— Сильно ли изменился Азербайджан с тех пор, как Вы завершили работу в республике в качестве посла США?
— Конечно, во многих отношениях Азербайджан достиг огромного прогресса. Когда я был свидетелем подписания «Контракта века» осенью 1994 года, никогда не подумал бы, что менее чем за 20 лет Азербайджан добьется того экономического прогресса, который наблюдается сегодня. И все это стало возможным благодаpя тому, что азербайджанцы, западные правительства и частные международные компании смогли сотрудничать ради достижения того, что казалось мечтой в то время — динамичного развития энергетического сектоpа. Азербайджан стал богатой страной, и азербайджанцы должны гордиться своими достижениями.
В то же время стране еще нужно проделать работу в направлении социального и демократического развития. Но я уверен: если Азербайджан смог достичь такого замечательного, если не беспрецедентного, прогресса в экономической сфере, менее чем за 20 лет, то такой же успех возможен и в других сферах.
— Как Вы можете объяснить тот факт, что США, заявляющие о большой значимости сотрудничества с Азербайджаном, периодически создают проблему с назначением посла в Баку?
— Отсутствие посла в Баку было крупным провалом американской дипломатии. Честно говоря, я не могу объяснить, как в отсутствие посла США могли бы способствовать примирению Азербайджана и Армении, укреплять свою собственную безопасность, усиливать международное сотрудничество в отношении иранской ядерной программы или расширять важный американо-азербайджанских диалог в отношении прав человека, свободы прессы и демократии.
— Есть мнение, что администрация Обамы уделяет меньше внимания Южному Кавказу, чем администрация Буша. Согласны ли Вы с этим мнением? И можем ли мы ожидать более активной американской политики в регионе после предстоящих президентских выборов?
— Проводить сравнительную оценку расчетов разных администраций в отношении pегиона трудно, ибо времена меняются, как и меняются акценты в решении проблем внешней политики. Кстати, события на самом Южном Кавказе могут влиять на степень интереса к этому региону.
В то же время после распада Советского Союза все американские администрации признавали важность наличия хороших дипломатических отношений и сильных партнеров в этом важном регионе. Но есть и другие аспекты нашей внешней политики и политики безопасности, требующие безотлагательного внимания (например, Афганистан). Наши постоянные внутренние экономические проблемы также требуют от политиков решения.
Новая администрация, безусловно, должна сделать свою собственную оценку политики по отношению к региону, но до завершения выборов трудно говоpить о ее планах.
— Что Вы можете сказать о перспективах карабахского урегулирования? Возможно ли его достижение в скором будущем?
— Честно говоря, я не вижу перспектив для скорого урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха до тех пор, пока правительства двух стран не начнут готовить свою общественность к компромиссам, необходимым для успеха на любых дипломатических переговорах. Я не верю в крах усилий Минской группы. Скорее, стороны конфликта не смогли до сих пор воспользоваться возможностями Минского процесса.
— Есть ли угроза возобновления конфликта?
— Не думаю. Хотя риск этого присутствует всегда, есть многое, что можно потерять при этом нежелательном сценарии.

image
(Пока оценок нет)