Соединенные Штата Америки и их союзники предприняли максимум усилий для того, чтобы иранская экономика оказалась на грани коллапса. Но достичь желаемых результатов Белому дому пока не удается — иранская экономика, несмотря на финансовую и нефтяную блокаду, продолжает искать пути выхода на новые рынки. При этом самым слабым звеном в действиях США оказывается способность Ирана вести интенсивную торговлю со странами региона.
Лидер Ирана аятолла Али Хаменеи призвал правительство страны придерживаться экономической политики, способной защитить страну от последствий международных санкций. «При таком типе экономики прогресс государства сохраняется, а уязвимость экономики перед заговорами врагов снижается», — сказал Али Хаменеи во время встречи с министрами и президентом страны Махмудом Ахмадинежадом. По его словам, с такой экономикой Иран должен противостоять воздействию санкций в отношении нефтехимического и финансового секторов страны. В настоящее время в отношении Ирана действуют экономические санкции, направленные на то, чтобы остановить его ядерную программу. Так, например, США и ЕС ввели эмбарго на поставки иранской нефти, в результате чего Иран несет тяжелые экономические потери. Тегеран считает введение подобных санкций необоснованным, утверждая, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер («Интерфакс»).
Отметим, что санкции США и их союзников уже привели к некоторым негативным последствиям иранскую экономику.
В Иране растет уровень инфляции, пишет газета «Табнак» со ссылкой на статистический комитет страны. По данным статкомитета, в июле инфляция в стране выросла на 0,3 процентных пункта, составив 26,2% против 25,9% за аналогичный период прошлого года.
Цены на продукты питания повысились в июле на 44,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По сравнению с июнем хлеб подорожал на 10,2%, молоко, сыр и яйца — на 8%, фрукты — на 6,5%. По данным статкомитета, цены на жилье, на воду, электричество и газ выросли в прошлом месяце на 47,7% по сравнению с июлем прошлого года. Рост цен также наблюдался в сфере здравоохранения — 14,5% по сравнению с июлем прошлого года. По данным Центрального банка Ирана, годовая инфляция в стране составила 22,9% («Тренд»).
Главной проблемой для Ирана остается развитие главной отрасли национальной экономики — нефтегазовой, и обеспечение реализации продукции на мировых рынках. Отметим, что санкции США в первую очередь касаются компаний и банков, оказывающих содействие добыче нефти и газа.
Иран скоро выпустит специальные нефтяные облигации стоимостью один миллиард долларов, сказал управляющий директор Национальной иранской нефтяной компании Ахмад Галебани, сообщает во вторник Shana News. По его словам, инвестиции в один миллиард долларов включают 500 миллионов от иранской нефтяной компании, а другие 500 миллионов — от иранской компании по добычи нефти и газа «Парс». Галебани также заявил, что Иран будет осуществлять фьючерсные сделки на нефть в следующем году. По его словам, несмотря на то, что существовали некоторые вопросы, связанные с нефтяными фьючерсами и с фондовыми биржами, сейчас все они решены. Говоря о нефтяных месторождениях, Галебани заявил, что Иран увеличит добычу нефти на один миллион баррелей в сутки, а добычу газа — на 400 миллионов кубометров в сутки («Тренд»).
Впрочем, перед Ираном стоит задача не только добыть нефть, но продать ее.
«Власти Ирана пытаются найти страны, которые бы могли зарегистрировать у себя нефтяные танкеры Исламской Республики после того, как Танзания и Тувалу объявили о планах снять суда Тегерана с регистрации, что может ограничить его возможности по экспорту топлива азиатским потребителям», — пишет газета Financial Times.
За последние три месяца Иран сменил названия и регистрацию более чем половины своего флота крупнотоннажных нефтяных танкеров, каждый из которых способен транспортировать почти 2 млн. баррелей в сутки, что эквивалентно суточному потреблению топлива во Франции, чтобы обойти эмбарго, установленное США и Европейским Союзом.
В июле Иран сменил на танкерах собственные флаги и флаги Мальты и Кипра на флаги Танзании и островного государства в Тихом океане — Тувалу. Теперь обе страны из-за давления Вашингтона и Брюсселя заявили о том, что снимут с регистрации суда, принадлежащие NITC, до введения эмбарго, называвшейся National Iranian Tanker Company. Однако теперь США внесли NITC в список иранских компаний, на которые распространяется действие санкций.
По международным законам морские суда должны быть зарегистрированы в какой-либо стране и ходить под ее флагом. В то же время европейские санкции запрещают Международной группе ассоциаций по защите интересов и взаимному страхованию судовладельцев, которая контролирует 95% мирового рынка страхования морских перевозок, заключать перестраховочные соглашения на суда, осуществляющие поставки нефти из Ирана. Ранее о снятии с регистрации 36 иранских нефтяных танкеров объявили власти Занзибара.
Тегерану крайне необходимо найти выход из сложившегося положения, чтобы поставлять топливо в КНР, Японию Индию и со следующего месяца — в Южную Корею. До настоящего времени FT не смогла получить комментарии по ситуации у представителя NITC («Интерфакс-АФИ»).
В складывающейся ситуации для руководства Ирана весьма заманчивым является вариант поставок нефти и природного газа посредством трубопроводов.
Иран в прошлом году реализовал 15 нефтепроводных проектов, сказал управляющий директор Национальной иранской нефтяной инжиниринговой и строительной компании Фархад Ахмади, сообщает агентство Mehr News. По его словам, около 16 тысяч километров трубопроводов в настоящее время находятся в эксплуатации по всей стране. Два других проекта по строительству 900- и 600-километровых трубопроводов реализуются, сказал он. По словам заместителя министра нефти Алирезы Зейгами, пакет инвестиций на сумму 47,5 миллиарда долларов был подготовлен для развития переработки нефти и различных отраслей промышленности, сообщает агентство Mehr News. Он также сказал, что национальная сеть нефтепроводов будет расширена к 2015 году до 5100 километров с нынешних 3700. Иран в настоящее время экспортирует бензин и дизельное топливо в соседние страны, сказал ранее в этом месяце Зейгами.
Также строительство газопровода Иран-Пакистан завершится в первой половине следующего иранского года (солнечный год начинается 21 марта 2013 года), сказал управляющий директор Национальной иранской газовой компании Джавад Овджи. Он добавил, что строительство газопровода будет на 90 процентов завершено уже к концу текущего года, сообщило агентство IRIB. В апреле Экономический совет Ирана выдал разрешение на строительство второй части газопровода Иран-Пакистан, который тянется на 290 километров вдоль иранской границы и будет завершен к 2014 году. Протяженность газопровода на иранской территории составляет 1150 км, из которых уже построено 907 км от Асалуйе до Ираншехра. Что касается участка газопровода от Ираншехра до границы с Пакистаном, то на сегодня укладка труб уже осуществлена на 30-километровом участке со стороны пакистанской границы и на 60-километровом участке со стороны Ираншехра. США предупредили Пакистан о возможных санкциях, если они будут продолжать реализацию проекта с Ираном. Государственный национальный банк Пакистана (НБП) и Oil and Gas Development Company Limited (OGDC) вышли из проекта в прошлом году. Пакистан сегодня ждет финансирования на 500 миллионов долларов из Ирана для финансирования IP. Условия будут доработаны в ходе предстоящих переговоров между двумя странами, которые планируется провести в Исламабаде («Тренд»).
Но руководство Ирана не собирается сидеть сложа руки и сейчас продвигает еще один энергетический проект в регионе.
Иран проведет реконструкцию электросетей Ирака для налаживания экспорта своей электроэнергии в Сирию, сообщает ISNA со ссылкой на министра энергетики Ирана Маджида Намджу. Это заявление Намджу сделал в ходе встречи с министром энергетики Ирака Каримом Афтаном.
По словам Намджу, электросети Ирака не имеют достаточных мощностей для передачи необходимых стране объемов энергии. Так как Ирак сейчас испытывает некоторые технические трудности в работе электросетей, Иран предоставит этой стране свою помощь. До конца сентября Иран планирует поставить необходимое оборудование. Ирак импортирует из Ирана 1200 МВт электроэнергии в сутки. В июле задолженность Ирака перед Ираном за электроэнергию составила 500 миллионов долларов. Кроме того, через Ирак Иран продает электроэнергию в Сирию и Ливан. «Мы наладим поставки электроэнергии из Ирана в иракский город Басра», — сказал Намджу, добавив, что сначала должен быть подписан контракт. В июле Иран и Сирия подписали два меморандума о взаимопонимании о расширении двустороннего сотрудничества в области электричества и воды. В соответствии с одним из меморандумов, Иран на первом этапе будет экспортировать 50 МВт электроэнергии в Сирию через Ирак. На следующем этапе экспорт электроэнергии должен возрасти до 200 МВт. В результате реализации плана экономического развития в 2015 году Иран увеличит выработку электроэнергии на 25 ГВт и доведет ее до 73 ГВт, сказал ранее министр энергетики. Иран в настоящее время обменивается электроэнергией с Турцией, Арменией, Туркменистаном, Азербайджаном, Пакистаном, Афганистаном и Ираком.
Кстати, продукция Ирана окольным путем находит дорогу даже в США.
Из-за экономических санкций Иран вынужден экспортировать ковры в США через Канаду и Мексику, пишет агентство Mehr со ссылкой на председателя совместной ирано-китайской торговой палаты Асадоллу Аскаролади. «Иран ведет переговоры со странами Латинской Америки об экспорте ковров ручной работы», — сказал Аскаролади. По его словам, в США уже имеют представление об иранских коврах. Он также добавил, что западные санкции не окажут влияния на пищевую отрасль Ирана и на ремесла. В прошлом году Иран экспортировал в 80 стран ковры ручной работы на сумму более 560 миллионов долларов. По данным Таможенной администрации Ирана, в прошлом году экспорт ковров увеличился по сравнению с предыдущим годом на 0,8% в стоимостном выражении, однако снизился на 15,4% в объеме.
В текущем календарном году Иран намерен экспортировать ковры на один миллиард долларов. По словам главы Иранского национального центра ковров Мохаммеда Багера Ага-Алихани, ковры играют важную роль в экспорте ненефтяной продукции Ирана.
Отметим, что в Иране немало средств оставляют и граждане Азербайджана. Ни для кого не секрет, что для получения медицинской помощи азербайджанцы после Германии, России и Турции, держат путь в Иран.
Между тем, по официальной статистике, товарооборот между Азербайджаном и Ираном имеет тенденцию к сокращению. В первом полугодии 2012 года Азербайджан сократил экспорт товаров в Иран на 35,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Согласно статистическому отчету, обнародованному Государственным таможенным комитетом (ГТК) Азербайджана, в январе-июне 2011 года экспортные операции Азербайджана с Ираном составили 93,338 миллиона долларов, а за аналогичный период 2012 года этот показатель достиг 60,359 миллиона долларов.
В первом полугодии текущего года товарооборот между Ираном и Азербайджаном составил 149,697 миллиона долларов. За первые шесть месяцев 2012 года из Ирана в Азербайджан импортировано товаров на сумму 81,496 миллиона долларов, за аналогичный период прошлого года эта цифра составила 89,338 миллиона долларов.
Таким образом, Иран не попал в список 15 стран, основных экспортеров Азербайджана, однако занял 12-е место среди стран-импортеров. В список основных внешнеторговых партнеров Азербайджана входят Италия, Израиль и Индонезия по объему экспорта азербайджанских товаров, а среди импортеров лидируют Турция, Россия и Германия. Общий объем импорта в Азербайджане за первые шесть месяцев составил 4 459,649 миллиона долларов, а объем экспорта составил 12 711,507 миллиона долларов («Тренд»).
Итак, руководство Ирана продолжает искать пути снижения ущерба национальной экономике от санкций США и их союзников. И решающая роль в данной схватке будет принадлежать в первую очередь странам региона. Все зависит от того, насколько они будут готовы торговать с Ираном, несмотря на давление Запада.

image
(Пока оценок нет)