Азербайджан продолжает рассматривать маршруты поставок природного газа в связи с намеченными работами по увеличению его добычи в стране. Отметим, что Азербайджан на сегодня имеет несколько маршрутов поставок природного газа в Россию, Иран, Турцию и Грузию. Понятно, что направление Ирана и России — тупиковое, так как обе страны имеют куда более значительные запасы природного газа, являются экспортерами «голубого топлива» и, соответственно, не заинтересованы в реализации каких-либо крупных проектов. Что касается рынков Грузии и Турции, то, несмотря на заинтересованность в приобретении азербайджанского газа, цены на который заметно ниже, чем у других поставщиков, данные рынки не могут в полном объеме «переварить» предстоящие объемы нашего «голубого топлива».
Соответственно, Азербайджан нацелен на европейские рынки, и основной маршрут должен пройти транзитом через Грузию и Турцию, далее на рынок Греции, Италии посредством Трансадриатического трубопровода (ТАР) или трубопровода Nabucco-West до центральноевропейского газового хаба на территории Австрии. Разумеется, не стоит сбрасывать со счетов и проект Azerbaijan-Georgia-Romania Interconnector (AGRI), который предусматривает транспортировку сжиженного газа через Черноморское побережье Грузии в Румынию.
Реализация всех указанных проектов для Азербайджана важна в рамках диверсификации поставок газа в Европу, так как предугадать спрос на «голубое топливо» в каком-либо регионе становится крайне сложно.
Проект Nabucco-West продолжает конкурировать с другими проектами по поставкам азербайджанского газа на европейские рынки, пишет Reuters со ссылкой на представителя SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана) в Германии Эльмара Мамедова.
По словам Мамедова, недавнее подписание соглашения между партнерами по разработке азербайджанского газоконденсатного месторождения «Шахдениз» (BP, SOCAR и Total) и Трансадриатическим трубопроводом (ТАР) по финансированию проекта не направлено против проекта Nabucco-West. «Соглашение с ТАР дает партнерам больше юридической безопасности. Это не решение, направленное против Nabucco-West», — сказал Мамедов. Он также добавил, что SOCAR намерена подписать такое же соглашение и с консорциумом проекта Nabucco-West.
В начале августа BP, SOCAR и Total подписали с TAP соглашение о финансировании проекта до выбора окончательного маршрута экспорта азербайджанского газа в Европу. В соответствии с соглашением выделенные средства будут направлены на различные работы в рамках проекта, которые планируется осуществить до принятия окончательного решения по трубопроводному маршруту экспорта азербайджанского газа в Европу в 2013 году.
Соглашение также предполагает возможность приобретения партнерами по разработке «Шахдениз» до 50 процентов в проекте ТАР.
TAP призван транспортировать газ из Каспийского региона через Грецию и Албанию и через Адриатическое море на юг Италии и далее в Западную Европу. Акционерами ТАР являются швейцарская EGL (42,5%), норвежская Statoil (42,5%) и немецкая E.ON Ruhrgas (15%). Общая протяженность TAP составляет примерно 800 километров. Первоначальная мощность трубопровода TAP составит 10 миллиардов кубометров в год, с возможностью расширения до 20 миллиардов кубических метров в год.
Nabucco-West предусматривает строительство 1300 км трубопровода (Болгария — 412 километров, Румыния — 469 километра, Венгрия — 384 километров, Австрия — 47 километров) от турецко-болгарской границы до австрийского Баумгартена. Акционерами проекта являются австрийская OMV, венгерская FGSZ, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas и немецкая RWE.
Сейчас ведется много разговоров о проекте строительства Транскаспийского газопровода (ТКГП), который может соединить азербайджанский и туркменский берега для транспортировки туркменского газа на европейский рынок. Для Туркменистана европейский рынок может стать в перспективе важным рынком сбыта. На сегодня Туркменистан большие надежды возлагает на китайский рынок.
Строительство третьей ветки газопровода Китай-Центральная Азия планируется начать в сентябре 2012 г. Об этом сообщил замглавы Госкомитета по делам развития и реформ КНР, глава Государственного управления по делам энергетики страны Лю Тенань на втором заседании китайско-туркменской подкомиссии по энергетическому сотрудничеству в Пекине
В ноябре 2011 г. было подписано соглашение по увеличению ежегодной поставки Туркменистаном в Китай природного газа на 25 млрд. куб. м. После строительства третьей ветки газопровода увеличится и объем торговли природным газом между двумя странами.
Ранее сообщалось, что общий годовой объем поступающего китайским потребителям туркменского топлива в ближайшие годы будет доведен до 65 млрд. куб. м. К аналогичным соглашениям с Поднебесной присоединились также Казахстан и Узбекистан. В общей сложности КНР получит из Центральной Азии 80 млрд. куб. м газа ежегодно.
По данным на конец ноября 2011 г., в Поднебесную поступило 17,5 млрд. куб. м туркменского газа. На эти поставки пришлось 50% от общего объема импорта «голубого топлива» в страну. Зависимость Китая от импортного топлива растет. К 2015 г. этот показатель прогнозируется на уровне 40%. При этом собственные запасы пригодного для добычи природного газа в КНР составляют 32 трлн. куб. м (СhinaPRO.ru).
Впрочем, эти запасы природного газа могут резко увеличиться за счет наращивания Китаем добычи «голубого топлива» в рамках разработок сланцевого газа.
Нефтяной гигант Royal Dutch Shell планирует тратить не менее 1 миллиарда долларов в год на поиск сланцевого газа в Китае. Об этом сообщил генеральный директор китайского подразделения компании Лим Хо Куанг, передает «Рейтер». «Если мы и пересмотрим эти планы, то только в сторону повышения», — сказал Лим.
В марте Shell заключил соглашение о разделе продукции с китайской China National Petroleum Corporation (CNPC) для совместной добычи сланцевого газа в Китае, что для страны стало первым соглашением такого рода. По предварительным оценкам, Китай может владеть крупнейшими в мире запасами сланцевого газа. «Это альянс сильных компаний, что поможет контролировать расходы», — сказал Лим о партнерстве с CNPC.
Вместе с CNPC Shell планирует построить нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс на востоке Китая стоимостью 12,6 миллиарда доллара, что станет крупнейшей единоразовой иностранной инвестицией в страну. На CNPC приходится 60 процентов китайской добычи нефти и три четверти добычи газа.
Китай более чем на треть обеспечивает рост мирового потребления нефти, а потребление природного газа в стране, по прогнозам, утроится в этом десятилетии.
Shell — один из основных поставщиков в Китай сжиженного природного газа (СПГ) с предприятий в Австралии и Катаре. «Нам нужно найти партнера, который не только будет сотрудничать с нами день-два, но у которого будут такие же планы развития и направление на ближайшие несколько десятилетий», — сказал Лим.
Среди основных препятствий, которые Shell встречает в Китае, — жесткий государственный контроль над нефтепереработкой и вопросы экологии. Власти Китая были вынуждены отменить ряд проектов из-за протестов против загрязнения окружающей среды (www.angi.ru).

image
(Пока оценок нет)