«Английский генерал на Каспийском море, на единственном море, не вспаханном еще английскими судами, на борту парохода, названного в честь южно-африканского президента-голландца, отплывающий из персидского порта под сербским флагом для освобождения армян из-под турецкого ига в революционном русском городе» — этими торжественными и слегка запутанными словами начинал описание своего бакинского вояжа во главе экспедиционного корпуса «Денстерфорс» британский генерал Лионель Чарльз Денстервиль (1865-1946).
Сначала необходимые объяснения: пароход «Президент Крюгер», на котором Денстервиль 17 августа 1918 года прибыл в бакинский порт, носил имя президента Южно-Африканской республики в 1883-1900 годах, активного участника англо-бурских войн, голландца по национальности Пауля Крюгера. Персидский порт -это Энзели, а «революционный русский город» — Баку. «Освобождение армян» и «турецкое иго» скорее всего плод больного воображения. В реальности все было наоборот. Баку в военном, политическом и экономическом планах находился в руках армян. Рожденное в муках азербайджанское государство боролось за освобождение своей исторической столицы.Что касается сербского флага, здесь тоже своя небольшая история. Денстервиль сначала поднял на своем корабле трехцветный российский флаг. Однако местные революционеры не согласились с этим выбором. В свою очередь британский генерал не хотел плавать под красным большевистским флагом. «После долгих пререканий мы пришли к компромиссному решению поднять старый русский флаг, но с тем условием, чтобы он был повешен вверх ногами. С этим решением я согласился, и с этого момента мы плавали по Каспийскому морю под сербским флагом: революционеры не подозревали, что перевернутый русский флаг — не что иное, как флаг сербский»- писал позже Денстервиль в своей книге «Приключения «Денстерфорса».
Генерал Денстервиль был кадровым офицером. Учился в колледже Юнайтед Сервисес — специальном образовательном учреждении закрытого типа, готовившем английскую молодежь к службе в имперской армии. Его товарищем по учебе был будущий всемирно известный английский писатель, лауреат Нобеловской премии Редьярд Киплинг. Кстати, молодой Лионель Денстервиль являлся прототипом одного из главных героев романа «Сталки и компания» начинающего Киплинга. И, судя по дневниковым записям, не был лишен литературного таланта.
Военную службу начал в 1884 году в сухопутных подразделениях британской колониальной армии, размещенных на территории современного Пакистана. В годы Первой мировой войны служил в воинских частях, дислоцированных в Индии.
24 декабря 1917 года командир первой пехотной бригады на северо — западной границе Индии полковник Денстервиль получил секретный приказ явиться в штаб армии в Дели. Здесь в первых числах января 1918 года ему присвоили звание генерал-майора и назначили руководителем несуществующей еще военной миссии.
Дело в том, что чуть раньше, 23 декабря в Париже была подписана секретная англо-французская, конвенция о разделении на сферы влияния некоторых территорий бывшей Российской Империи между этими двумя государствами. По условиям конвенции Донский бассейн, Кавказ и Туркестан были отнесены, британской сфере влияния. В новых политических условиях, обусловленных распадом царской России, в Военном министерстве страны под руководством Лорда Керзона и Уильяма Робертсона был образован т.н. «Восточный комитет» по делам восточных колоний Великобритании.
По предложению комитета в срочном порядке сформировали три военные миссии под руководством генералов Вильфрида Маллесона, Георга Маккартни и новоиспеченного генерала Лионеля Денстервиля. Первая миссия должна была контролировать восточную часть ирано-афганской границы, город Мешхед и важную узловую станцию закаспийской железной дороги — Ашхабад. Вторая миссия также должна была задействована в Туркестане. Генералу Маккартни было поручено во главе своей миссии вступить в качестве разделительной силы между Восточным Туркестаном и бывшими русскими владениями, а также держать под контролем Ташкент. Наконец, генерал Денстервиль должен был обеспечить британский контроль над морскими портами Энзели и Баку, координировать работу пробританских сил, предупредить предполагаемое продвижение немецко-турецких сил в Центральной Азии, Индии и Афганистане.
По мнению английского генерала, единственно возможным и самым целесообразным планом было отправить его миссию в Тифлис. Эта миссия по прибытию на место назначения «должна была реорганизовать распавшиеся единицы русской, грузинской и армянской армий, и восстановить фронт против турецкого вторжения».
С этой целью 18 января 1918 г. он прибыл в недавно отвоеванный от Османской империи Багдад и немедленно приступил к формированию военного контингента под названием «Densterforse» (Силы Денствервиля). Наряду с английскими солдатами и офицерами в состав миссии количеством около 1000 человек были привлечены также канадские, австралийские и новозеландские военнослужащие.
Не дожидаясь полного укомплектования, 27 января Денстервиль во главе своих передовых сил в 41 военном «Форде» выехал из Багдада в Иран. Он планировал в средних числах февраля добраться в Баку и дальше по Закавказской железной дорогой двигаться в Тифлис. Несмотря на бездорожье и ужасные погодные условия, британцы почти достигли своей цели. 18 февраля «Денстерфорс» уже находился в персидском портовом городе Энзели. Оставалось переплыть Каспийское море. И они могли высадиться на желанных берегах Баку.
Однако генералу пришлось скитаться по городам и селам Персии почти полгода. Только в первых числах августа 1918 г. Денстервиль получил реальную возможность осуществить свой план и приехать в вожделенное «царство нефти и миллионов». Этому способствовало падения дашнакско-большевистского режима Шаумяна — Бакинской коммуны. Новая власть — Диктатура Центрокаспия (Центральный комитет Каспийской военной флотилии) с подачи Армянского национального совета пригласила Денстервиля в Баку.
Передовой отряд «Денстерфорса» прибыл в Баку 4 августа под командованием полковника Боба Стокса, а основные силы — 17 августа. Британский экспедиционный корпус не произвел должного впечатления на представителей Диктатуры Центрокаспия и Армянского национального совета. Новые хозяева Баку были крайне озабочены малочисленностью военного контингента. А генерал Денстервиль, в свою очередь, полагал, что его основная роль должна заключаться в координации действий и повышении боевого духа войск, оборонявших города.
«Денстерфорс» не был в состоянии нести единоличную ответственность за оборону. С другой стороны, Денстервиль был неприятно поражен полной неорганизованностью и небоеспобностью войск Диктатуры Центрокаспия, офицерский состав и солдаты которых состояли по большой частью из армян.
Англичане получили первое боевое крещение в борьбе против Кавказской Исламской Армии 26 августа в районе Бинагади, где потеряли 3 офицеров и 70 солдат убитыми. Несмотря на значительные потери, им не удалось предотвратить успешную атаку турецких войск. Тем не менее, по словам Денстервиля, это была очень решительная атака, и если бы эти позиции занимали силы Центрокаспия, город был бы взят. В последующие дни англичане потерпели поражение и на других участках фронта.
94 года тому назад, 14 сентября 1918 г. началась решающая битва за Баку. К 9 часам утра турецкие войска прорвали оборону в Вольчих воротах и заняли стратегические высоты над городом. Попытки англичан остановить их не увенчались успехом. По словам Денстервиля, «бакинские войска вместо того, чтобы оказать сопротивление врагу, покинули позицию, подвергая опасности английских солдат. А армяне, как всегда, были бесполезными». Общие потери британцев в боях за Баку составили 180 человек убитыми.
15 сентября остатки «Денстерфорса», в спешке покинув Баку, отправились в Энзели. Таким образом, генерал Денстервиль не смог выполнить поставленную перед ним задачу. Его миссия провалилась. Азербайджано-турецкие силы после 50-дневных кровавых боев освободили Баку. Спустя два дня правительство республики переехало из временной столицы Гянджи в главный город страны.
Генерал Денстервиль приехал в Баку не как друг азербайджанского народа. Его миссия была направлена против молодой азербайджанской государственности. Он представлял интересы Британской империи. А для осуществления колониальной политики своей страны на Южном Кавказе и в Азербайджане опирался в первую очередь на поддержку армян, выразителем воли и зашитником которых был и в Баку.
В 1911-1922 годах Денстервиль вел обширные дневники. На основе своих записей в 1920 г. в Лондоне издал книгу «Приключения «Денстерфорса» («The Adventures of Dеnsterforse»). Дневники и данная книга английского генерала являются ценными источниками для изучения истории освобождения Баку и общественно-политической ситуации в регионе во второй половине 1918 г. в целом.
Накануне 94-ой годовщины освобождения Баку от дашнакско0большевистской оккупации решил представить вниманию читателей газеты «Зеркало» страницу дневника генерала Денстервиля, посвященную событиям вокруг Баку в моем переводе с английского.

ОТРЫВКИ ИЗ ДНЕВНИКА ДЕНСТЕРВИЛЯ
1918 ГОД
26 мая
Последние новости заставляют меня сделать еще одно попытку добраться в Баку. Поэтому в пятницу покидаю здешние места (имеется в виду Тегеран, где тогда находился автор — В.Г.), 31 мая присоединяюсь к Бичерахову (1) и его казакам в Казвине, потом по дороге в Энзели буду воевать с дженгелийстами (2). Если не опоздаем, тогда можем прибыть в Баку вовремя, спасти город и нефтяные промыслы от попадания в руки турок и германцев, которые двигаются из Тифлиса для их захвата. Будем ли мы опаздывать как всегда? Это не моя вина. Они всегда отказывают мне в выделении войск и аэропланов, в которых я так нуждаюсь.
28 мая
Телеграмма Военного Министерства категорически запрещает мне отправляться на Кавказ в настоящее время. Таким образом, немцы будут владеть бакинской нефтью, красноводским хлопком, астраханским зерном и Каспийским морем. Это очень тяжело и грустно. Мне придется контролировать только Персию. Думается, что волнения Перси Сюка в Северной Персии насторожили их (имеются в виду британские власти — В.Г.) Потом Кучек хан в Реште (3), турки в Тебризе, безнадежность гражданской войны в Баку и финансовые вопросы… Они не могут наладить дело с обеспечением. Отправил телеграмму о требуемом минимуме около 5 миллионов фунтовстерлингов ежемесячно.
28 июля
Кажется, до сих пор у меня остается шанс спасти Баку от турок и германцев. Большевики лишились власти. Наконец дошла моя очередь переплыть море и попытаться спасти Баку. Я имел частые беседы с большевистским и эсеровским лидерами. Первый пришел на ланч, а последний был более сговорчив.
31 июля
Положение в Баку очень критическое, и мы можем опоздать. Двое большевистских лидеров — Челябин и Лазарев — обедали у меня. Нельзя сказать, что очень интересные люди. Но было забавно наблюдать, как они пожирают еду и свои принципы одновременно.
——————
1. Бичерахов Л.Ф. (1882-1952) — русский офицер, участник Первой мировой войны и Гражданской войны. В начале 1918 года в Персии сформировал свой отряд (приблизительно 1000 человек), состоявший на службе у англичан. В июле 1918 года во главе этого отряда прибыл в Баку и принимал участие в боях против турецко-азербайджанских сил. Участвовал в свержении в Баку власти Бакинской коммуны и установления власти Диктатуры Центрокаспия. В 1919 году эмигрировал из России.
2. Дженгелийцы — участники антиимпериалистического партизанского движения в Гилянской области Персии. В период подъема национально-освободительного движения на севере выступали единым фронтом с иранскими коммунистами.
3. Мирза Кучек хан Джангали (1881-1921) — иранский военный и политический деятель, один из руководителей национально-освободительного движения в Гиляне. Выступал как ярый противник британского империализма.
(Продолжение следует)

image
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)