Представители общественности Азербайджана возмущены арестом активиста гражданского движения Nida и блоггера Заура Гурбанлы. Напомним, Гурбанлы был арестован 29 сентября перед своим домом и приговорен к 15 суткам ареста за неповиновение полиции. При этом в его квартире и на рабочем месте были проведены обыски и изъяты печатные материалы и компьютер.
Около 50 молодых людей, в том числе композитор Эльмир Мирзоев, Мубариз Азимли, Гурбан Алекперов, музыкант Джамал Али, Гаджи Гаджиев и другие, развернули движение протеста против ареста Гурбанлы, сообщает «Туран». Они заявили, что всегда будут вместе с Nida, которое стоит в авангарде борьбы за демократическое будущее Азербайджана.
Молодежная организация Партии гражданской солидарности Азербайджана также осудила арест Гурбанлы. В заявлении указывается на политические мотивы и незаконность ареста Гурбанлы, факт которого два дня скрывался от родных и общественности. Авторы заявления требуют освобождения Гурбанлы и других активистов, прекращения репрессий против сторонников демократических преобразований.
Международная правозащитная организация Amnesty International 2 октября выступила с призывом к Азербайджану освободить молодежного активиста Заура Гурбанлы.
В заявлении отмечается, что Заур Гурбанлы является членом организации Nida, проводящей кампании в поддержку прав человека и демократии.
В мае Заур Гурбанлы принял участие в кампании «Пой во имя демократии» (Sing For Democracy), которая проходила во время проведения в Азербайджане международного песенного конкурса Eurovision.
Министерство внутренних дел распространило сообщение, что Заур Гурбанлы арестован за оказание сопротивления сотрудникам полиции при его задержании на основании оперативной информации, связанной с незаконным оборотом наркотических веществ. Кроме того, в ходе обыска на рабочем месте Заура Гурбанлы были якобы обнаружены и изъяты незаконные документы и иные предметы.
Директор программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии Джон Далусен заявил, что «азербайджанских активистов часто задерживают по обвинению в сопротивлении полиции. Это дает власти возможность задерживать их на 15 дней, чтобы фабриковать дела против них».
Вчера же Генеральная прокуратура ответила отказом на обращение большой группы активистов гражданского общества изменить меру пресечения молодежной активистке партии «Мусават» Нигяр Ягублу.
В официальном ответе прокуратуры говорится, что Ягублу пыталась скрыться от следствия по делу об автоаварии 25 августа, в результате которой погиб человек, а ее вина в этом была доказана. Что касается изменения меры пресечения, то это является прерогативой суда, заявляет прокуратура.
Кроме того, 2 октября состоялась встреча отечественных правозащитников, на которой координатор Клуба прав человека Расул Джафаров сообщил о намерении проинформировать депутатов ПАСЕ о новых потенциальных политзаключенных в Азербайджане, и, в частности, арестованных недавно Нигяр Ягублу и Зауре Гурбанлы.
Кроме того, со ссылкой на источники в ассамблее он заявил, что обсуждение доклада Кристофера Штрассера о критериях понятия «политзаключенный» в ПАСЕ 3 октября может быть снято с повестки дня. По его словам, азербайджанская и ряд других делегаций под предлогом спорности положений доклада пытаются добиться его отмены.
Другой темой обсуждения членов «Альянса «Азербайджан без политзаключенных» стала ситуация в колонии N14, где недавно был жестоко подавлен бунт осужденных. С докладом выступил глава молодежной организации партии «Мусават», бывший узник совести Турал Аббаслы, сидевший в этой колонии. По его словам, в бунте участвовали несколько сот заключенных. Против них было использовано специальное карательное подразделение Пенитенциарной службы. При этом около 25 заключенных были повторно привлечены к уголовной ответственности за бунт. Говоря о причинах, Аббаслы сказал, что эта колония напоминает концлагерь. Там жестко пресекают общение между группами заключенных. «Если беседуют три земляка, то одного обязательно посадят в карцер», — сказал Аббаслы.
В колонии распространена практика побоев и пыток. Особенно «прославился» офицер Ализамин Гулиев, которого называют «черным полковником», «королем пыток», «мистер дубинка».
Другой бывший узник совести Ахад Мамедли отметил, что обнародованные в Грузии видеокадры избиения заключенных стоили правящей партии потери власти на парламентских выборах. Однако это были «цветочки по сравнению с происходящим в Азербайджане».
Еще один член организации «Азербайджан без политзаключенных» Октай Гюлалыев сообщил, что в тюрьмах Азербайджана содержатся «десятки узников «Евровидения». «Эти люди, в основном верующие, были арестованы по надуманным обвинениям в незаконном хранении наркотиков».
Директор агентства «Туран» Мехман Алиев предложил подойти к данному вопросу в широком контексте. Если людей привлекают к ответственности по наркотикам, надо расследовать происхождение наркотиков: как они попадают в страну, кто стоит за этим, отметил он.
Еще одной проблемой является отсутствие общественного контроля за местами отбывания наказаний. Координатор Альянса защиты политических свобод Самир Кязымлы предложил провести кампанию порицания созданного Минюстом Общественного комитета по наблюдению за местами отбывания наказаний.
Примечательно, что координатор этой структуры, депутат Чингиз Ганизаде выступал с обвинениями против координатора штаба «Кура» Октая Гюлалыева и оправдывал его арест, напомнил директор агентства «Туран».
Участники обсуждений приняли решение продолжить мониторинг и призвать международные организации оказать воздействие на власти Азербайджана, чтобы не допустить роста числа политзаключенных в стране.

image
(Пока оценок нет)