообщает пресс-служба ОБСЕ, сопредседатели выразили свою обеспокоенность во время встреч в среду с министром иностранных дел Армении и в четверг — с министром иностранных дел Азербайджана.
Обсуждения состоялись в рамках проходящей в Нью-Йорке 67-й сессии Генассамблеи ООН. На встречах с министрами сопредседатели обсудили последние события в регионе и призвали стороны вернуться к сути переговоров по урегулированию конфликта. Министры Азербайджана и Армении — Эльмар Мамедъяров и Эдвард Налбандян — в свою очередь вновь заявили о поддержке мирного решения конфликта и готовности продолжать переговоры.
Одним словом, получается, что, по мнению официального Баку, продолжение переговоров на базе так называемых Мадридских принципов бесперспективно, но иного выхода, по крайней мере, пока, у Азербайджана нет, так как очень просят. Притом просят ведущие державы. А им отказывать неприлично.
«Для выхода из сложившейся тупиковой ситуации в урегулировании нагорно-карабахского конфликта чрезвычайно важна воля вовлеченных в конфликт сторон», — заявил 28 сентября посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар, выступая на ежегодной встрече членов Американской торговой палаты AMCAM.
«Нельзя сдаваться, так как мир — это единственное решение», — заявил посол. Морнингстар пообещал вести тесную работу с сопредседателями Минской группы ОБСЕ и с азербайджанским правительством для достижения прогресса в переговорах. Все это напоминает известный советский анекдот, характеризующий брежневские времена застоя. Брежнев предлагает сидящим рядом с ним в вагоне «неисправленного поезда мировой революциии» лидерам Коммунистической партии Советского Союза всем миром качнуться, чтобы создать впечатление, что состав двигается вперед. Вот и сейчас мы даем согласие на продолжение переговоров в рамках института сопредседательства МГ ОБСЕ исключительно для того, чтобы создать впечатление — мирный процесс движется вперед.
Притом, даже для того чтобы реанимировать видимость полномасштабного ведения мирных переговоров, придется «потрудиться». И это в конечном итоге будет представлено сопредседателями как огромный прорыв. Вот в этом почти все политические силы Армении солидарны.
«Дело Сафарова» нанесло большой удар по переговорному процессу по Карабаху и увеличило вероятность дестабилизации ситуации, за что ответственны и власти Венгрии, которые должны предпринять соответствующие шаги для изменения ситуации. Об этом, как передает корреспондент ИА Regnum, заявил на пресс-конференции 27 сентября глава офиса «Ай-Дата» партии АРФ «Дашнакцутюн» Киро Маноян.
Как утверждает он, «дело Сафарова отрицательно воздействовало на весь переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта, в связи чем встречи президентов Армении и Азербайджана придется ждать еще долго. «Действительно, о чем говорить с президентом, который идет на такие шаги?» — задался вопросом Маноян.
По его словам, не исключено и то, что Баку просчитал также в определенной степени, что данный шаг может создать условия для смены не только формата, но и структуры, в которой идут переговоры. Но говорить, что это может так быстро произойти, как считает он, неправильно, так как это может просто «выбить из колеи» весь переговорный процесс и начать что-то новое. А ОБСЕ, по его словам, показала, что, занимаясь этим вопросом уже на протяжении 20 лет, поняла, что разрешение вопроса может быть лишь в одном случае, если Карабах не станет частью Азербайджана. Пытаться сменить структуру переговоров, как считает Маноян, означает отнять еще 20 лет.
В ходе беседы с журналистами Маноян также прокомментировал тот факт, что МИД Венгрии направил дипломатическую ноту в МИД Армении, в котором выразил заинтересованность в восстановлении дипотношений между странами без предусловий, отметив, что Будапешт обеспокоен тем давлением, которым подвергается со стороны как Армении, так и зарубежных обществ, в том числе венгерского, и тем мнением, которое сложилось у них о властях Венгрии. Как считает Маноян, Будапешт пытается найти способ закрыть данный вопрос, однако «ясно», что это не вопрос, который может быть так быстро закрыт. По его мнению, Армения должна предпринять равнозначные шаги и потребовать признания права «народа Карабаха на самоопределение». Однако в то же время он считает, что Венгрия действительно покаялась в содеянном.
Полный бред, особенно в той части, где Киро Маноян предлагает потребовать от Венгрии признания «права народа Карабаха на самоопределение». Но армянская сторона еще долго будет спекулировать на этом вопросе. При этом официальный Ереван, пользуясь негативным информационным фоном вокруг Азербайджана, пытается провицировать Баку на неадекватные действия.
«Первый полет Степанакерт-Ереван будет испытательным, который, по всей вероятности, состоится на следующей неделе». Об этом сообщил «начальник управления гражданской авиации при правительстве «НКР» Дмитрий Адбашян. Он подчеркнул, что о точной дате полета не заявляют из-за наличия технических причин и перемены погодных условий. В ходе технического рейса исследуются аэронавигация, работа систем связи, готовность всех сотрудников, а также состояние взлетной полосы. Только после испытательного полета начинается осуществление регулярных рейсов. «Управление гражданской авиации Нагорного Карабаха» накануне аэропорту Степанакерта выдало лицензию, согласно которой, аэропорт имеет право принимать и отправлять самолеты.
На вопрос, необходимо ли разрешение Международной организации по гражданской авиации — ICAO для осуществления полетов, Д.Адбашян ответил, что «разрешение на осуществление полетов выдается не ICAO, а уполномоченным органом, которым является «управление гражданской авиации «НКР». Д.Адбашян опроверг слухи о том, что «рейс Степанакерт-Ереван осуществит компания «Эйр Арцах»: «Это устаревшая информация, подобной организации не существует. Еще рано говорить о том, какая компания будет осуществлять рейсы. Я потом скажу. Эта организация уже существует, но еще очень рано о ней говорить. Также я не могу сказать, это местная или армянская организация. Еще очень рано, еще есть вопросы, и пока они не будут решены, я ничего не смогу сказать. Это вопросы технические, а не политические. Я не занимаюсь политикой».
Он также посчитал, что пока рано говорить о приобретенных самолетах и их марках. В связи с предупреждениями азербайджанской стороны Д.Адбашян отметил, что ее мнение не учитывается: «Мы делаем свое дело, например, я занимаюсь только техническими вопросами, мне нет дела до их мнения». Д.Адбашян не согласился с мнением, что положение аэропорта такое, что, осуществляя этот рейс, самолет заходит в воздушное пространство Азербайджана; «Смотря, что мы посчитаем воздушным пространством Азербайджана. Они считают, что весь Арцах — это их территория. У нас немного другое мнение. Наше мнение закреплено в «Конституции «Нагорно-Карабахской Республики» — все освобожденные территории являются территориями Карабаха. На их территории мы не заходим». В то же время Д. Адбашян заверил, что «первый рейс Степанакерт-Ереван откладывается исключительно по техническим причинам».
Ложь и еще раз ложь, как и многое другое. Но, безусловно, она преследует цель — добиться превращения данного вопроса в предмет торга именно сейчас.
А ведь буквально накануне заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов, как уже сообщала наша газета, обвинил сопредседателей в создании видимости ведения переговоров. «Я часто встречаю в прессе слово «переговоры» в связи с нагорно-карабахским конфликтом. Но речь о переговорах не идет уже давно», — заявил он.
А.Азимов отметил, что время от времени сопредседатели Минской группы ОБСЕ проводят встречи на соответствующих уровнях. При этом, по его словам, нет процесса обсуждения конкретных вопросов в конкретные сроки по повестке дня одной командой. «Периодические визиты сопредседателей в регион не могут быть действенными. Они каждый раз во время визита узнают мнения сторон конфликта, а потом говорят, что продолжат обсуждения с международными организациями.
Посещая Азербайджан, они изучают здесь позицию, потом отправляются в Армению, затем же проводят встречи в рамках международных организаций — в ООН, ОБСЕ и говорят, что обсуждения продолжаются. Но реальность в том, что и Армения, и сопредседатели занимаются спекуляциями по вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта», — сказал А.Азимов.
Он изложил и позицию Азербайджана по урегулированию конфликта: «После этого для выхода из состояния застоя не было предложено ничего. Подход Азербайджана таков: мы ведем обсуждения с 2004 года, и в рамках этих обсуждений были достигнуты некие общие понятия. Есть ясные вопросы, определенные принципы.
Этого достаточно, чтобы на основе данных понятий подготовить конкретную «дорожную карту» для решения практических вопросов, и чтобы она стала основой для определенных шагов. Но если мы, согласовав основные принципы, вновь начнем проводить обсуждения по применению этих принципов на практике, мне кажется, тогда этот процесс займет еще лет 20. У Азербайджана на это нет ни времени, ни терпения».
А.Азимов сказал, что для того, чтобы дать толчок обсуждениям, нужно поменять подход к проблеме: «Работа над принципами не даст результатов, потому что, используя фактор оккупации, Армения, намеревающаяся выиграть время, заинтересована в том, чтобы обсуждения этих принципов длились бесконечно. Нужно перевести эти принципы на практический язык. Не будем обманывать себя, документ, называемый «Основные принципы», не вернет земли. С другой стороны, это уменьшит важность вопроса с политической точки зрения и создаст впечатление, что конфликт якобы разрешен».
То есть заместитель министра иностранных дел однозначно заявил, что официальный Баку не устраивает пакетный подход сопредседателей к урегулированию конфликта, который лишает переговоры всякой позитивной перспективы.
По сути официальный Баку после двадцати лет бесплодных переговоров устами А.Азимова предлагает вернуться к тому, с чего начинался весь этот мирный процесс: устранению всех последствий конфликта с выходом в последующем этапе, который еще не понятно, когда наступит, на решение вопроса об окончательном определении статуса самого Нагорного Карабаха. По той простой причине, что решить все одним махом не удается.
Но неужели кто-то надеялся, что удастся? Наша газета уже писала, что и этот вариант является спорным и вряд ли будет однозначно воспринят азербайджанским обществом. Суть варианта в следующем: существует общее понимание того, что оккупированные территории вокруг Нагорного Карабаха в том или ином варианте придется освободить. Существует также понимание того, что Нагорный Карабах должен получить гарантии безопасности на международном уровне, в том числе посредством размещения миротворческих сил. Стороны согласны также с тем, что Нагорный Карабах должен получить какой-то промежуточный статус до определения окончательного, притом признанного не только Азербайджаном и Арменией, но и международным сообществом, для реализации мирного плана. Также стороны в принципе согласны с правом возвращения всех беженцев и вынужденных переселенцев на места прежнего проживания. И, наконец, в случае выполнения вышеперечисленных условий никто не против открытия границ и всех коммуникаций, налаживания сотрудничества и нормализации политико-дипломатических отношений. А вот дальше идет торможение. Армения настаивает на достижении в пакете договоренностей, предопределяющих окончательный статус Нагорного Карабаха, а Азербайджан категорически против.
По сути официальный Баку устами замминистра иностранных дел предлагает вывести вопрос определения окончательного статуса Нагорного Карабаха за рамки нынешнего этапа мирного процесса и сконцентрироваться на решении проблем, по которым конфликтующие стороны, в принципе, договорились. Итак, что это означает? Это означает, что каждая из сторон остается при своей позиции по вопросу определения окончательного статуса Нагорного Карабаха. И это обществу надо знать. Особенно потому, что после решения всех перечисленных вопросов Баку потеряет всякую возможность силовыми методами воздействовать на процесс на этапе переговоров по определению окончательного статуса Нагорного Карабаха. Хотя армянская сторона также не сможет использовать аргумент «территории в обмен на статус».
Тут существуют, скорее всего, два варианта развития событий. Начну с позитивного. Стороны активно начинают сотрудничать во всех сферах. Азербайджан вкладывает огромные инвестиции как в Нагорный Карабах, так и в Армению. Армения посредством Азербайджана вовлекается в процесс региональной экономической интеграции. Проще говоря, стороны начинают зарабатывать и дружить. И постепенно вопрос определения окончательного статуса Нагорного Карабаха теряет свою актуальность и остроту. В этом случае, может быть, через 15-20 лет, стороны вполне могут без всякого общественного давления договориться о взаимоприемлемом варианте определения окончательного статуса Нагорного Карабаха.
Негативный вариант развития событий: стороны могут постоянно действовать, руководствуясь установкой о том, что совместное сосуществование двух народов невозможно. Этот вариант развития событий также вполне реален. Тем более что в реализации именно этого сценария будут заинтересованы некоторые внешние силы, прежде всего Россия, рассматривающая сохранение потенциала этого конфликта в качества рычага давления как на Азербайджан, так и на Армению. Проще говоря, зачем вкладывать инвестиции, если они все равно уйдут, будут думать азербайджанцы. А армяне будут делать все возможное, чтобы доказать невозможность совместного проживания. И так стороны будут подыгрывать друг другу.
Одним словом, вариант совсем не идеальный. Но это, по крайней мере, пока единственный вариант, который может позволить пойти по мирному урегулированию конфликта. Альтернатива — война…

image
(Пока оценок нет)