Европейский Союз начал настоящую травлю российского «Газпрома» из-за высоких цен на природный газ. В ближайшее время в качестве альтернативы на европейском рынке появится азербайджанский газ. Но в Евросоюзе и самом «Газпроме» прекрасно понимают, что Азербайджан со своими объемами и ценами на природный газ вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию на европейском рынке. Однако для российского «Газпрома» будет куда хуже, если на европейский рынок вырвется туркменский газ. Россия уже на протяжении длительного времени никак не может закрепиться на китайском газовом рынке, так как Китай, профинансировав строительство газопровода до Туркменистана, сейчас приобретает туркменский газ практически в два раза ниже цен, установившихся сейчас на европейском рынке.
Возможно, Евросоюз, построив газопровод до Туркменистана, смог бы рассчитывать на аналогичные цены туркменского газа. Тем более что официальный Ашгабат только был бы рад «пристроить» свои газовые запасы на европейском рынке.
Для Туркменистана исключительно важен европейский вектор энергетической политики. Это было подчеркнуто на недавнем расширенном правительственном совещании в Ашгабате, сообщает в пятницу официальный туркменский источник. В ходе заседания отмечалось, что «обоюдный интерес к расширению взаимодействия в энергетической сфере обусловлен как постоянно растущими потребностями стран-членов ЕС в энергоносителях, так и реализуемой Туркменистаном стратегией диверсификации маршрутов вывода своих энергоносителей на мировые рынки». Президент страны Гурбангулы Бердымухамедов отметил, что «Туркменистан готов рассмотреть возможности дальнейшего взаимодействия с зарубежными, в том числе с европейскими партнерами на долгосрочной, равноправной и взаимовыгодной основе». Официальный Ашхабад, по его словам, «не политизируя энергетические проекты», готов реализовать природный газ на своих границах всем заинтересованным странам. Позиция Туркменистана и ЕС по выработке механизма, обеспечивающего поставки туркменских энергоносителей в Европу, была закреплена во время визита председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу в Ашгабат в январе 2011 года. С этой целью была создана рабочая группа высокого уровня, в состав которой вошли официальные лица правительств всех заинтересованных сторон. Уже состоялась серия переговоров, в том числе в европейских столицах и Азербайджане. Кроме того, в Ашгабате 3 сентября прошла встреча на министерском уровне с участием также представителя Турции, посвященная вопросам сотрудничества на международном энергетическом пространстве. Накануне источник в Европейской комиссии сообщил Trend, что переговоры по Транскаспийскому газопроводу продолжатся в конструктивной атмосфере, добавив, что визит комиссара ЕС по энергетике Гюнтера Оттингера в Азербайджан и Туркменистан в начале сентября состоялся в контексте этих обсуждений. «Комиссия в контексте «Южного газового коридора» всегда подтверждала желание видеть масштабируемые трубопроводы, потому что газ, как ожидается, будет получаться не только из Азербайджана, но также из Туркменистана через Транскаспийский трубопровод, реализация которого в настоящее время обсуждается», — добавил источник. Транскаспийский газопровод протяженностью около 300 километров планируется проложить от туркменского берега Каспия до азербайджанского, где он будет подключен к «Южному газовому коридору». Переговоры Туркменистана с Евросоюзом и другими странами о строительстве Транскаспийского газопровода ведутся с конца 90-х годов прошлого века. Переговорный процесс активизировался после того, как Евросоюз в сентябре 2011 года предоставил мандат на начало переговоров по подготовке соглашения между ЕС, Азербайджаном и Туркменистаном по Транскаспийскому проекту.
Перспективы строительства Транскаспийского трубопровода высоки, считает руководитель Центра энергетической политики Института Европы Российской академии наук Алексей Хайтун. «Если исходить чисто из геополитических соображений, то рано или поздно этот трубопровод будет проложен», — сказал «Тренд» по телефону Хайтун. По его мнению, концепция этого проекта на сегодняшний день довольно актуальна, учитывая наличие больших запасов газа в Туркменистане и Азербайджане.
Хайтун также не исключает вероятности транспортировки туркменского газа по планируемому Трансанатолийскому газопроводу (TANAP). По его словам, на фоне проблем российского «Газпрома», в частности, возбуждение против него антимонопольного дела в Европе, Туркменистан мог бы получить независимый выход на европейский рынок через этот трубопровод. Тем не менее, как считает Хайтун, неопределенный статус Каспийского моря остается препятствием на пути реализации проекта Транскаспийского трубопровода. Однако, по мнению эксперта, этот вопрос рано или поздно будет решен.
При этом российский проект «Южный поток» сегодня не представляет конкуренции проекту Nabucco West. «Южный поток» — очень дорогой проект», — сказал Хайтун. Более того, по его мнению, в техническом плане будет очень сложно проложить трубу по дну Черного моря. По словам Хайтуна, нынешнее положение «Газпрома» также не позволит ему разыгрывать монопольную карту. В рамках «Южного потока» реализуется проект по диверсификации маршрутов поставок природного газа европейским потребителям. Он предполагает строительство газопровода через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы. Морской участок «Южного потока» пройдет по дну Черного моря от компрессорной станции «Русская» на российском побережье до побережья Болгарии. Общая протяженность черноморского участка составит около 900 километров, максимальная глубина — более двух километров.
Партнером «Газпрома» по реализации морской части проекта выступает итальянский концерн Eni S.p.A. В скором времени к компаниям должна присоединиться французская EDF. Некоторые эксперты считают «Южный поток» конкурентом «Южного газового коридора», в частности, проекта «Набукко». Хайтун, однако, считает, что эти два проекта, при наличии достаточных объемов газа, могут быть реализованы параллельно. Проект Nabucco West предусматривает строительство 1300 км трубопровода (Болгария — 412 км, Румыния — 469 км, Венгрия — 384 км, Австрия — 47 км) от турецко-болгарской границы до австрийского Баумгартена. Акционерами проекта являются австрийская OMV, венгерская FGSZ, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas и немецкая RWE («Тренд»).
Впрочем, наиболее экономичным и выгодным путем поставок туркменского газа в Европу стала бы территория Ирана. Примечательно, что данные переговоры идут пока в формате Туркменистан-Иран-Турция.
Вопрос о транзите туркменского газа через Иран в Турцию пока не согласован, сказал заместитель директора Национальной газовой компании Ирана (NIGC) Мустафа Кашкооли, сообщает Moj. По словам Кашкооли, трехсторонние переговоры по этому вопросу продолжаются. Между тем управляющий директор NIGC Джавад Овджи сообщил ранее в интервью агентству Mehr, что Иран и Турция недавно пришли к согласию о транзите иранского газа в Европу. В соответствии с соглашением Иран будет экспортировать газ в Европу через Турцию и поставлять в эту страну такое же количество туркменского газа. Однако чиновники из Туркменистана, Турции и ЕС не подтвердили, что такое соглашение уже заключено.
Но, по большому счету, Иран не слишком заинтересован видеть туркменский газ не только в Европе, но и в Турции. Не стоит забывать, что в Иране сконцентрированы одни из крупных запасов природного газа в мире. Министр нефти Ирана Ростам Гасеми сказал первого сентября, что его переговоры с турецким министром развития Джевдетом Йылмазом, прошедшие в кулуарах саммита Движения неприсоединения в Тегеране, были положительными, и их результатом стали договоренности об увеличении экспорта газа из Ирана в Турцию, а также транзит иранского газа в Европу через Турцию.
Кстати, Иран достигнет уровня Катара по добыче природного газа с месторождения «Южный Парс» в марте 2014 года, сообщил агентству Mehr министр нефти Ирана Ростам Гасеми. По его словам, при условии, что бюджет разработки месторождения составит 650 трлн. риалов (53 млрд. долларов), Иран будет добывать природный газ в том же объеме, в каком добывает его на этом месторождении Катар. Ранее Гасеми сказал, что добыча нефти в стране к 2016 году, по прогнозам, увеличится на 1,5 млн. баррелей в сутки. Планы по разработке совместного с Катаром нефтегазового месторождения «Южный Парс» будут завершены к концу первого полугодия текущего иранского календарного года (21 сентября), добавил он. Три фазы разработки газового месторождения «Южный Парс» будут реализованы до конца текущего иранского календарного года (завершается 20 марта 2013 года), сказал ранее управляющий директор нефтегазовой компании Pars Oil and Gas Company Муса Соури, сообщило Mehr. В целом три фазы, по прогнозам, будут производить 25 млн. кубометров газа в сутки, добавил он. Соури сказал ранее, что на месторождении «Южный Парс» за последний иранский календарный год было добыто около 86 млрд. кубометров природного газа. Министр нефти Ростам Гасеми отдал распоряжение всем подрядчикам газовых проектов «Южный Парс» работать круглосуточно в три смены, чтобы как можно быстрее завершить разработку всех этапов, в особенности фаз 12, 15, 16, 17 и 18. Иран придает приоритетное значение повышению потенциала добычи газа со своих совместных с Катаром и Саудовской Аравией нефтяных месторождений, сказал Гасеми. Месторождение «Южный Парс» разделено между Ираном и Катаром. Иранский участок содержит около 14 трлн. кубометров газа, или около восьми процентов от общемировых запасов, и более 18 млрд. баррелей газового конденсата («Тренд»).
Ну вот мы дошли и до Азербайджана, и с трудом верится, что азербайджанская сторона, так же как и Иран или Россия, будет рада увидеть туркменский газ в Турции или Европе. Стоит напомнить, с каким трудом и как долго шли переговоры по договоренностям между Баку и Анкарой по поставкам азербайджанского газа в Турцию и транзиту его в Европу, что вызвало даже перенос сроков начала разработки второй стадии крупного газоконденсатного месторождения «Шахдениз» в Азербайджане.
Сейчас Азербайджан вкладывает крупные средства для поиска «голубого топлива» на новых перспективных структурах. В течение пяти лет SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана) планирует инвестиции в строительство четырех плавучих буровых установок, сообщил журналистам глава компании Ровнаг Абдуллаев. По его словам, объем инвестиций, который может потребоваться на строительство буровых, составит около четырех миллиардов долларов. Начало строительства первой установки придется на конец текущего — начало следующего года. Однако проводятся работы, чтобы ускорить эти сроки. Параллельно планируется начать работы по строительству второй буровой. Строительство будут вести компании Bos Shelf, Caspian Shipyard Company под операторством Keppel. Необходимость в новых буровых объясняется планами по бурению скважин на перспективных структурах, таких, как «Бабек», запасы газа которой, по мнению геологов SOCAR, могут составить около 400 млрд. кубометров. Буровые установки также необходимы в рамках продолжения работ на месторождении «Абшерон» и реализации второй фазы месторождения «Шахдениз» («Тренд»).
Также SOCAR приступила к транспортировке первого газа с месторождения «Умид» («Интерфакс-Азербайджан»).
«Сегодня первый газ с месторождения «Умид» уже поступил на берег в газотранспортную систему Азербайджана. Добыча ведется с одной скважины», — сказал Р.Абдуллаев.
Он добавил, что дебит данной скважины составляет 1 млн. 200 тонн конденсата. Он отметил, что объемы добычи будут увеличиваться по мере бурения новых скважин. «Всего будет пробурено пять скважин на месторождении. Уже началось бурение новой, третьей скважины», — сказал Р.Абдуллаев. По его словам, ввод в эксплуатацию третьей скважины планируется осуществить в первом квартале 2013 года.
«Таким образом, мы приступаем к реализации программы большой разработки месторождения «Умид». Кроме того, планируем осуществить разведочное бурение на структуре «Бабек», запасы которой в два раза превышают запасы месторождения «Умид», — сказал Р.Абдуллаев.
Перспективный блок «Умид-Бабек» расположен в глубоководной части азербайджанского сектора Каспия, в 75 км от Баку. Запасы месторождения «Умид», разрабатываемого SOCAR, оцениваются минимум в 200 млрд. кубометров газа и 30 млн. тонн конденсата. Запасы структуры «Бабек» оцениваются в 400 млрд. кубометров газа и 80 млн. тонн конденсата.
В складывающейся ситуации Туркменистану лучше сконцентрировать свое внимание и рискнуть, начав строительство газопровода ТАПИ. В отличие от рассматриваемых вариантов, пока крупных залежей природного газа в Афганистане, Пакистане и Индии обнаружено не было.

image
(Пока оценок нет)