Санкции США и его европейских союзников уже вызвали заметные проблемы в иранской экономике, в частности, в сфере продовольствия. Однако иранская экономика с момента Исламской революции 1979 года развивается в условиях различных санкций. Конечно, нынешние санкции против официального Тегерана намного жестче, но в Иране уже научились жить в условиях самообеспечения, в то время как развитые страны малейшее ухудшение экономического положения воспринимают как национальную трагедию.

В настоящее время складывается впечатление, что введенные санкции против Ирана сильнее всего бьют непосредственно по больной европейской экономике. Сейчас Иран в активном поиске стран импортеров нефти, дабы восстановить объемы экспорта, которые заметно снизились из-за санкций. Но официальный Тегеран готовился к данному развитию сценарию, в то время как страны Евросоюза были не готовы к замещению дешевых иранских энергоносителей более дорогими от альтернативных стран поставщиков. И эта ситуация для европейских стран может еще более осложниться, если санкции против Ирана будут ужесточаться.

Возможное эмбарго на экспорт иранского газа больше всего окажет негативное воздействие на саму Европу, сказал Trend в четверг экономический советник ЕС Мехрдад Эмади. «Если будет введено эмбарго на экспорт газа из Ирана, Европа очень сильно пострадает от этого, так как ее с этой страной связывают большие газовые сделки», — сказал Эмади. Иран занимает первое место по добыче газа в регионе после Катара и Саудовской Аравии. По данным BP, добыча газа в Иране увеличилась на 3,9% до 151,8 млрд. кубометров в 2011 году. Доказанные запасы газа в стране, по данным BP, составили на начало 2012 года 33,1 трлн. кубометров. По словам Эмади, на данном этапе очень мало признаков, свидетельствующих о намерении ввести санкции в отношении Ирана в газовой сфере, однако такая вероятность существует. «В настоящее время нет намеков на возможное наложение эмбарго на экспорт газа, однако это не означает, что такое не может случиться в ближайший месяц», — сказал он.

Добыча нефти в Иране составляет около 620 млн. кубометров в сутки. Согласно пятилетнему плану развития, Иран должен экспортировать около 200 млн. кубометров газа в Кувейт, Оман, Бахрейн и ОАЭ. Иран уже подписал контракты на экспорт своего топлива в Сирию, Ливан и Ирак.

В то же время Иран уже готовится нанести еще один удар по Европе в финансовой сфере. Иран хочет отказаться от использования евро в торговле с внешнеторговыми партнерами, сообщает в среду агентство IRNA со ссылкой на заместителя министра иностранных дел страны по вопросам Азии и Океании Аббаса Аракчи. В 2011 году Иран отказался от использования доллара в экспорте нефти. По словам Аракчи, Иран способен обеспечить собственную безопасность и страховку для нефтяных танкеров, и подобная практика уже имела место в Японии, Южной Корее и Индии. После введения нефтяного эмбарго в отношении Ирана страна стала принимать оплату за поставляемую нефть в национальной валюте страны-импортера, в таких, как индийские рупии, китайский юань.

В торговле с соседями Иран намерен использовать либо валюту этих стран, либо свой риал. «США полагали, что Иран не сможет справиться с санкциями и экспорт нефти значительно сократится, однако Иран нашел выход из ситуации», — сказал Аракчи. Евросоюз ввел санкции, предусматривающие сокращение импорта иранской нефти и нефтехимической продукции странами союза еще в январе текущего года. С 1 июля вступил в силу запрет на импорт иранской нефти в страны ЕС. Отметим, что для еврозоны удар по евро может стать весьма болезненным. Не стоит забывать, что инвесторы из-за долгового кризиса в еврозоне и без того стали выводить свои активы из евро в более надежные валюты и ценные бумаги других стран мира.

Довольно примечательно, что если Европа «в долгах как шелках», то сам Иран успел накопить заметные финансовые средства на «черный день», который возможно сегодня и наступил.

В Национальном фонде развития (НФР) Ирана накоплено 40 млрд. долларов, сообщает в среду агентство Fars со ссылкой на управляющего директора фонда Мохаммеда-Резу Фарзина. По его словам, 11,5 млрд. долларов из этой суммы предусмотрены для поддержки частного сектора страны. Более 500 млн. долларов будут выделены на развитие туризма. Как сказал президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, активы НФР к концу текущего года (20 марта 2013 года) составят 55 млрд. долларов.

НФР был создан в соответствии с пятилетним планом развития (2010-2015 годы) для превращения нефтегазовых доходов в продуктивные инвестиции для будущего поколения. Иран переводит в НФР 20% нефтяных доходов(«Тренд»).

Кстати, если Европу сотрясают политические разногласия, и пока не виден «свет в конце тоннеля» долгового кризиса в еврозоне, то Ирану, наоборот, удается найти слабые места в экономической «удавке» санкций со стороны США и стран Евросоюза. Официальный Тегеран практически решил вопрос с экспортом нефти, сделав ставку на азиатские страны.

Южная Корея планирует возобновить импорт нефти из Ирана после того, как Тегеран пообещал поставлять нефть собственными танкерами и предоставить судам страховое покрытие на сумму до 1 млрд. долларов, пишет газета Financial Times. Южная Корея, являвшаяся до недавнего времени четвертым по величине покупателем иранской нефти, стала первой из азиатских стран, прекратившей импорт нефти из этой страны после того, как 1 июля в Евросоюзе был введен запрет на страхование танкеров, перевозящих иранскую нефть.

Между тем, нефтеперерабатывающие компании Южной Кореи сообщили, что Иран предлагает поставлять нефть в азиатскую страну с помощью собственных танкеров и готов страховать эти суда. Южнокорейские нефтепереработчики заявили, что ведут переговоры с национальной танкерной компанией Ирана и планируют в скором времени подписать окончательное соглашение. Тем не менее, детали переговоров не раскрываются, пока неизвестно, будет ли иранская нефть продаваться в Южную Корею по заниженной цене. «Мы достигли базовой договоренности о возобновлении поставок, но детали нам еще предстоит согласовать», — отмечается в сообщении компании SK Energy.

Другая нефтеперерабатывающая компания Южной Кореи Hyundai Oilbank также сообщила, что ожидает скорого подписания соглашения с Ираном. SK Energy и Hyundai Oilbank являются единственными нефтеперерабатывающими компаниями Южной Кореи, импортирующими нефть из Ирана. По оценкам экспертов, поставки нефти из Ирана в Южную Корею могут возобновиться уже в сентябре, что несколько облегчит ситуацию в Иране, вынужденного резко сократить добычу в последние месяцы из-за введенных против этой страны международных санкций. Поставки нефти из Ирана в Азию сократились наполовину в июле по сравнению с уровнем того же месяца прошлого года. В первом полугодии 2012 года импорт иранской нефти Южной Кореей уменьшился на 17% — до 190 тыс. баррелей в сутки. Чтобы компенсировать нехватку нефти, страна была вынуждена увеличить закупки в других странах Ближнего Востока, включая Иран, ОАЭ, Кувейт и Катар («Интерфакс-АНИ»).

Но хотелось бы особо отметить усилия руководства Ирана, направленные на сотрудничество со странами Центральной Азии. Азербайджан, будучи верным союзников США и стран Евросоюза, может лишь с завистью смотреть на то, как Иран активно развивает международный транспортный коридор «Север-Юг». Хотя Азербайджан может считать себя центральной страной в цепи между Россией и Ираном, официальный Тегеран решил делать ставку на более сговорчивые и нейтральные в регионе страны — Туркменистан и Казахстан.

Надо отдать должное и руководителям Туркменистана и Казахстана, которые свои национальные интересы и экономические выгоды от сотрудничества с Ираном поставили выше, чем призрачное одобрение оценки проводимой ими внутренней и внешней политики от администрации США.

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов разрешил Министерству железнодорожного транспорта страны заключить с британскими компаниями контракты на поставку специализированных вагонов, сообщает в четверг официальный туркменский источник. Речь идет о закупке у компании Breyk Taim Club LLP 200 специализированных вагонов, предназначенных для транспортировки нефтепродуктов, у Stock Plaza LLP 300 — специализированных грузовых вагонов, предназначенных для транспортировки цемента и минеральных удобрений. Документ подписан в целях реализации задач, поставленных перед отраслью железнодорожного транспорта страны, дальнейшего укрепления материально-технической базы отрасли, а также повышения качества транспортировки цемента, минеральных удобрений и нефтепродуктов. Подписывая распоряжение, глава государства подчеркнул, что наличие современной транспортно-коммуникационной инфраструктуры является одним из неотъемлемых факторов успешного социально-экономического развития страны и расширения взаимовыгодного международного сотрудничества. В начале текущего года был утвержден Генплан развития отрасли. Туркменистан совместно с Ираном и Казахстаном осуществляет крупный проект строительства железной дороги «Север-Юг», реализация которого откроет странам Европы и Азии выход в Центральную Азию и к Персидскому заливу по наиболее короткому, экономически выгодному маршруту. С другой стороны, аналогичная возможность появится и для транзита грузов из государств Южной и Юго-Восточной Азии, с берегов Индийского океана в страны Северной и Восточной Европы — через Иран, Туркменистан, Казахстан и Россию.

Важность иранского рынка подчеркивают и представители казахстанского бизнес-сообщества.

Иранский рынок важен для казахстанского зерна, несмотря на опасения, связанные с нестабильностью в этой стране, считает президент Зернового союза Казахстана Нурлан Тлеубаев. «Несмотря на то, какой там будет строй и кто придет к власти, это страна с большим населением, которая всегда будет потреблять зерно. Иран, несмотря на собственное производство, всегда импортировал зерно», — сказал «Тренд» Тлеубаев. По его словам, для Казахстана Иран важен не только в качестве рынка сбыта своего главного экспортного товара — зерна, но и как самый короткий транзитный путь к не менее выгодным рынкам в Турцию и в регион Персидского залива. «Мы ждем завершения строительства железной дороги через Туркменистан до Ирана. Кроме того, на территории самого Ирана есть железная дорога, которая соединяет его с Турцией, которая также охотно покупает наше зерно», — сказал Тлеубаев. Что касается Персидского залива, по его словам, население стран этого региона в год потребляет более 23 млн. тонн пшеницы, и начало транзита зерна через Иран откроет для Казахстана большие перспективы. В 2007 году между Казахстаном, Туркменистаном и Ираном было подписано межправительственное соглашение о проекте «Север-Юг». Прогнозируемый объем перевозок по этому маршруту — до 10 миллионов тонн в год.

Разумеется, Иран не прочь не только получить дивиденды за транзит грузов из Туркменистана и Казахстана, но и решить вопросы, связанные со сложившейся в стране непростой продовольственной ситуацией. И в этой связи официальный Тегеран прилагает все усилия, чтобы торговые отношения со странами Центральной Азии шли по восходящей линии.

Кстати, Иран откроет новый морской порт Астара на Каспийском море через две недели, сообщил Фархад Мунтасар Кухсари, глава пароходства провинции Гилан, пишет Moj News. Новый порт сможет обрабатывать 3,5 млн. тонн грузов в год, однако планируется, что на первом этапе порт будет принимать и отгружать 2,5 млн. тонн грузов в год, отметил Кухсари.

Иранская судоходная компания и компания KAVEH в 2009 году подписали контракт на строительство нового порта в Астаре на границе с Азербайджаном. Строительство должно быть завершено в течение 5-6 лет. Пароходство провинции Гилан инвестировало в проект около 78 млн. долларов. По словам Кухсари, для защиты порта было запланировано сооружение 30-метрового волнореза, и эта работа уже завершена, продолжаются дноуглубительные работы в акватории порта. Порт будет располагать четырьмя причалами, три из которых рассчитаны на обработку сухих грузов, один — нефти и нефтепродуктов.

Открытие порта Астара состоится в рамках «правительственной недели» в Иране, которая пройдет 23-28 августа, сказал Кухсари. «Правительственная неделя» в Иране проводится ежегодно в конце августа начиная с 1981 года, когда в результате теракта в Тегеране были убиты второй президент страны Мохаммед Али Раджаи, премьер-министр Мохаммад Джавад Бахонар и три высокопоставленных чиновника(«Тренд»).

Как видим, экономическая жизнь в Иране, несмотря на все санкции США и Евросоюза, продолжается, в то время как от прогнозов по экономике стран Европы от ведущих экспертов мира веет одним лишь пессимизмом…

image
(Пока оценок нет)