Звонок раздался в 10 утра. «Кому не спится в понедельник утром! Трудоголику либо работяге. Слава Аллаху, я не то и не другое», — Мамед потянулся и неспеша нажал на кнопку телефона. Звонили из редакции оппозиционной газеты, доживающей свои последние деньки. В поисках сенсации они готовы были уцепиться за самую ненадежную соломинку, какой являлся Мамед-доллар. Так его прозвали коллеги журналисты. Где-нибудь в Европе его бы называли «Двуликий Янус», хотя больше ему подходит прозвище «Многоликий Янус». Две ипостаси для Мамеда слишком просто. Его талант позволял с пафосом и страстью создавать разновекторные материалы. Он с одинаковым успехом писал для правых, левых, центристов, зеленых, для всех. Получал ото всех гонорары и требовал, чтобы выплачивали их в долларах. Никто не спорил; за хорошо сделанный материал нужно было платить. Единственное осложнение в налаженной жизни Мамеда- необходимость прятаться за псевдонимами. Не так, как прятался Сименон в свое время, боясь показаться редакторам слишком плодовитым, а так, чтобы обмануть читателя, а еще лучше и коллег-журналистов. Пытался он поиграть со стилем то наивным, то саркастически искушенным. Однако через какое то время его маленькие хитрости перестали работать. Как сказал ему коллега: «Уши твои ослиные торчат из любого материала.» Тем не менее, востребованность Мамеда-доллара не убывала, а наоборот. Количество печатных и виртуальных СМИ росло, а вместе с ними потребность в более-менее грамотных журналистах. В последнее время, особенно после того, как было заявлено, что образование будет таким же успешным, как на Западе, вернее, в Европе, грамотных людей, не говоря уже об эрудированных, стало намного меньше, чем прежде. Объяснить этот феномен не пытался даже самый большой поборник отечественного образования. Эта ситуация оказалась весьма на руку Мамеду-доллару. За годы работы он создал несколько шаблонов, лекал, по которым можно было скроить любую статью. Конечно, не обошлось без трудностей. После советских передовиц, на которых он набил руку, освоить «демократический», в быту именуемый Мамедом «дерьмократический» стиль, оказалось не так просто. Но разумному и целеустремленному человеку все по плечу. Вот и Мамед очень скоро вновь стал локомотивом отечественной журналистики.
Услышав голос редактора опальной газеты, Мамед поморщился. Он сразу представил себе, что можно содрать с такой тощей, паршивой овцы. Только шерсти клок. А стоит ли ему, Мамеду, стараться за гроши, если только вчера он отхватил жирный кусок. В качестве ответа на глаза попалась квитанция за электричество. Зимой, чтобы не замерзнуть, приходилось жечь все имеющиеся в доме обогревательные приборы. Се ля ви. Хочешь жить, умей вертеться. Совсем как этот проклятый счетчик. Что ж поделать! Пусть по счету за электричество заплатит редактор опальной газеты. Журналист терпеливо выслушал стенания редактора, затем суть материала, и в самом конце подвел итог:
— Таксу мою знаете, платите мне в долларах. Сейчас холодно, поэтому в качестве бонуса плюс к обычному гонорару оплатите мой счет за электричество. Мне чужого не надо. На квитанции у меня чуть больше 97 манатов с копейками, посчитаете в долларах. Квитанцию могу предъявить, когда будете мне платить.
Редактор замолк, видимо, переваривая сказанное Мамедом. Потом тяжело вздохнул:
— Согласен. Материал мне нужен к завтрашнему дню. В каком свете подать вчерашний инцидент с быком, надеюсь тебя учить не надо. Все вчера на ушах стояли, только об этом случае и говорили. Ты, наверное, в курсе. На фейсбуке ты давно уже свой человек. А мне мои ребята сказали, что там и видео выложили. Только скажу одно. Бык, а также бараны, овцы, козы и другие домашние животные могли появиться в центре города только при нынешних властях. Мамед живо отреагировал:
— Послушайте, уважаемый, вы за кого меня принимаете? За младенца? Не учи ученого. Или как говорил поэт-трибун Маяковский: «За одного битого двух небитых дают»
— А что, он, в самом деле, так говорил?
— Не веришь, проверь, ха-ха.
«Сначала приму душ, а потом заварю кофейку и сварганю статейку». Кран в ванной пошипел, но так и не решился пролиться хотя бы ручейком. «Вот так всегда! Нет, чтобы людям воду давать, фонтаны строят!», -проворчал Мамед. Тем не менее, он не стал сильно расстраиваться, воспользовался своим воинственным настроем и тут же выдал заголовок статьи:
Бык вместо фонтана
Вчера утром бакинцы, живущие в центре города, а именно на площади Физули, стали зрителями корриды, с недавних пор запрещенной в Европе. В Испании любители корриды возмущены запретом этого зрелища, которым любовались еще в Древнем Риме. Возможно, некоторые из зрителей решили, что в связи с предстоящим конкурсом «Евровидения» власти города собираются порадовать гостей корридой, которую им уже не доведется увидеть в Европе, и решили отрепетировать захватывающее зрелище. Как это происходило?! Посреди круга, покрытого зеленым газоном, бил копытом землю молодой бык. Вокруг него, сохраняя дистанцию, собралось человек сто фанатов. По поведению быка можно было догадаться, что он настроен весьма решительно. Уже глядя на быка возникали сомнения в том, что устроители корриды компетентны в данном вопросе. У быка должны быть рога, чтобы шансы между ним и его обидчиками были хотя бы приблизительно равны. У нашего бычка рога еще не выросли. Не было ни тореро, ни пикадора, а только толпа фанатов. В какой-то момент роль тореро решил взять на себя полисмен, командующий всеми фанатами. У него в руках появилась веревка, и он, похоже, решил соорудить лассо, чтобы набросить его на быка. Вспомнил ковбойские американские фильмы.
Действия фанатов также носили хаотичный характер. Они кричали, махали руками, пытались запугать быка. Вместо быка пугались сами, как только бык поворачивал свирепую голову в их сторону. Один из полисменов принес ведро с водой, установил его в центре круга, с явным намерением заманить быка на водопой. Бык не поддался на провокацию. Он стал задом к ведру, застыл на мгновение, наблюдая за тем, как люди пытались взять его в круг. Бык смело ринулся на живую цепь, рассыпавшуюся при его приближении, легко перепрыгнул через невысокий бордюр и оказался на оживленной магистрали. Толпа повалила за быком. На кругу остался лишь ударный отряд полисменов, проводивший срочное совещание прямо на поле битвы.
Вскоре стало ясно, что зрелище спонтанно, что все произошло не по воле организаторов, а только по причине полного хаоса и неразберихи, царящей в городском хозяйстве. Всего несколько дней назад, как стаял снег, создавший аварийную ситуацию на дорогах. Дорогостоящая техника для очистки от снега, закупленная для подобного катаклизма природы, так и не появилась на дорогах. После таяния снега хваленые, почти золотые дороги (если учесть средства, затраченные на них), прохудились и покрылись глубокими ямами. И в качестве апофеоза бесхозяйственности, расхлябанности, в самом центре, можно сказать, в сердце Баку, появляется бык. Еще хорошо, что он явился не в разгар «Евровидения», иначе позор на всю Европу. Можно представить какими бы заголовками пестрели западные газеты и журналы. «Быки разгуливают в центре столицы»,»Коррида по-бакински», » Живой бык вместо фонтана» и т.д. и т.п.
Если уважаемый читатель думает, что бык, а вместе с ним все сопровождающие его лица ограничились одним перформансом, то он ошибается. Зрители окрестных домов получили возможность трижды наблюдать сцену выхода быка. Три раза бык оказывался на кругу вместе со свитой. ТорерА, ни даже пикадора не получилось ни из одного полисмена. Бык одержал победу по очкам.
Один вопрос прояснился для меня. Я теперь лучше понимаю, почему на всех открытых площадках в городе, где проблемы с водой, устанавливаются фонтаны. Возможно из боязни, что территорию захватит какой- нибудь агрессивный бык, а вместе с ним и его фанаты, что мы и наблюдали вчера утром.
* * *
Мамед перечитал страничку. Еще раз похвалил себя за гениальность. Добавлять ничего не стал, кстати, вспомнив Чехова и его изречение о том, что «краткость -сестра таланта». «Если редактор скажет о том, что статья слишком маленькая, то обязательно повторю эту фразу». Он тут же переслал статью в газету по мейлу. Закурил сигарету, наслаждаясь чувством хорошо исполненного дела. Не успел он затушить окурок, как вновь раздался звонок. Журналист не сомневался в том, что звонит один из редакторов прорежимной прессы, чтобы заказать ему статью о быке, а заодно о происках оппозиционеров. Вот только не с кем было заключать пари, а то бы он и его выиграл. В самом деле, Мамед оказался провидцем. Звонил главред газеты-рупора власти — с просьбой, которую так прозорливо угадал журналист.
— Друг мой, я не сомневаюсь в том, что ты не прочь заработать. Не зря ведь тебя прозвали Мамед-доллар. Хе-хе. Не смущайся. Все знают, что ты зарабатываешь денежку честным трудом, горбатишься, можно сказать, день и ночь. Глаза портишь. Как, дорогой, твое самочувствие? Готов ли ты дать отпор никчемной оппозиции. Посмотри, что они придумали?! Не дают им на площади Физули митинги идиотские проводить, так они быка притащили. Извращенная фантазия, да и только! А почему не барана, спрашивается? Хе-хе. Хорошая мысль, ты не находишь? Впрочем, тебе видней. Материал я хочу получить завтра утром. Такому опытному журналисту не составит труда набросать статейку. Хе-хе.
— Я и не спорю. Согласен. Таксу мою вы знаете. Оплата в долларах. Привычек своих я не меняю. Остаюсь верным доллару, несмотря на финансовый кризис и вообще…
— Ценю постоянство, Мамед. Не первый год мы с тобой знакомы.
(Окончание следует)

image
(Пока оценок нет)